Билет 21. Процессы феодализации в Византийской империи.

Главный критерий феодализма – отношение власти и собственности, природа власти и собственности. В Византии существовала прочная государственная власть. Главный мотор феодализации – государство. К обычному налогу (пакту) присоединялся канон (рента).

1) Подчинение свободного крестьянства через государство (эпиболе, класмы, налоги, ограничение прав распоряжения землёй). Общинники были связаны круговой порукой: при налоговой несамостоятельности кого-либо из них участок присоединяли к участкам соседей с обязанностью вносить за него налоги – эпиболе (прибавка, коллективная ответственность). Эволюция эпиболе к началу 9 в. – заброшенный соседом участок уже не присоединяли к земле общинников, а давали им право его обрабатывать взамен уплаты налогов (аллиленгий). Класмы — заброшенные крестьянами и запустевшие участки земли, которые казна по истечении 30 лет бесхозности изымала из сельской общины, распродавала или сдавала в аренду. Класмы могли в разных формах продаваться частным или юридическим лицам и до истечения обусловленного законом срока, но в этом случае при появлении законного владельца новый собственник утрачивал всякие права на купленную или взятую в аренду у казны землю, но имел право требовать возмещения от государства понесенных в связи с этим убытков. До истечения 30 лет заброшенности такие земельные участки официально именовались симпафиями. С Никифора I (802-811) казна стала взимать со всех жителей капникон – подворную подать с домохозяина.

2) Централизованный нажим на общину. Община в Византии была податной, т.е. обязанной платить в пользу казны разнообразные налоги и выполнять государственные отработочные повинности. Происходило её оскудение, увеличение количества налогов и их повышение. Крестьянство платило налоги (каноны) и оброк (пакт). Путь к прикреплению крестьян к земле (хотя в Византии нет акта об этом). В XIV-XV вв. феодалы подчиняют самоуправление общины, превращая его в элемент вотчинной организации.

3) Внедрение крупного динатского землевладения. Стремительное распространение парикии серьёзно беспокоило центральную власть. Во-первых, потеря земли свободными общинниками и превращение их в париков частных лиц повлекли сокращение и налоговых взносов в казну, и численности стратиотского ополчения. Во-вторых, корона в её стремлении обеспечить парическим трудом свои многочисленные поместья столкнулась с острой конкуренцией крупных землевладельцев. Зимой 927/928 гг. после катастрофического неурожая империю постиг голод. Спасаясь от гибели, обедневшие крестьяне за бесценок продавали свои участки или отдавали право собственности на них богатым и влиятельным людям – динатам («сильным»), становясь их париками. Троном владели императоры из Македонской династии (867-1056). Они издали серию законов, которой пытались помешать распространению парикии. Государство утвердило право общинников на предпочтительную покупку земли своих односельчан, а проданную менее 30 лет назад безвозмездно возвращали прежнему собственнику. 996 – Василий II Болгаробойца отменил срок давности: крестьянину или его наследнику возвращали землю независимо от того, когда она была потеряна. Общинников, ставших динатами за счёт своих односельчан, предписывалось вернуть в прежнее состояние. Свободный крестьянин или его наследники в течение 30 лет сохраняли право собственности на свой заброшенный участок, и в случае возвращения на него до истечения этого срока он вступал снова во владению ею, получая налоговые льготы. Если крестьянин или его наследник не возвращался, его земля переходила в собственность казны. В конце 11 века к власти приходим первая значимая династия – династия Комнинов. Это был крупнейший динатский род.

4) Медленность и незавершённость процессов складывания вотчинно-сеньориального строя. Разнородность крестьянства: дулевты – государственные крестьяне (димосиарии) – свободные общинники – парики.

Категории крестьян:

- зевгараты – имеют упряжку волов и землю

- дизевгарат – разбогатевший крестьянин (3 упряжки волов)

- парик – зависимый крестьянин

- мортиты – крестьяне, бравшие в аренду землю

- мистоты – наёмные рабочие

- апоры – не имели собственности, могли наниматься в качестве мистотой

5) Публично-правовой характер ренты. Основа публично-правовой ренты – телос – налог с дома, с земли, с упряжки скота. Кроме телоса парики несли частноправовые повинности в пользу феодала.

В XIII – XIV вв. росла товарность сельского хозяйства. Продукты, произведённые в вотчинах, широко экспортировались. Но продавцами на внешних рынках выступали светские феодалы и монастыри, извлекавшие наибольшие выгоды из этой торговли.

В конце XIV- сер. XV вв многие византийские феодалы утратили свои земельные владения, перешедшие в руки османов и других врагов империи. Проживая в Константинополе и других крупных городах, феодалы всё шире включались в ростовщические и коммерческие организации, помещая деньги в иностранные, прежде всего, итальянские банки.

Формы феодальной собственности:

1) Государственная (императорская). Занимала большой сегмент.

2) Гоникон (собственность частных лиц). Она покупалась, продавалась, ею распоряжались, как угодно.

3) Общинная. Довольно значительная. Община нормировала уплаты налогов.

4) Церковная. Крупным собственником была София Константинопольская. Существовало правило «мёртвой руки»: если земля становилась церковной, то она не могла быть отчуждена.

5) Условная. Сформировалась через передачу квоты налогов. Византия нуждалась в регулярной армии, сопоставимой с армиями западных государств. Она должна была быть тяжеловооруженной. Крестьяне не могли стать основой. Решили раздавать квоты налогов тем, кто обладал оружием и снаряжением.

- прония (вид солемния ) – право взыскивать в свою пользу все или часть налогов в налоговом округе в награду за службу с правом управления этой территорией пожизненно

- харистикий - пожалование монастыря императором или патриархом светскому лицу (реже монастырю или клирику). Жаловался на срок жизни получателя.

Наши рекомендации