Каждая цена отражает мгновенный консенсус по поводу стоимости между продавцами, покупателями и неопределившимися игроками на момент совершения сделки. За каждой точкой на графике стоит толпа игроков.
Консенсус между толпами меняется с течением времени. Иногда он устанавливается в очень спокойном, а иногда в крайне бурном окружении. В спокойное время цены изменяются маленькими приращениями. Когда толпа удручена или довольна, цены начинают прыгать. Представьте себе торги за спасательный жилет на борту тонущего корабля. Вот так и ведут себя цены, когда массы игроков начинают эмоционально относиться к тенденции. Разумный игрок пытается выходить на рынок в спокойное время и получать прибыль в бурные периоды.
Технический анализ изучает движения массовой психологии на финансовом рынке. Каждые торги являются битвой между «быками», получающими прибыль от роста цен, и «медведями», получающими ее от их падения. Цель технического анализа состоит в том, чтобы узнать сравнительную силу обеих групп и поставить на победителя. Если «быки» много сильнее, вы должны покупать и удерживать. Если «медведи» много сильнее, вы должны продавать и продавать немедленно. Если оба лагеря примерно равны по силе, разумный игрок стоит в стороне. Он позволяет задирам драться друг с другом и вступает в действие только тогда, когда достаточно уверен в том, какая сторона победит.
Цены, объем и число открытых контрактов (Open Interest) отражают поведение толпы. Равно как и индикаторы, основанные на них. Это делает технический анализ похожим на опрос общественного мнения. Оба сочетают науку и искусство. Они научны, поскольку используют статистические методы и компьютеры. Они артистичны, поскольку для интерпретации полученных результатов используется суждение эксперта.
Понятие рынка
Что реально стоит за рыночными символами, ценами, цифрами и графиками? Что вы собственно видите, когда читаете цены в газете, смотрите на данные терминала или рисуете график?. Что такое рынок, который вы хотите анализировать и на котором собираетесь работать?
Любители считают, что рынок – это гигантский хэппенинг, массовая игра, в которой они могут присоединиться к профессионалам и сделать деньги. Игроки с научным или инженерным прошлым часто воспринимают рынок как природное явление. Они применяют к нему такие методы, как распознавание сигналов, подавление шумов и прочие идеи. Напротив, все профессиональные игроки отлично знают, что такое рынок – это огромная толпа людей.
Каждый игрок пытается отнять деньги у других игроков, лучше них догадавшись, в какую сторону двинется рынок. Члены рыночной толпы живут на разных континентах. Они объединены электронными коммуникациями в погоне за прибылью за счет окружающих. Рынок -это огромная масса людей. Каждый человек в толпе пытается отнять деньги у других, оказавшись умнее их. Рынок – это чрезвычайно враждебная среда, в которой все против вас, а вы против всех.
Рынок не только жесток сам по себе, вам приходится платить высокую цену за то, чтобы сначала войти в него, а затем выйти. Вам нужно перепрыгнуть через два высоких барьера – комиссионные и разницу цен, – прежде, чем вы заработаете первые десять центов. В тот момент, когда вы подаете заявку, вы становитесь должны вашему брокеру комиссионные. Вам уже нужно отыгрываться, а игра еще и не начиналась. Трейдеры в операционном зале пытаются урвать у вас разницу цен, когда ваша заявка попадает в зал. Они попробуют укусить вас еще раз, когда вы будете выходить из игры.
На бирже вы играете против самых лучших умов, одновременно отмахиваясь от таких пираний как комиссионные и разница цен.
Мировая толпа
Нью-Йоркская фондовая биржа была основана в 1792 году как клуб двух дюжин брокеров. В солнечные дни они обычно торговали под деревом, а в дождливые – в таверне Фраунс. Первым, что сделали брокеры, основавшие Нью-Йоркскую фондовую биржу, было обложение посторонней публики фиксированными комиссионными, каковая практика и продержалась следующие 180 лет.
Сейчас только работники операционного зала встречаются лицом к лицу. Большинство из нас связано с рынком электронными коммуникациями. Члены финансового рынка смотрят на одни и те же данные на терминалах, читают одни и те же статьи в финансовых изданиях, получают одинаковые советы от брокеров. Эти связи организуют нас в рыночную толпу даже тогда, когда мы находимся за тысячи километров от биржи.