Организация приемки товаров в магазине
Все товары, поступающие в розничные торговые предприятия, должны быть приняты по количеству и качеству Это позволяет обеспечить контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей в магазинах, предотвратить попадание в реализацию некачественных товаров, способствует организации контроля за выполнением поставщиками договорных обязань.
Организация приемки должна обеспечивать прохождение товаров в максимально сжатые сроки с наименьшими затратами и при полном сохранении их качества значительной степени это зависит от подготовки товаров к отправке поставщиком, организации их загрузки и качества оформления документации Поставщик обязан отправлять, максимально подготовленные к продаже, пидсортовани и упакованы и В обязанности поставщика входит также укладки товаров в транспортную тару с таким расчетом, чтобы облегчить торговому предприятию-получателю товаров разгрузки транспортных средствебів.
Приемка товаров по количеству и качеству должно проводиться в соответствии с условиями заключенных договоров купли-продажи, договоров поставки товаров, контрактов, других видов сделок Вместе с тем в договоре может е быть обусловлено применение для этих операций норм и требований, установленных инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству"и"О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству"Именно поэтому в практике отечественной торговли нормы этих инструкций достаточно широко применяемые я как базовые во всех случаях, кроме тех, для которых в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах предусмотрен иной порядок приема товареів.
Приемка товаров должна осуществляться в магазине лицами, на которых возлагается материальная ответственность за товары и тару, в магазине Эти работники обязаны знать правила и сроки п приемки товаров, порядок документального оформления результатов приемки в случаях выявления расхождений по количеству или качеству товаров, порядок и сроки уведомления о вызове представителями ика поставщика тощо.
Приемка товаров в магазине осуществляется последовательно и одновременно с разгрузкой товаров Основными элементами процесса приемки товаров в магазине есть:
• ознакомление с сопроводительными документами и проверка правильности их оформления;
• проверка соответствия наименования товаров и их маркировку данным сопроводительных документов;
• проверка количества мест, состояния тары и упаковки;
• проверка массы брутто;
• проверка соответствия цен, указанных в сопроводительных документах, прейскуранта или протокола согласования договорной цены;
• вскрытия тары;
• проверка массы нетто или количества единиц товара;
• проверка качества товаров;
• документальное оформление результатов приема
Существует два основных способа (или направления) проведения этих операций: 1)"от товара к сопроводительному документу\", 2)"от сопроводительного документа к товару\"
При проведении приема по первому способу (\"от товара к сопроводительному документу\") сначала поочередно определяют наличие и фактическое количество каждой из конкретных названий товаров, после чего ин мации об их фактическое количество сравнивают с данными накладных счетов-фактур и т.п.; если эти данные совпадают, в сопроводительном документе делают специальную отметку, если нет, то товары данного названия вресово откладывают и проводят прием следующих позиций товаров В конце приема выясняют окончательный результат (недостаток или избыток).
При применении второго способа приемки товаров (\"от сопроводительного документа к товару\") процедура приема проводится согласно последовательностью записи отдельных позиций товаров в сопроводительном документации нт.
Способ приема товаров определяется в соответствии с последовательностью укладки товаров в кузове транспортного средства (как правило, первым принимают товар, который расположен ближе к заднему борту авттомобилей или к двери кузова типа"фургон\".
Приемка товаров по количеству заключается в сопоставлении массы, количества мест и единиц фактически ввезенных товаров с данными сопроводительных документов и маркировки Проверку количества товаров ведут в единицу ицях измерения, указанных в сопроводительных документах Массу нетто товаров при этом нужно определять в том порядке, который установлен стандартами, ТУ или другими обязательными для сторон документами Ма су тары определять одновременно с массой нетто товарару.
В тех случаях, когда товары в магазин поступили без сопроводительных документов, их фактическое количество должна быть определена и указана в акте о фактическом количестве товаров с указанием в нем отсутствующих документов, при этом полученные товары должны возгордиться в магазине на ответственном хранении до прибытия сопроводительных документе.
Если при количественном приемке товаров в момент поступления невозможно определить массу нетто товаров, то сначала проверяют массу брутто товара, а после освобождения тары от товара определяют фактическую м массу тары Массу брутто при получении товаров и массу тары после освобождения указывают в соответствующих актах.
Акт о массе тары должен быть составлен не позднее чем через 10 дней после ее освобождения
Акт о массе тары из-под влажной продукции (олифа, масла, краска и др.) должен быть составлен немедленно после освобождения тары из-под продукции
В акте о результатах проверки массы тары должна быть указана масса нетто продукции, определена вычитанием из массы брутто массы тары
Приемка товаров по количеству производится: а) при централизованном завозе товаров поставщиком - непосредственно в магазине б) при вывозе товара транспортом магазина - на складе поставщика; в) при иногородний поставке - на станции (пристани) назначени.
Приемка товаров по количеству производится, как правило, в следующие сроки:
а) при поступлении без тары, в открытой или поврежденной таре - в момент поступления в магазин, получение со склада поставщика или органов транспорта;
б) при поступлении в исправной таре: по массе брутто и количеству мест - в момент получения от поставщика по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не п позднее чем через 10 дней с момента поступления, а товары с ограниченными сроками хранения - не позднее 24 часов с момента получения товаре.
При поступлении товаров в неповрежденной закрытой таре приемки товаров проводится в два этапа: на первом этапе проводят предварительное приемки товаров в месте получения их от поставщика или предпр приятия транспорта, проверяя маркировку, перечисляя количество тарных мест, определяя массу брутто (при этом содержание тарных мест по количеству единиц товаров и массой нетто не проверяется) Ост аточне приемки товаров по количеству проводят в магазине, проверяя количество единиц товара в каждом тарном месте и массу неттоо.
Особым случаем такой процедуры является прием товаров (мука, сахар, крупы и др.), которые получают на складе поставщика или предприятия транспорта в исправной стандартной транспортной таре В этом в случае товары принимают без перевешивания по количеству тарных местць.
При поступлении в магазины незатарених товаров в контейнере прием осуществляется одновременно со вскрытием контейнера (вагона) Товары, которые доставлены в контейнерах и таре, принимают по количеству мест а или брутто в момент вскрытия контейнера, а окончательная приемка по количеству единиц и массой нетто проводят в ранее указанные срокии.
Приемка товаров оформляется наложением на сопроводительный документ штампа с указанием даты, номера штампа, количества и суммы принятого товара, а также подписью материально ответственного лица, прриймалатова.
В случае несоответствия массы брутто отдельных мест массе, указанной в сопроводительных документах либо на трафарете, работники магазина не должны раскрывать тару и упаковку, а для участия в конечном принимает Анне пригласить представителя местного отправителя, если же товары получены в оригинальной упаковке или в ненарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем данной партии, то нужно вызывать представляющее ика местного производителя (представитель иногороднего производителя вызывается лишь в случаях, прямо предусмотренных договором сторон.
В случае установления расхождений по количеству товаров в тарном месте приема приостанавливается, вся партия товаров помещается в обособленное помещение, а об обнаруженном несоответствии в количестве ООО варов составляется односторонний акт за подписями лиц, принимавших участие в приемке товаров Акт передается администрации торгового предприятийа.
Уведомление о вызове представителя поставщика (производителя) необходимо направить не позднее чем через 24 часа после обнаружения недостачи (излишка) товаров В сообщении о вызове представителя указ базируется: наименование продукции, ее количестве, качестве, даты и номера счетов и транспортных документов, характер недостатка, основные выявленные недостатки, состояние пломб, время, на которое назначено приема Выклик представителя поставщика осуществляется следующими способами: поставщика - телефонограммой; иногороднего - телеграммуою.
Для участия в конечном двустороннем приеме представитель поставщика (производителя) обязан прибыть, как правило, на следующий день, неместного (иногороднего) - не позднее чем через 3 3 дня с момента получения вызова (не считая времени на дорогу), если иной срок не установлен договором, для приемки товаров с ограниченными сроками хранения представитель поставщика обязан прибыть в течение 4 часов В случае неявки представителя поставщика, а также в случаях, когда вызов представителя не является обязательным, приглашается представитель незаинтересованной организации или представитель общественностиі.
Окончательное приемки товаров по количеству должно быть проведено в такой срок:
а) товары с ограниченными сроками хранения - не позднее чем через 24 часа;
б) все другие товары - не позднее чем через 10 дней после их поступления Окончательные результаты приемки товаров по количеству оформляются Актом об установлении расхождений по количеству при приемке ния товаров, состоящий в день окончания приема К акту должны быть приложены копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия представителя поставщика и т.д. Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке товаров по количеству, и утвержден руководителем предприятия-получателя не позднее следующего дня с момента его составленияння.
в акте об установлении расхождений по количеству при приемке товаров указывают следующие данные: наименование продукции (груза), адреса отправителя и получателя, дата и номер: акта о недостаче, телеги программы и телефонограммы о вызове представителя отправителя (изготовителя), счета-фактуры и транспортной накладной, коммерческого акта (если его составили), место и время приема товаров, данные о лицах, к Отри участвовали в приемке товаров, их удостоверения; дату отправления и прибытия товаров, время выдачи груза, раскрытие вагона или контейнера, Его доставки на склад получателя, состояние тары и упаковки в момент осмотра товара, а также маркировки тары, условия хранения товаров на складе получателя до приемки, сведения о способах определения количества продукции, которой не хватает, и подтверждение о пользовании исправными весами и другими измерительными приборами, выверенными в установленном порядке; кем взвешенные, опломбированы и отправлены товары, исправность пломб, фактическую массу товаров согласно данными документов и трафарета; точное количество товаров, которых не хватает, и их цену; подробный вывод о причинах и место возникновения недостачи (излишков) товаре.
Отдельный порядок приемки товаров предусмотрен в случае поставки их в магазины в таре-оборудовании Он регламентируется требованиями Инструкции об особенностях приемки товаров народного потребления, досставляються в таре-ванні.
Некоторые товары, присланные магазина почтовыми посылками, принимают в отделениях связи в соответствии с действующей Инструкцией о приемке товаров от предприятий связи Порядок приемки товаров в посылках х аналогичен порядку приемки товаров в таре В случае выявления расхождений по массе и нарушений целостности упаковки в отделениях связи ее вскрывают и составляют акт по форме, установленной Минз связку, при участии представителя отделения связику.
Приемка товаров по качеству заключается в сопоставлении качества поступившего товара, и его комплектности, а также тары, упаковки, маркировки требованиям стандартов, ТУ, договоров с данными сопроводительных доку энтов поставщика Приемка товаров по качеству должна проводиться с точным соблюдением требований стандартов, ТУ, других обязательных для сторон правил, а также по сопроводительным документам, которые посвидчуют ь качество и комплектность товаров, - технического паспорта, сертификата, спецификации и ин.
Проверка товаров по качеству может быть сплошной или выборочной, а для определения качества товаров могут применяться методы лабораторной или органолептической оценки По органолептическим показателям (с внешний вид, запах, вкус, консистенция) товары проверяют предварительно - в месте получения, а в магазине проводят окончательной приемкия.
В случае если соглашением розничного торгового предприятия и поставщика предусмотрено проведение приемки товаров по качеству на основе норм указанных выше инструкций, окончательная приемка товаров по качеству производится в следующие сроки: а) при местном снабжении товары с ограниченными сроками хранения должны быть приняты по качеству в течение 24 часов с момента получения, а все остальные товары - не п изнише чем через 10 дней б) при иногородний поставке товаров соответственно 24 часа и 20 дней с момента поступления товаров на склад товароодержувач.
Товары в транспортной таре принимают за качеством одновременно со вскрытием тары, сразу же после приемки товаров по количеству единиц в тарном месте При выявлении несоответствия товаров по качеству, ком мплектнистю, маркировкой указанным требованиям получатель обязан уведомить отправителя (изготовителя) о необходимости участия его представителя в двустороннем приемеі.
Одновременно с проверкой качества товаров проверяют содержание и правильность их маркировки (по данным маркировки определяют изготовителя изделия, наименование, сорт товара, дату изготовления и другие данные, пер непредусмотренная стандартами или ТУ; маркировка должна быть нанесена или непосредственно на товар (изделие) или прикреплен на него ярлык.
Проверка тары и упаковки предусматривает определение соответствия ее требованиям стандартов или ТУ и способности обеспечивать сохранность количества и качества товаров при перевозке (в договоре поставки моожуть указываться номера стандартов и ТУ на тару и / или упаковку, в которых должен поставляться товар.
Сроки прибытия местных и иногородних представителей изготовителя (отправителя) для участия в приемке товаров по качеству и комплектности аналогичные срокам приемки товаров по количеству Одинаковые т также порядок назначения представителя поставщика (отправителя) и характер удостоверение, ему выдается Если представитель поставщика в установленные сроки не прибыл, то проверка качества товаре в осуществляется экспертом Бюро товарных экспертиз ТППП.
По итогам приемки товаров по качеству и комплектности с участием лиц, участвовавших в нем, в день окончания приемки составляется двусторонний акт, содержание которого регламентируется Инструкцией В этом акте должны быть сформулированы выводы о характере выявленных дефектов в товарах, причины и виновников их возникновения Товары, по качеству которых составлен такой акт, магазин должен принять на е дповидальне хранения до получения решения поставщика об их дальнейшего использования Акт приемки утверждает руководитель предприятия-получателя не позднее 3 дней после составления Утвержден й акт служит основанием для оформления претензии к поставщику, порядок представления которой определен законодательством Украинаїни.
Важной особенностью процессов приемки товаров по качеству в магазинах является то, что действующим законодательством предусмотрено право предприятий розничной торговли документально оформлять и предъявлять соответствующие пре етензии к производителям товаров в связи с выявлением производственных недостатков товаров даже за пределами установленных сроков приемки по качеству.
Работники розничного торгового предприятия имеют право документально оформить акт о выявлении производственных недостатков в товарах, если они обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже аб потому при розничной продаже в течение 4 месяцев после получения товаре.
В случае обнаружения скрытых недостатков в товарах соответствующий акт должен быть оформлен в течение 5 дней после обнаружения, но не позднее 4 месяцев со дня поступления товаров на склад предприятия, которое е выявило эти недостатки (если иные сроки не установлены договором сторон) При этом под скрытыми недостатками понимают такие"не могут быть обнаружены лед при обычной для данного товара проверки и мо гут оказаться в процессе хранения, подготовки к продаже или использованию товарев.
Если на товары установлены гарантийные сроки эксплуатации или хранения, то акт о скрытых недостатках должен быть составлен в течение 5 дней, но в пределах установленного гарантийного срока Если же гарантий нтийний срок на товары устанавливается с момента их розничной продажи, то акт о скрытых недостатках товаров может состоять также в период хранения перед продажей независимо от времени получения товарев.
Особая роль процессов приемки товаров по количеству и качеству в обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей обусловливает необходимость их качественной организации, в частности через соблюдение определенных рекомендаций и осуществление соответствующих организационно-технических мероприятий.