Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине

Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Поступившие в магазин товары доставляют в зону при­емки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна прово­диться лицами, на которых возложена материальная ответ­ственность. Приемке и оприходованию подлежат только добро­качественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях.

Приемка товаров по количеству. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

Если товары поступили в магазин без сопроводительных до­кументов, то на фактически поступившее их количество соста­вляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а по­ступившие товары принимают на ответственное хранение.

Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или

иными обязательными правилами и договорами. Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то при­емку товаров следует приостановить. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших то­вар.

По результатам окончательной приемки товаров соста­вляют акт.

Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт.

Приемка товаров может иметь некоторые особенности, кото­рые зависят от способа их доставки..

Приемка товаров по качеству. Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные сроки..

В эти же сроки следует составить акты о результатах про­верки качества поступивших товаров.

В процессе приемки работники магазина выявляют каче­ство и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.

Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт.

Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже

После приемки товары доставляют в помещения для хране­ния. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального ре­жима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения долж­ны обеспечить материально ответственные лица.

Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Ги­гроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу.

Размещая товары на хранение, необходимо учитывать дли­тельность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары. Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещаюттовары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно.

За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т. д.

При распаковке товары освобождают от внешней транспорт­ной тары, сортируют, т. е. группируют по ассортиментным при­знакам (размер, фасон и т. д.), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие де­фекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами.

Значительная часть продовольственных товаров поступает в нерасфасованном виде, и фасовка их осуществляется непосред­ственно в магазинах. В основном фасуют сыпучие бакалейные товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты. В магазинах то­вары фасуют, как правило, при помощи простейших приспосо­блений или на настольных циферблатных весах в специальных помещениях (зонах) площадью не менее 6 м2. Зону для фасов­ки располагают в непосредственной близости от зоны хранения товаров и вблизи торгового зала. Рабочее место фасовщика осна­щают соответствующими инвентарем и упаковочными матери­алами. В магазинах с достаточно большим объемом фасовки то­варов применяют специальные устройства или приспособления.

Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару-оборудование.

Наши рекомендации