Советский историк М.А. Барг о левеллерах как главных носителях идей демократизма в Английской революции
1. Одним словом, если оставить в стороне честолюбие верхушки индепендентски настроенного командного состава армии но главе с Оливером Кромвелем, то расхождения этого крыла индепендентов с пресвитерианским большинством в парламенте отнюдь не были принципиальными и непреодолимыми. Истинный водораздел в лагере революции на этом ее этапе проходил между пресвитерианами и грандами, с одной стороны, и более радикально настроенным крылом индепендентов в армии, а за ее пределами - левеллерами, выражавшими устремления городских, по преимуществу мелких самостоятельных тружеников,- с другой. Именно они оказались в сложившихся условиях наиболее адекватными выразителями недовольства в народных низах социально-политическими результатами революции.
2. 28 октября 1647 г. и был созван Совет армии в Пэтни. К этому времени были разработаны две программы будущего политического устройства страны, противостоящие, хотя и в различной степени, замыслам просвитериан: "шелковых индепендентов" ("Главы предложений") и левеллеров ("Дело армии"), легшие в основу так называемого "Народного соглашения".
Принципиальное различие между ними заключалось в том, что первые не мыслили себе политического строя страны без короля и палаты лордов. И в этом отношении устремления офицерской верхушки мало чем отличались от планов просвитериан. Сохранение основ традиционной конституции предусматривалось и в вопросе об избирательном праве. Помимо некоторого перераспределения парламентских мандатов пропорционально населению графств и корпоративных городов вся избирательная система оставалась прежней.
В отличие от "Глав предложений" левеллерское "Народное соглашение" являлось в тех условиях программой намного более демократического политического устройства страны, поскольку в число "свободнорожденных" был включен обширный слой мелких самодеятельных тружеников города и деревни. В противовес монархизму "шелковых индепендентов", не говоря уже о пресвитерианах, левеллеры на конференции в Пэтни отстаивали по существу республиканский строй с однопалатным парламентом в качестве верховного органа власти при наличии законодательно фиксируемых "неотчуждаемых" прав граждан в качестве гарантии от произвола власти, делегированной парламенту. Важно отметить, что отдельные ораторы от имени левеллеров отстаивали принцип всеобщего избирательного права для мужчин
3. На этом этапе революции левеллеры выступили глашатаями республиканизма, основанного на принципах народовластии (пусть и в ограниченном условиями времени понимании его), и тем самым указали путь к углублению демократического содержания революции. Эта историческая роль левеллеров подтверждена была второй гражданской войной, вспыхнувшей весной 1648 г. Если заговору против революции (в нем участвовали король, бежавший из плена на остров Уайт, и шотландцы), поддержанному роялистскими мятежами в самой Англии, удалось нанести быстрое и сокрушительное поражение, то только благодаря левоблокистской тактике "шелковых индепендентов", вступивших в вынужденный союз с левеллерами в целях борьбы против общего врага.
4. После установления республики переданный в парламент "отредактированный" офицерами вариант "Народного соглашения" был положен под сукно и полностью забыт. Левеллеры не без основания обвиняли офицерскую верхушку в "сознательном обмане", в том, что "украв" у них идею республики, они сделали все, чтобы она служила прикрытием тирании олигархии. Однако в самой возможности подобной подмены обнаружились не только изворотливость и вероломство "шелковых индепендентов", но и организационная слабость, политическая незрелость и ограниченность программы левеллеров.
В самом деле, поскольку последняя оставляла нетронутой систему лендлордизма, она не могла привести к массовому движению на почве аграрного вопроса. В этом заключалась основная слабость движения левеллеров. В то же время сама клички "уравнители", не без умысла данная этой партии ее врагами, настораживала и отталкивала от них средние слои города. В результате, когда в мае 1649 г. против индепендентской республики восстали несколько армейских частей, за ними не последовали открытого выступления ни в деревне, ни в городах. Неудивительно, что солдатское восстание было сравнительно легко подавлено Кромвелем.
Одним словом, политически незрелая мелкобуржуазная демократия, олицетворявшаяся движением левеллеров, оказалась способной вырвать гегемонию в революции из рук буржуазно-дворянского блока.
27. Питер Чемберлен 1.
Защитник бедных людей, или Самаритянин Англии, вливающий масло и вино в раны нации путем настоящего обеспечения солдат и бедных, примирения всех партий, уплаты всех задолженностей парламентской армии, всех общественных долгов и всех долгов короля, королевы и принцев, которые были сделаны ими до настоящей сессии
(парламента).
Самая неотложная задача человечества заключается в том, чтобы обеспечить бедных... Эта работа в настоящее время необходима:
По отношению к бедным:
1. Резкое увеличение числа бедняков, так что многие ежедневно умирают от голода.
2. Ввиду необходимости вознаградить и занять работой солдат, увольняемых из армии.
По отношению к государству:
Потому, что правительство является новым; оно неустойчиво; оно имеет много врагов; оно нуждается в друзьях; имеется много тысяч бедных, которые являются друзьями или врагами в зависимости от того, что для них сделано; одно уже сообщение об этом расположило бы сердца многих, чьи надежды [если окажутся тщетными] усугубят положение; это поможет освободить людей от налогов, уплатить все долги, завоевать любовь всех людей и всех партий; это может быть оправданием всех членов парламента от обвинений в эгоизме, в действиях в пользу родственников или ростовщиков или от обвинения в том, что они отправляли дело правосудия, пренебрегая милосердием.
'Сложились благоприятные обстоятельства (для проведения этой работы): заседает парламент, свободный от оппозиционных партий; ему обеспечено содействие победоносной армии (особенно в этих справедливых и милосердных делах); конфискованы епископские, деканские, капитульские и королевские земли, движимое имущество и доходы. Задача парламента и заключается в том, чтобы сократить число бедных, вернуть в их обладание то, что дано им законом, или то, что милосердие даровало или может даровать им.
Если же эта работа не будет проведена, нужда, которая не признает законов, нарушит весь гражданский порядок и управление и породит смуту; голод, который ломает каменные стены, двинет голодных на все крепости, на тех, кто имеет хлеб; угнетение, в случае сохранения налогового бремени, неизбежно обратит советы мудрых людей против угнетателей; терпение, если им злоупотреблять, превратится в ярость.
Средства для совершения этого большого дела заключаются в следующем:
1 Питер Чемберлен (1601-1683) – видный английский медик, автор ряда открытий в области медицины. В период революции сначала был индепендентом, затем примкнул к анабаптистам.
СВЕТ, СИЯЮЩИЙ В БЭКИНГЕМШИРЕ, ИЛИ РАСКРЫТИЕ ВЕЛИКОЙ ГЛАВНОЙ ПРИЧИНЫ ВСЯКОГО РАБСТВА ВО ВСЕМ МИРЕ, И ОСОБЕННО В АНГЛИИ, ИЗЛОЖЕННОЕ В ФОРМЕ ДЕКЛАРАЦИИ МНОГИХ БЛАГОНАМЕРЕННЫХ ЛЮДЕЙ СТРАНЫ КО ВСЕМ БЕДНЫМ И УГНЕТЕННЫМ СЕЛЬСКИМ ЖИТЕЛЯМ АНГЛИИ И ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ТАКЖЕ К СВЕДЕНИЮ ТЕПЕРЕШНЕЙ ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВУЕМОЙ ЛОРДОМ ФЕРФАКСОМ АРМИИ
5 декабря 1648г.
Восстани, господи, судити землю!
Иегова Элогим сотворил человека по своему собственному подобию и образу, этот образ - его сын Иисус, образ невидимого бога. Человек создан по образу и подобию божию и сотворенный словом божиим. Слово стало плотью и вселилось в нас. И это слово было жизнью, а жизнь - свет для человека... Я признаю этот свет за тот совершенный дух в человеке... который мы называем разумом и совестью. От него и проистекает то золотое правило, или закон, который мы называем справедливостью, и заключается он, по словам Иисуса, в следующем: как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними... Но человек, побуждаемый властолюбием, стал истребителем творений и захватчиком, не допускающим, чтобы другой пользовался теми же привилегиями, как и он сам, и стал загораживать все от своего брата. Вследствие этого вся земля, деревья, звери, птицы и т. д. оказались в немногих корыстолюбивых руках, а все, остальные обездолены и стали их рабами. Так что, если они срубят дерево для топлива, они должны нести наказание, если они охотятся за дичью, их сажают в тюрьму, ибо эта дичь принадлежит джентельмену, как они утверждают. Нельзя ни держать скота, ми построить дома - вся земля загорожена...
И все это рабство одних и тирания других произошли вначале из-за убийства и жестокости друг против друга. Для того чтобы укрепиться в своих подлостях против повелений божиих и против свободы и прав своих братьев, они всегда имели во главе своего начальника, который стал их королем...
Богатые люди взывают о короле для того, чтобы бедняк не требовал своего права, данного ему богом.
Коновалы-законоведы взывают о короле, так как, если не будет короля, высшая власть перейдет к представителям народа, избранным на законном основании...
Всякие твари, лорды, бароны и т. д. взывают о короле, так как, если его не будет, их тираническая палата пэров погибнет и погибнут их гнилая слава, корпорации и все привилегии. Все их могущество происходит от короля, и, если он будет низвергнут, будет низвергнута и их тирания.
Честный человек, который добивается свободы, восстает против какой бы то ни было корысти или особых привилегий... и для этой цели он желает общих прав и справедливости, которые, в частности, заключаются в следующем:
1. Каждый человек должен иметь справедливую долю в жизни, чтобы не быть принужденным просить или воровать из-за нужды и чтобы иметь возможность удобно жить.
2. Справедливый закон - для каждого, чтобы следовать ему, и этот закон надлежит найти в писании.
3. Всех людей одинаково должно касаться правило, которое говорит: поступайте с другими так, как другой должен поступать с вами.
4. Управление должно состоять из судей, называемых, старейшинами, людей богобоязненных и ненавидящих корыстолюбие; они должны избираться народом и должны решать все дела в каждом городе или деревне без каких бы то ни было дальнейших хлопот и издержек.