Белорусский республиканский союз потребительских обществ

Белорусский республиканский союз потребительских обществ

Учреждение образования

«БЕЛОРУССИКЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра коммерции и логистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Организация и технология отрасли»

на тему: «Состояние и тенденции развития розничной торговой сети

Потребительской кооперации Республики Беларусь»

Студент

коммерческий факультет

2 курс, группа Кс–21 Чуган Геннадий Геннадьевич

Научный руководитель:

Ст. преподавательЧурило Лидия Викторовна

Гомель 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ, ТИПИЗАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМАТЫ ТОРГОВЛИ……………………………………………………..………......5

2. СОСТОЯНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ……………..…….............................................................15

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ……………………………………………………….…..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………………..35

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование работы торговойотрасли в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Достигнутый в современных условиях уровень развития инфраструктуры как в целом по потребительской кооперации, так и по отдельным потребсоюзам не соответствует требованиям нормального обращения товаров в сложившейся структуре общественного производства. Одной из составляющих инфраструктуры системы потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая не утратила своей значимости. Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации. Поэтому ее совершенствование способствует расширению сегмента рынка, а, следовательно, жизнеобеспечению функционирования кооперативных организаций как особых социально ориентированных хозяйствующих субъектов. Посредством реализации товаров и услуг через розничную торговую сеть реализуется и развивается долгосрочная кооперативная политика, направленная на преодоление бедности, безработицы и повышения качества жизни населения, проживающего в сельской местности.

Показатели работы розничной торговой сети выражают не только экономические отношения, возникающие на конечной стадии движения товаров из среды обращения в личное потребление населения, но и отражают уровень его жизни, пропорции и взаимозависимость между спросом и предложением товарного рынка и денежным обращением. Негативная ситуация, сложившаяся в целом по стране, во многом осложняет деятельность розничных торговых организаций. Значительно сокращается их количество, изменяется структура, что в значительной степени влияет на снижение объемов деятельности, несбалансированность между спросом и предложением на товары. Это дает основание сделать вывод о недостаточно высоком качестве торгового обслуживания жителей села и других сельских поселений розничной торговой сетью, что обусловливает необходимость ее совершенствования, учитывая, что розничная торговля потребительской кооперации имеет значительные резервы роста эффективной деятельности и повышения качества торгового обслуживания населения.

Цель данной курсовой работы - выявить и изучить тенденции развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь, а также сформулировать мероприятия по дальнейшему развитию розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы:

· раскрыть теоретические аспекты, касающиеся розничной торговой сети: основные понятия, характеристику отдельных видов, типизацию, специализацию, современные форматы торговли;

· оценить состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь;

Объектом курсовой работы является рынок Республики Беларусь.

Предмет курсовой работы - розничная торговая сеть потребительской кооперации.

Для раскрытия цели и задач при написании курсовой работы были использованы как учебные, так и научные источники литературы. В работе были использованы учебные пособия С. Н. Виноградовой, О. В. Пигуновой, С. П. Гурской, В.Ф. Егороровой и др.. При написании курсовой работы были использованы также статистические ежегодники Республики Беларусь, 2014, 2015; Постановления министерства торговли РБ 26 июня 2014г. №24 «Об утверждении Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам», №25 «О классификации форм розничной торговли» .

В учебных пособиях «Организация и технология торговли» С. Н. Виноградовой, О. В. Пигуновой, С. П. Гурской, Егорова В. Ф. даны основные понятия розничной торговой сети, их классификация. Благодаря своей актуальности в настоящее время для экономики Республики Беларусь, многочисленные научные статьи в периодической печати, освещающие данную тему, в достаточной степени раскрывают тему и ситуацию в нашей республике.

Данная курсовая работа выполнена на 40 листах. В состав курсовой работы входят: введение, 3 главы, заключение, список используемых источников. Курсовая работа содержит, 8 таблиц, 1 рисунок и 17 литературных источников.

Таблица 1.2 - Классификация продовольственных магазинов Республики Беларусь по видам и типам

Вид магазина Тип магазина Торговая площадь, кв. м Метод продажи товаров
Магазины с универсальным ассортиментом продовольственных товаров Гипермаркет 4000 и более Самообслуживание в сочетании с традиционным обслуживанием, продажей товаров по предварительным заказам
Гастроном От 200 до 1000 Самообслуживание в сочетании с традиционным обслуживанием, продажей товаров по предварительным заказам
Супермаркет от 650 до 4000 Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам
Универсам от 400 до 2500 Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам
Универсам в сельских населенных пунктах 300 и более
Специализированные продовольственные магазины Алкогольные напитки 50 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание
Бакалейные товары, безалкогольные напитки, кондитерские изделия, рыбные продукты, табачные изделия, хлебобулочные изделия 20 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам
Узкоспециализированные продовольственные магазины Вина, водка и ликеро-водочные изделия, коньяки 50 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание
Колбасные изделия, конфеты, мед и продукция пчеловодства, молоко, пиво, чай, кофе 20 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам
Неспециализированные магазины с комбинированным ассортиментом продовольственных товаров Детское питание, диетическое питание, магазин кулинарии, мясо-молоко, , продукты, спортивное питание, хлебокондитерский 50 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам
Мини-магазин (мини-маркет) До 100 Самообслуживание, традиционное обслуживание

Окончание таблицы 1.2

  Мини-магазин (мини-маркет) До 50 Самообслуживание, традиционное обслуживание
Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом Мини-магазин (мини-маркет) До 100 Самообслуживание, традиционное обслуживание
Мини-магазин (мини-маркет) в сельских населенных пунктах До 50
Товары повседневного спроса 50 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание
Прочие магазины Любого вида (за исключением магазинов с универсальным ассортиментом товаров) Не нормируется Любые методы продажи товаров

Примечание: Источник – составлено автором на основе [14]

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность их выполнения зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

Основными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются, например, следующие: универсам (супермаркет), гастроном, мини-маркет, универмаг, магазин «Промтовары», специализированные и комбинированные магазины и др.

Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в некоторых городах Беларуси получили гипермаркеты - магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м². В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.

Кроме того, существует развитая сеть магазинов - дискаунтеров, основная задача которых - продажа товаров по более низким ценам.

Снижение цен в магазинах - дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:

· сокращение числа посредников (поставки товаров в магазины сети осуществляются из единого распределительного центра);

· преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных);

· применение самообслуживания;

· использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре;

· оптимизация численности персонала.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

· изучение покупательского спроса на товары;

· формирование ассортимента товаров;

· составление заявок на завоз товаров;

· оказание торговых услуг покупателям;

· рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

· приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

· хранение товаров;

· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;

· продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);

· выполнение расчетов с покупателями.

Розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина[1, с. 265-269].

В настоящее время развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.

Таким образом, розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли и завершающим процессом товарного обращения.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.

Рассматривая рыночную экономику, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с деятельностью многообразных форм собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация.

Розничная торговая сеть занимает важное место в материально-технической базе торговли. От ее состояния и развития во многом зависят степень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах и культура торгового обслуживания в целом.

Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями.

Ни в одной из стран не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в нашей республике и странах СНГ обеспеченность составляет около 200 – 300 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600 – 1000 м2 и более на 1000 человек. В Республике Беларусь эта норма устанавливается исходя не из потребности, а из экономических возможностей. Количественная потребность в торговой сети определялась в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров, поэтому развитие торговой сети осуществлялось по принципу разумной достаточности, которая понималась не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это, по сути, означало остаточный принцип в развитии сети.

В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.

В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий).

Существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения являются небольшие размеры магазинов. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов как при строительстве, так и при эксплуатации, как правило, ниже, чем в крупных магазинах. Поэтому важнейшим направлением развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение и прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров, супер- и гипермаркетов.

Расширение и укрупнение торговой сети обеспечивают возможность внедрения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования торговых площадей, широкого применения современных технологических решений.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации и типизации торговой сети, ее структурного упорядочения.

За последние годы произошли существенные изменения в структуре сети магазинов, что обусловило различные темпы роста количества торговых предприятий разной специализации.

В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. Доля их в товарообороте республики составляет более 80 %, в то время как численность специализированной торговой сети снизилась. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы. Ускоренное развитие сети универсамов, супер- и гипермаркетов — одна из наиболее заметных тенденций в развитии продовольственной торговли.

В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10—15 лет значительно обгоняют темны роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по расширению торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий для конкуренции в обслуживании покупателей.

Планирование развития и размещения розничной торговой сети является обязательным условием, которое обеспечивает соблюдение определенных пропорций между увеличением объема розничного товарооборота и ростом количества организаций розничной торговли, а также более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах и повышение уровня торгового обслуживания в целом.

При планировании развития и размещения розничной торговой сети должны решаться следующие задачи:

• обеспечение благоприятных условий для обслуживания населения;

• повышение уровня технической оснащенности магазинов;

• улучшение условий труда работников магазинов;

• обеспечение рационального использования торговых площадей;

• создание условий для рентабельной работы продавцов.

План развития и размещения розничной торговой сети разрабатывается как составная часть генеральных планов развития города в целом или его отдельного района. Это требует установления непосредственной связи между планом развития розничной сети и планами развития промышленности, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства.

Разработка плана развития и размещения розничной торговой сети по области, городу или району производится управлениями торговли с учетом заявок торговых организаций и предприятий. В потребкооперации такие планы разрабатывают райпо, а сводные по областям — облпотребсоюзы по согласованию с местными властями.

Специфика условий сельской жизни, различные размеры и сильная разбросанность населенных пунктов, малая плотность населения и его демографический состав определяют особенности построения и размещения сельской торговой сети. Её развитие предполагает создание на территории определённого сельского пункта комплексной системы торгового и оптового обслуживания, которая позволила бы сельскому населению приобретать всё необходимое на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками и с сельским расселением, развитием агрогородков.

Различают несколько категорий сельских населенных пунктов:

•райцентры (города, городские поселки, крупные сельские населенные пункты);

•межхозяйственные центры (малые города, крупные села);

•местные (кустовые) центры (центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций, леспромхозов, агрогородков);

•рядовые населенные пункты (деревни, бригады и др.).

Кроме них на селе имеется значительное количество нестационарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т.д.), поэтому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функциональное) или ступенчатое построение.

В потребительской кооперации для каждого административного района, как и для городской торговли, разрабатываются схемы развития и размещения розничной торговой сети, согласованные с местными органами власти, органами ЛПК. Разработка таких схем основана на определении потребности в торговых площадях для населенных пунктов на перспективу. Методика расчета потребности необходимого прироста торговых площадей, как и для городской торговой сети, основана на нормативах (в настоящее время 600 м2 на 1000 жителей).

В таблице 2.1 представлен анализ Структура розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь 2014-2016гг.

Таблица 2.1 – Структура розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь 2014-2016гг.

Показатель Год Динамика,% Отклонение(+;-)  
 
Количество, ед. Удельный вес,% Количество, ед. Удельный вес,% Количество, ед. Удельный вес,% 2016 г. к 2014 г. по количеству , ед.
1. Стационарная торговая сеть (магазины) 91,8 91,3 90,8 93,9 -571
2. Нестационарная торговая сеть: ( палатки, ларьки, киоски) 1,6 1,6 1,6 92,1 -13
В том числе: 2.1 Автомагазины 6,6 7,1 7,6 109,9
Всего розничных торговых объектов 94,9 -518

Примечание – Источник [17].

Из данной таблицы, можно сказать, что в структуре розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь существенных изменений за последние три года не произошло, по прежнему преобладает стационарная торговая сеть, которая составляет около 91%, но она имеет тенденцию к снижению. Доля нестационарная торговой сети за последние три года не изменилась и составляет 1,6%. Так же следует отметить, что количество автомагазинов с каждым годом растет, в период с 2014 – 2016гг. их количество увеличилось на 66 ед. и в 2016г. составило 734 единицы.

Таблица 2.2 – Торговая сеть розничной торговли потребительской кооперации Республики Беларусь за 2014 – 2016 гг.

Показатель Год Темп изменения, % Отклонение (+;-)
2015г. к 2014г. 2017г. к 2016г. 2015г. от 2014г. 2016г. от 2015г.
число магазинов, тыс ед. 9,5 9,4 10,2 99,0 108,5 -0,1 0,8
торговая площадь всего, тыс. м2 954,2 99,5 99,5 -5 -4,8
  Окончание таблицы 2.2
в среднем на 1 магазин торговой площади, м2 101,5 102,0 93,6 100,5 91,8 0,5 -8,4

Примечание: Источник – составлено автором на основе [17, с.165]

Исходя из данной таблицы, сделаем вывод:

1. число магазинов потребительской кооперации в 2015 году по сравнению с 2013 годом сократилось на 1,0% или на 0,1 тыс. ед., а в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилось на 8,5% или на 0,8 тыс. ед.;

2. торговая площадь магазинов потребительской кооперации в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократилась на 0,5 % или на 5 тыс. м2 , а в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 0,5% или на 4,8 тыс. м2;

3. торговая площадь в среднем на 1 магазин в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 0,5%(0,5 м2) , а в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшилась 0,5% (8,4 м2);

В таблице 2.3 представленаинформация о числе магазинов организаций потребительской кооперации Республики Беларусь за 2014 – 2016 гг.

Таблица 2.3 – Количество магазинов организаций потребительской кооперации Республики Беларусь за 2014 - 2016 гг., ед.

  Год Темп изменения, % Отклонение (+;-)
2015г. к 2014г. 2016г. к 2015г. 2015г. от 2014г. 2016г. от 2015г.
Всего по Белкоопсоюзу 9 313 98,9 99,0 -100 -90
Брестский 1 736 98,8 98,9 -20 -4
Витебский 1 506 100,7 99,0 -15
Гомельский 1 632 99,9 99,4 -2 -10
Гродненский ОПО 1 213 95,1 99,8 -59 -2
Минский 98,8 97,9 -22 -38
Могилёвский 99,5 96,0 -7 -53

Примечание: Источник – составлено автором на основе [17, с.171]

Исходя из данной таблицы, сделаем вывод:

Количество магазинов организаций потребительской кооперации РеспубликиБеларусь в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилось на 1,1% (100единиц), а в 2016 году по сравнению с 2015годом - на 1% (90 единиц).

В разрезе по областям:

· в Брестской в 2015 году по сравнению с 2014 годом наличие магазинов снизилось на 1,2% (20 единиц), а в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилось на 1,1% (4 единиц).

· в Витебской в 2015году по сравнению с 2014 годом наличие магазинов снизилось на 0,7% (10 единиц), а в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшилась на 1% (15 единиц);

· в Гомельской в 2015 году по сравнению с 2014 годом наличие магазинов снизилось на 0,1% (2 единицы), а в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилось на 0,6% (10 единицы);

· в Гродненской в 2015 году по сравнению с 2014 годом наличие магазинов снизилось на 4,9% (59 единицы), а в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилось на 0,8% (2 единицы);

· в Минской в 2015 году по сравнению с 2014 годом наличие магазинов снизилось на 1,2% (22 единиц), а в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилось на 2,1% (38 единиц);

· в Могилевской в 2015 году по сравнению с 2014 годом наличие магазинов снизилось на 0,5% (7 единиц), а в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 4,0% (53 единицы).

Из таблицы наблюдаем, что, за анализируемый период по всем областям наблюдается снижение количества магазинов, что является негативной тенденцией для розничной торговой сети.

На рисунке 2.1 изображена розничная (торговая) сеть по формам собственности. Белорусский республиканский союз потребительских обществ - student2.ru Рисунок 2.1 – Розничная (торговая) сеть Республики Беларусь по формам собственности за – 2012 - 2014 г. (в процентах в итогу)

Примечание: Источник – составлено автором на основе [16, с. 362]

В таблице 2.4представлен анализ Динамика развития автомагазинов потребительской кооперации за 2014-2016гг.

Таблица 2.4 – Динамика развития автомагазинов потребительской кооперации за 2014-2016гг.

Облпотребсоюз Год Отклонение(+;-)
2016г. от 2015г. 2015г. от 2014г.
Количество, единиц Удельный вес,% Количество, единиц Удельный вес,% Количество, единиц Удельный вес,% По удельному весу,% По удельному весу,%
Брестский 10,0 10,5 10,8 0,3 0,5
Витебский 23,2 22,6 21,9 -0,7 -0,6
Гомельский 13,2 14,1 15,1 1,0 0,9
Гродненский 18,3 17,2 16,3 -0,9 -1,1
Минский 21,6 21,6 21,5 -0,1 0,2
Могилеский 13,6 13,8 14,0 0,2 0,2
Предприятия Белкоопсоюза 0,1 0,1 0,3 0,2 -
Итого по Белкоопсозу - -

Примечание – Источник [17].

В таблице 2.5 представлен анализ наличия розничной торговой сети потребительской кооперации за 2014, 2015 г.

Наименование облпотребсоюзов   Всего в т.ч. в сельской местности  
2014г. 2015г. Откло- нение, (+/-) Темп изменения, % 2014г. 2015г. Откло- нение, (+/-) Темп изменения, %
Брестский 1 736 1 716 -20 98,9 1 254 1 200 -54 95,7
Витебский 1 506 1 516 100,7 -14 98,6
Гомельский 1 632 1 630 -2 99,9 1 158 1 126 -32 97,2
Гродненский ОПО 1 213 1 154 -59 95,1 -60 93,2
Минский 1 856 1 843 -13 99,3 1 357 1 307 -50 96,3
Могилёвский 1 361 1 354 -7 99,5 -31 96,4
Всего по Белкоопсоюзу 9 313 9 213 -100 98,9 6 507 6 286 -221 96,6
                   

Таблица 2.5 – Наличие розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2014, 2015 гг., ед.

Примечание: Источник – составлено автором на основе [17, с.170]

Исходя из данной таблицы, сделаем вывод:

За 2015 год количество единиц торговой сети по Белкоопсоюзу сократилось на 1,1% (100 ед.), в т.ч. в сельской местности сократилось на 3,4% (221 ед.).

В разрезе облпотребсоюзов:

· в Брестском облпотребсоюзе количество единиц торговой сети сократилось на 1,1% (20 ед.), в т.ч. в сельской местности сократилось на 4,3% (54 ед.);

· в Витебском облпотребсоюзе количество единиц торговой сети увеличилось на 0,7% (10 ед.), в т.ч. в сельской местности сократилось на 1,4% (14 ед.);

· в Гомельском облпотребсоюзе количество единиц торговой сети сократилось на 0,1% (2 ед.), в т.ч. в сельской местности сократилось на 2,8% (32 ед.);

· в Гродненском облпотребсоюзе количество единиц торговой сети сократилось на 4,9% (59 ед.), в т.ч. в сельской местности сократилось на 6,8% (60 ед.);

· в Минском облпотребсоюзе количество единиц торговой сети сократилось на 0,7% (13 ед.), в т.ч. в сельской местности сократилось на 3,7% (50 ед.);

· в Могилевском облпотребсоюзе количество единиц торговой сети сократилось на 0,5% (7 ед.), в т.ч. в сельской местности сократилось на 3,6% (31 ед.).

За анализируемый период наблюдается сокращение розничной торговой сети в Брестском, Гродненском, Минском и Могилёвском облпотребсоюзах, а в Витебском и Гомельском увеличение розничной торговой сети. Всего по Обспотребсоюзу также наблюдается снижение, что является негативной тенденцией для потребительской кооперации Республики Беларусь.

В таблице 2.6 представлен анализ наличия торговых площадей магазинов потребительской кооперации за 2014, 2015 г.

Таблица 2.6 – Наличие торговых площадей магазинов потребительской кооперации Республики Беларусь за 2014, 2015 г., тыс.м2

  Наименование облпотребсоюзов Всего в т.ч. в сельской местности
2014г 2015г Откло- нение, (+/-) Темп изменения, % 2014г 2015г Откло- нение, (+/-) Темп изменения %
Брестский 171,4 173,6 2,2 101,3 102,4 100,9 -1,5 98,5
Витебский 160,8 158,9 -1,9 98,8 80,9 79,5 -1,4 98,3
Окончание таблицы 2.6
Гомельский 164,6 165,6 100,6 97,5 94,4 -3,1 96,8
Гродненский ОПО 127,4 125,2 -2,2 98,3 73,8 69,6 -4,2 94,3
Минский 198,8 197,4 -1,4 99,3 110,8 107,9 -2,9 97,4
Могилёвский 141,0 138,6 -2,4 98,3 75,0 71,8 -3,2 95,7
Всего по Белкоопсоюзу 964,0 959,3 -4,7 99,5 540,4 524,1 -16,3 97,0

Примечание: Источник – составлено автором на основе [17, с.172]

Исходя из данной таблицы, сделаем вывод:

За 2015 год торговая площадь магазинов потребительской кооперации в общем по Белкоопсоюзу сократилась на 0,5% (4,7 тыс. м2), в т.ч. в сельской местности сократилась на 3,0% (16,3 тыс. м2);

В разрезе облпотребсоюзов:

· в Брестском облпотребсоюзе торговая площадь магазинов увеличилась на 1,3% или на 2,2 тыс. м2, в т.ч. в сельской местности сократилась на 1,5% или на 1,5 тыс. м2;

· в Витебском облпотребсоюзе торговая площадь магазинов сократилась на 1,2% или на 1,9 тыс. м2, в т.ч. в сельской местности сократилась на 1,7% или на 1,4 тыс. м2;

· в Гомельском облпотребсоюзе торговая площадь магазинов увеличилась на 0,6% или на 1 тыс. м2, в т.ч. в сельской местности сократилась на 3,2% или на 3,1 тыс. м2;

· в Гродненском облпотребсоюзе торговая площадь магазинов сократилась на 1,7% или на 2,2 тыс. м2, в т.ч. в сельской местности сократилась на 5,7% или на 4,2 тыс. м2;

· в Минском облпотребсоюзе торговая площадь магазинов сократилась на 0,7% или на 1,4 тыс. м2, в т.ч. в сельской местности сократилась на 2,6% или на 2,9 тыс. м2;

· в Могилевском облпотребсоюзе торговая площадь магазинов сократилась на 1,7% или на 2,4 тыс. м2, в т.ч. в сельской местности на 4,3% или на 3,2 тыс. м2.

За анализируемый период только в Гомельском облпотребсоюзе наблюдается положительная тенденция, а, что касается Брестского, Витебского, Гродненского, Минского и Могилёвского наблюдается сокращение наличия торговых площадей потребительской кооперации Республики Беларусь, что является негативной тенденцией розничной торговой сети.

В таблице 2.7 представлен анализ розничного товарооборота потребительской кооперации за 2013 - 2015 г.

Таблица 2.7 – Розничный товарооборот потребительской кооперации Республики Беларусь за 2013–2015 г.

  Розничный товарооборот, млрд.р. Отклонение, (-/+) Темп роста, %
Год 2014 от 2013 г. 2015 от 2014 г. 2014 к 2013 г. 2015 к 2014 г.
Всего по Белкоопслюзу 16 990,1 20 475,7 23 122,7 3 485,6 2 647,0 120,5 112,9
Брестский 3 259,6 3 945,8 4 453,0 686,2 507,2 121,1 112,9
Витебский 2 785,7 3 336,2 3 720,0 550,5 383,8 119,8 111,5
Гомельский 2 817,4 3 386,8 3 810,6 569,4 423,8 120,2 112,5
Гродненский ОПО 2 034,3 2 418,1 2 793,7 383,8 375,6 118,9 115,5
Минский 3 618,2 4 322,1 4 876,9 703,9 554,8 119,5 112,9
Могилевский 2 474,9 3 066,7 3 468,5 591,8 401,8 123,9 113,1

Примечание: Источник – составлено автором на основе [17, с.168]

Исходя из данной таблицы, сделаем вывод:

Розничный товарооборот потребкооперации в общем по Республике Беларусь в 2014 году по сравнению с 2013 годом возрос на 20,5% (3485,6 млрд. р.), а в 2015 по сравнению с 2014 годом розничный товарооборот потребкооперации возрос на 12,9% (2647,0 млрд. р.).

В разрезе по областям:

· в Брестской в 2014 году по сравнению с 2013 годом розничный товарооборот возрос на 21,1% (686,2 млрд. р.), а в 2015 году по сравнению с 2014 годом возрос на 12,9% (507,2 млрд. р.);

· в Витебской в 2014 году по сравнению с 2013 годом розничный товарооборот возрос на 19,8% (550,5 млрд. р.), а в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 11,5% (383,8 млрд. р.);

· в Гомельской в 2014 году по сравнению с 2013 годом розничный товарооборот возрос на 20,2% (569,4 млрд. р.), а в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 12,5% (423,8 млрд. р.);

· в Гродненской в 2014 году по сравнению с 2013 годом розничный товарооборот возрос на 18,9% (383,8 млрд. р.), а в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 15,5% (375,6 млрд. р.);

· в Минской в 2014 году по сравнению с 2013 годом розничный товарооборот возрос на 19,5% (703,9 млрд. р.), а в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 12,9% (554,8 млрд. р.);

· в Могилевской в 2014 году по сравнению с 2013 годом розничный товарооборот возрос на 23,9% (591,8 млрд. р.), а в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 13,1% (401,8 млрд. р.).

За анализуемый период наблюдается увеличение розничного товарооборота потребительской кооперации Республики Беларусь по всем областям облпотребсоюза, что является положительной тенденцией для розничной торговой сети.

В таблице 2.8 представлена оценка состояния торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2013 - 2015 гг.

Наши рекомендации