Организация доставки товаров в магазины
Товары в магазины могут быть доставлены централизованно или децентрализованно. При централизованном способе поставщики обеспечивают в необходимом количестве транспорт, ведут погрузочно-разгрузоч-ные работы, отвечают за сохранность товаров в пути и своевременную доставку товаров в магазины.
При децентрализованной доставке (самовывозе) все операции по завозу товаров, начиная с поиска транспорта, магазины берут на себя. Это ведет к росту издержек обращения, нерациональному использованию автотранспорта, отвлечению торгового персонала от выполнения своих основных функций по обслуживанию покупателей.
Централизованную доставку применяют как при транзитном товародвижении, так и при снабжении сети со складов оптовых и розничных организаций.
Централизованная доставка товаров является одним из важнейших способов исполнения договора поставки. Суть ее состоит в том, что правовая обязанность по осуществлению доставки товаров к получателю (оптовому предприятию, магазину, столовой и др.) возлагается на поставщика, осуществляющего ее привлеченным им па договорных началах или собственным автотранспортом.
Централизованная доставка оформляется, как правило, двумя договорами: договором поставки, в котором предусматриваются права и обязанности поставщика и покупателя, и договором централизованной автомобильной перевозки грузов, в котором предусматриваются права и обязанности поставщика-отправителя грузов и автотранспортного предприятия-перевозчика. В тех случаях, когда поставщик располагает своим автотранспортом, то все условия централизованной доставки, в том числе касающиеся и транспортировки грузов, предусматриваются в договоре поставки.
9.4. Организация доставки товаров в магазины
Значение централизованной доставки состоит в том, что она позволяет рационально организовать весь процесс товароснабжения розничной торговой сети и предприятий общественного питания, устранить лишние звенья в товароснабжении, сократить численность складского персонала, экспедиторов, грузчиков, улучшить использование автотранспорта, снизить стоимость транспортировки товаров, а также создать условия для улучшения торгового обслуживания населения.
Следует иметь в виду, что централизованной считается только конечная доставка товаров на предприятия розничной торговли и общественного питания (в магазины, палатки, столовые, буфеты и др.), а в сельскую торговую сеть — доставка на склады и базы райпотребсою-зов. С правовой же точки зрения является централизованной и доставка товаров автомобильным транспортом с предприятия оптовой торговли на склады фирм, объединений и т. д.
Надлежащая организация централизованной доставки товаров позволяет ускорить товародвижение, обеспечить сохранность товаров при транспортировке и продаже.
Оптовые и розничные торговые объединения и предприятия при заключений договоров перевозки с автотранспортными предприятиями должны иметь в виду, что в автохозяйствах должны быть специализированные подразделения по обслуживанию предприятий розничной, оптовой торговли и общественного питания, укомплектованные автомобилями, приспособленными для перевозки различных товаров и, прежде всего, для перевозки товаров на поддонах и в специальных контейнерах (автомобилями с грузоподъемным бортом, консольным краном, средствами передвижения грузов внутри кузова, специализированными охлаждаемыми и изотермическими автомобилями для перевозки полуфабрикатов, кулинарных изделий и других скоропортящихся продуктов). Поэтому в договорах следует оговаривать требования, предъявляемые к виду автотранспортных средств па перевозку конкретных грузов. Централизованная доставка товаров в розничную торговую сеть может осуществляться как производственными объединениями предприятий и организациями-изготовителями, так и оптовыми торговыми организациями. При этом оптовые торговые организации могут осуществлять централизованную доставку товаров как со своих складов, так и со складов производственных объединений, предприятий и организаций-изготовителей в порядке транзитного завоза.
Одним из центральных вопросом организации централизованной доставки товаров является порядок согласования количества и ассортимента, подлежащих очередной доставке товаров.