Поведенческие финансы: новая область исследований
Мы часто рассказываем об исследованиях в области поведенческих финансов. В отличие от традиционных финансов и экономики, которые, в попытке сделать точные экономические прогнозы, рассматривают только конкретные индикаторы, поведенческие экономисты предполагают, что прогнозы склонны к погрешности. Прогнозы делают люди, а человеку свойственно ошибаться; в этом они "иррациональны", они не основывают свои решения на логическом анализе всей доступной информации. Вместо этого они используют "правила большого пальца". Это часто приводит к неточным прогнозам.
Согласно поведенческим экономистам, именно потому, что люди руководствуются тем, "чего хочет левая нога", цены акций в большей степени отражают "психологию инвестора", чем традиционные фундаментальные индикаторы. Работы Дэниела Канемана (Daniel Kahneman) повлияли на многих поведенческих экономистов. Множеством ярких экспериментов Канеман и его коллега Амос Тверски (Amos Tversky) продемонстрировали, что люди являются весьма неэффективными переработчиками информации. Они делают быстрые и аляповатые решения скорее, чем основанные на осторожной логике. Некоторые из эвристических предпосылок, применяемых к пониманию рынков, основаны на пригодности (вера в то, что акция, или сектор повысится в цене, потому что легко припомнить прошлые подобные случаи) и репрезентативности (если акция проявляет характеристики, которые свойственны растущим акциям, то она вырастет).
С точки зрения физиолога не удивительно, что экономистам тяжело делать точные прогнозы рынка: поведение инвесторов трудно предсказать. Такие физиологи, как Clark Hull, пытались предсказать поведение еще в 40-х годах и не смогли. С тех пор они знают, что трудно предсказать поведение толпы, а значит, и финансовые рынки. Но что пытаются проделать экономисты? Похоже, экономисты продолжают бесплодные попытки разработать сложные математические модели для прогнозирования рынка. Множество людей полагают, что такие модели возможно создать, и в то же самое время рассматривают психологию инвестирования, как нечто второстепенное, потустороннее. Если Вы тоже так считаете, задумайтесь на тем, что на прошлой неделе физиолог Дэниел Канеман получил Нобелевскую премию по экономике. Возможно, получение премии не переубедит некоторых, считающих психологию чем-то несущественным. И Нобелевская премия не доказывает справедливость теории. Однако, может быть, больше людей серьезнее отнесется к результатам инвестиционной психологии и поведенческих финансов. Мы надеемся на это.
Я не пессимист; я реалист
"Я уверен, что Amazon в следующем месяце существенно вырастет", говорит Том своему приятелю Фреду во время перерыва на кофе. "Почему ты так думаешь?", скептически спрашивает Фред. Том отвечает: "в следующем месяце начинаются занятия, а студентам и преподавателям понадобится покупать книги; это должно увеличить продажи, а значит, и цену акций. " Фред возражает: "Возможно, но это может быть не так просто. Это лишь один из многих возможных факторов, а цена может зависеть от множества других причин, которые ты наверняка упустил". Разочарованный слабой поддержкой приятеля, Том кричит, "Ты такой пессимист". Фред спокойно отвечает, "я не пессимист; я - реалист; торговля не так проста, как ты думаешь". Пессимизм может быть худшим врагом человека. Если Вы думаете, что цель невозможно достигнуть, у Вас не будет желания мобилизовать ресурсы и неустанно трудиться, чтобы ее осуществить. Но чрезвычайный и нереалистичный оптимизм - гораздо более сильный враг трейдера. Если Вы чересчур доверяете плохо проработанному плану торговли, Вы проиграете деньги. Есть резон в том, что пессимисты часто бывают реалистами. Стоит подробнее рассмотреть этот постулат, хотя бы философски. Ученые сравнили оптимистов и пессимистов по тому, как они, играя в игры, оценивали вероятность своего успеха. Результаты этих исследований неожиданны; пессимисты были более реалистичными в своих оценках, чем оптимисты. Оптимисты слишком высоко оценивали вероятность выигрыша, в то время, как пессимисты были скрупулезно точны. Эти результаты заставляют задуматься: Пессимисты оказываются реалистами. Не следует делать вывод, что необходимо быть пессимистом, чтобы получить лучшие результаты торговли, но скептический взгляд на вещи иногда стоит рассматривать, как возможное преимущество. Большинство людей стремятся чувствовать себя полностью контролирующими ситуацию, даже несколько всемогущими. Когда это касается сделки, однако, такой образ мышления может ввести в заблуждение. Часто полезнее думать, что пессимизм может фактически отражать реализм. Когда Вы думаете, что Ваш план застрахован от ошибок, полезно взглянуть на него со стороны и подвергнуть его сомнению. Спросите себя: "не слишком ли я самонадеян? Что может пойти не так, как надо? Возможно, лучше быть чуть более скептическим и самокритичным, прежде, чем действовать". Другими словами, иногда выгодно думать, что возможно, "Пессимисты - на самом деле реалисты".
Цена затопления" в трейдинге
Вы вложили 25 % своего капитала в акцию, которой ваш анализ предсказал рост. Ваши ожидания, однако, не оправдались. Цена уверенно падает. Вы думаете: "Я проделал такой тщательный и детальный анализ. Я потратил массу времени на изучение фундаментальных факторов этой компании.
Я не могу поверить, что она падает". В этот момент Вы надеетесь, что позиция развернется, и отказываетесь закрыть ее. Легче держать открытую позицию, чем признать ошибочное решение и принять убыток. Это называется эффектом цены затопления: человек увеличивает долг по проигрышной позиции только потому, что потратил много времени, сил и/или денег.
Наиболее очевидный и явный пример эффекта цены затопления - когда мы вложили большой процент своего капитала в проигрышную позицию и не хотим допустить, что потеряли то, во что инвестировали. Однако, есть иные, более тонкие пути эффекта цены затопления. Большинство людей не видит их, но они могут влиять на инвестиционные решения.
Старая пословица " время - деньги " иллюстрирует, что есть другие пути, которыми можно "терять деньги", лишь затрачивая время и силы на инвестицию. Например, Вы изучаете тщвтельно исследуете конкретную компанию. Вы читаете сообщения о ее фундаментальных показателях, и ежедневно следите за ценой акций, отмечая изменения цены, которые соответствуют объявлениям компании и существенным событиям в индустрии. Чем больше усилий Вы расходуете на подготовку и анализ, тем больше будет цена затопления. Есть сильное стремление оправдать время и силы, которые Вы потратили. Иначе зачем так много времени и сил тратить на эту компанию, если не вкладывать в нее капитал? Это стремление хотеть оправдать свое поведение будет грызть Вас, а если Вы не знаете это, и не пытаетесь это контролировать, Вы будете стремиться хотеть вложить капитал (длинный или короткий) в акции, даже когда Вы знаете, что должны постоять в стороне и подождать другую возможность. Полезно знать об этом тонком эффекте. Спросите себя - "я хочу вложить капитал потому, что я вижу реальную возможность, или я просто пытаюсь оправдать затраченные усилия? " Важно знать, как это подсознательное, но мощное влияние может привести Вас к принятию решения, о котором позже придется пожалеть.
Преодолеть это влияние трудно. Хорошо внимательно изучать компании и извлекать прибыль из возникающих возможностей, только не переусердствуйте. Помните, расходование больших усилий вызывает подсознательное воздействие. Попробуйте преодолеть его. Напомните себе, что Вы не обязаны вкладывать капитал. Ваш анализ и подготовка когда-нибудь обязательно вернутся сторицей, а пока учитесь выжидать верную возможность.
Знайте о подсознательных и явных путях, которыми эффект цены затопления может влиять на ваше поведение. Попытайтесь увидеть, действительно ли цена затопления влияет на ваши решения. Пробуйте рационально противодействовать ей