Формы и организационно правовые структуры торговли
Выкладка товаров
Выкладка товаров в торговом зале является важным средством рекламы. Под выкладкой товара понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торговом оборудовании в зале.
На данный момент существует три типа выкладки:
1) Горизонтальная выкладка - при данном способе выкладке определенные однородные товары размещают по всей длине оборудования. На самой нижней полке при этом размещается товар самых больших размеров или более дешевый. Товар выкладывается слева направо по серии, по уменьшению объема.
2) Вертикальный способ выкладки - такая выкладка предусматривает расположение однородных товаров несколькими рядами на всех полках метра стеллажей сверху вниз. Это хороший показ товаров, удобный покупателям любого роста. Распределение товара должно быть строгим, от меньшего к большему. Меньший располагается на верхних полках, а больший на нижних.
3) Дисплейная выкладка - обычно этот способ выкладки применяют на дополнительных точках продажи. Он представляет собой отдельно стоящий фирменный стенд или стойку, не привязанный к основной точке продажи этого товара.
Существует несколько общих принципов:
1) Недорогое вперед (недорогие товары работают на то, чтобы создать у покупателя благоприятное впечатление об уровне цен в магазине). Если их разместить в начале торгового зала, то покупатель втягивается в процесс покупок и дальше берёт товары «автоматически», и обращая на цены меньше внимания.
2) Товары с низкими ценами и товары приносящие наибольшую прибыль чередуются по ходу движения покупателей в торговом зале. Дорогой товар обеспечивает наибольшую прибыль и должен располагаться в конце маршрута, т.к. покупатель, может, дойдя до него уже выбрать, что- то другое и даже увидя привлекательный товар купить меньше или решить не покупать товар. Основные марки следует размещать в начале каждой ассортиментной группы. Известно, что с одних полок товар продается лучше, с других хуже. Полки, которые находятся на уровне глаз покупателя и до третьей пуговицы на рубашке считаются самыми привлекательными. При перемещении товара с этих полок вниз теряется от 40 до 80% продаж. В наиболее выгодном положении должен находится товар приносящий наибольшую прибыль. При торговле продовольственными товарами ближе всего к покупателю должен располагаться товар у которых срок хранения ближе к концу. Товар с истекающим сроком годности можно использовать во время дегустации, презентации и прочих мероприятий.
3) Метод двух пальцев. Полка по высоте должна соответствовать высоте продаваемого товара. Если между верхним краем товара и следующей полкой проходит 2 пальца и больше, то нужно менять расстояние между полками, это позволит установить на стеллаже дополнительную полку. Удлинители полок позволяют повысить эффективность стеллажных выкладок. Они могут быть металлическими, проволочными, фанерными, обязательно красивыми (эстетичность).
Главными принципами выкладки является:
· обзор;
· доступность;
· опрятность;
· соответствующий вид товаров переднего ряда;
· заполненность полок;
· привлекательность упаковки;
· маркировка цены;
· определенное место на полке;
· постоянное восполнение запасов.
Виды особой выкладки товаров включают:
· массовые выкладки товаров;
· многотоварные выкладки;
· выкладки товаров навалом.
Массовые – применяются для товаров повседневного спроса, особой популярности. Они обеспечивают их быстрый оборот. Основана на привлечении внимания к товару, выставленному в больших количествах. При применении массовой выкладки товара, следует позаботиться о том. Чтобы она не носила подавляющего характера. Многотоварные выкладки предполагают размещение рядом друг с другом нескольких различных товаров. Анализ показал, что если однотоварные выкладки увеличивают объем продаж в 5 раз по сравнению с продажами товара с полок, то многотоварные – в 10 и более раз. Выкладки товара навалом осуществляют в магазинные тележки, корзины и другие емкости, поставленные производителями. Поскольку товар помещается в такие емкости стоимости этого вида выкладки низкие.
При определении лучших мест для выкладок, нужно учитывать ряд факторов:
· маршруты движения покупателей;
· эффективное позиционирование.
Дисплеи нужно размещать так, чтобы окружающая обстановка увеличивала желание купить. Выкладки сопутствующего товара, непривычная демонстрация товара, все это привлекает внимание покупателя, выкладки должны сопровождаться указателями (вывесками и т.д.)
Формы и организационно правовые структуры торговли
Торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанной с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Как вид деятельности торговля подразделяется на розничную и оптовую; к торговой деятельности относятся также производство и реализация собственной продукции и других товаров в предприятиях общественного питания, включая деятельность по обслуживанию населения.
Внутренняя торговля в Российской Федерации выполняет функции обращения товаров народного потребления, выступает посредником между производством и потребителем.
Розничная торговля осуществляет продажу товаров народного потребления и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего пользования.
Оптовая торговля представляет собой продажу товаров с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
С отраслевой точки зрения торговля представляет собой самостоятельную отрасль единого хозяйственного комплекса страны, включающую в себя структурные образования всех организационно-правовых форм и форм собственности, занимающиеся торговой деятельностью, а также граждан-предпринимателей, осуществляющих эту деятельность.
Торговля тесно взаимодействует со всеми другими отраслями экономики, вступая с ними в хозяйственные связи.
Основной задачей (миссией) торговли является удовлетворение потребностей населения в товарах, обеспечение высокого качества и культуры торгового обслуживания, обеспечение гарантий прав и законных интересов граждан в процессе торгового обслуживания.
Понятием «торговая деятельность» охватывается инициативная, самостоятельная предпринимательская деятельность, осуществляемая торговлей в связи с совершением купли-продажи товаров народного потребления, выполнением работ и предоставлением услуг покупателям в процессе торгового обслуживания с целью получения прибыли.
Понятием «торговое обслуживание» охватывается вся совокупность действий продавцов товаров, включающая организацию процессов по заключению и выполнению договоров розничной купли-продажи, оказание покупателям услуг, связанных с приобретением товаров, а также защита прав покупателей.
В соответствии с существующими формами собственности в Российской Федерации торговля осуществляется: частными торговыми предприятиями и предпринимателями без образования юридического лица; торговыми предприятиями федеральной собственности; торговыми* предприятиями собственности субъектов Российской Федерации; муниципальными торговыми предприятиями; торговыми предприятиями потребительской кооперации, общественных и религиозных организаций, смешанной российской и иностранной собственности, а также иностранных юридических и физических лиц.
С отраслевых позиций розничную торговлю можно представить как сеть структурных образований всех форм собственности и деятельность граждан-предпринимателей, реализующих товары непосредственным потребителям и оказывающих в связи с этим услуги покупателям.
Оптовая торговля представляет собой сеть структурных образований всех форм собственности, осуществляющих коммерческое посредничество между производством товаров и розничной торговлей, общественным питанием, а также товароснабжение торговой сети и других оптовых покупателей, оказывающих складские, коммерческие,' маркетинговые и иные работы и услуги.
Организационно-правовая форма предприятий (организаций), занимающихся торговой деятельностью определяется Гражданским кодексом РФ, в соответствии с ним юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, представляющие собой некоммерческие организации (т. е. не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками), могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительными и иными фондами и пр.
Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы.
Торговое предприятие, в соответствии с принятой в Гражданском кодексе РФ терминологией, идентично понятиям «организация», «фирма», «компания» и др., хотя и фирма, и компания, и организация в общем случае могут состоять из одного и более предприятий.
В торговой практике применяются различные формы организаций, основанные на использовании частной собственности.
Это акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью (или товарищества), коммандитные общества и различные их сочетания (смешанные формы).
Четкая принадлежность к какой-либо форме является основанием для государственной регистрации фирмы, без чего ее деятельность считается незаконной.
Создание акционерных обществ объективно обусловлено рыночной экономикой, в основе которой лежит частная собственность. Размеры такой собственности у различных владельцев неодинаковы; для того чтобы начать бизнес, требуется объединение капиталов разных владельцев. Так возникают разнообразные союзы (ассоциации), которые в законодательстве стали называться «обществом» (товариществом).
Наибольшее распространение получают следующие основные виды хозяйственных обществ:
1. простое общество;
2. полное общество;
3. общество на вере (коммандитное);
4. акционерное общество;
5. общество с ограниченной ответственностью (паевое).
Простое общество — это объединение вкладов двух или нескольких лиц для совместной деятельности в целях достижения общих хозяйственных результатов. Вклады могут осуществляться деньгами, имуществом или услугами.
Предполагается, что вклады всех участников товарищества одинаковы (если договором не предусмотрено иное). Вклады и все приобретенные товариществом за свой счет средства составляют совместное (складочное) имущество товарищества.
Полномочия на ведение дел могут быть предоставлены одному или нескольким членам товарищества. Каждый член товарищества имеет право знакомиться с положением дел, книгами учета и документами. Ответственность по общим долгам товарищества — индивидуальная, соразмерно доле участия каждого. Солидарная ответственность не предполагается.
Полное общество является более развитой формой простого общества. Оно имеет целью ведение конкретного хозяйственного дела (производство, торговля). Возникает явочным порядком; является юридическим лицом; по его обязательствам участники отвечают всем своим имуществом как совместные должники. Членами полных обществ могут быть только физические лица.
Общество на вере (коммандитное) является модифицированным* полным обществом. Основная его особенность заключается в том, что наряду с одним или несколькими участниками, отвечающими перед кредиторами товарищества всем своим имуществом, имеется один или несколько участников, ответственность которых ограничивается вкладами в общество. Те участники, которые отвечают за риск всем своим имуществом, являются внутренними членами общества и именуются полными товарищами. Остальные, рискующие лишь в пределах своего вклада, являются внешними участниками, или «коммандитистами».
Делами в коммандитном товариществе руководят полные товарищи. На сумму вкладов внешних участников общество выпускает акции. Такие товарищи называются «акционерными коммандитистами», а общество — «акционерным коммандитным». Разновидностью коммандитного товарищества является коммандитное товарищество с ограниченной ответственностью. В него на правах полного товарища должно входить общество с ограниченной ответственностью. Оно и вершит все дела товарищества.
Акционерное общество представляет собой уставное общество с правом юридического лица, создается в разрешительном порядке и обладает основным капиталом, разделенным на определенное число равных частей. Акционерное общество организуется на корпоративных началах и является наиболее сложной формой ассоциации, опирающейся на развитую систему товарно-денежных отношений. В такой ассоциации акционеры не несут личной ответственности по обязательствам общества.
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается" открытым акционерным обществом.
Такое ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников ЗАО ограничено Законом об акционерных обществах.
Общество с ограниченной ответственностью представляет собой модификацию акционерного общества. Главные отличия его заключаются в следующем. Акционерные общества формируют уставный фонд путем выпуска акций, владельцы которых могут быть заранее неизвестны. Общество же с ограниченной ответственностью образует уставный фонд только за счет средств пайщиков, число которых колеблется в пределах 5-6. Иначе говоря, общество с ограниченной ответственностью имеет уставный фонд, разделенный не на части равной номинальной стоимости, как в акционерном обществе, а на доли, размер которых определяется учредительными документами. Каждый пайщик несет ответственность по обязательствам в пределах своего имущества. Если акционеры несут убытки в пределах стоимости принадлежащих им акций, то участники общества с ограниченной ответственностью отвечают в пределах их вкладов. В этом и состоит смысл понятия «ограниченная ответственность».
Строго говоря, акционерное общество также является обществом с ограниченной ответственностью, но более сложным и развитым. Важное отличие названных организационных структур состоит в минимально допустимой сумме основного капитала.
Размеры уставного капитала — важный фактор, определяющий права и обязанности, как общества, так и его членов, которые они несут по своим договорам, а также в случае банкротства, т. е. не только определяют право голоса участников, но и оговаривают гарантии или степень ответственности. Организационные формы могут различаться по виду получения доходов и степени ответственности членов общества по своим контрактам. Например, акционерное общество принадлежит его учредителям, купившим акции, по которым они имеют право получать дивиденды от прибыли.
В настоящее время в России процесс создания и развития акционерных обществ идет быстрыми темпами. Тип таких обществ во многом зависит от типа рынка, где им предстоит работать. Рынок товаров народного потребления и услуг предполагает наличие определенного количества малых и средних предприятий, действия которых направляются против монополизации данного рынка (олигополия). Мировой опыт показывает, что малый бизнес играет важную роль в развитии рынка, он позволяет гибко и маневренно заполнять ниши в зарождающемся рыночном пространстве, которые сегодня либо не развиты совсем, либо малочисленны.
Малые предприятия могут создаваться на основе любой формы собственности. Основной критерий статуса малого предприятия - предельная численность работающих для розничной торговли не должна превышать 30 человек, для оптовой торговли и предприятий общественного питания — 50 человек. С 2004 г. вводится новая система классификации малого предпринимательства, близкая к принятой в Евросоюзе. Теперь предприятия со штатом до 10 человек и оборотом до 15 млн руб. в год будут называться микропредприятиями и пользоваться льготным налогообложением.
Малый бизнес своей практикой непосредственных контактов с потребителем оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их постоянно ориентироваться на запросы населения. В этом отношении существенную роль в формировании конкурентной среды имеет федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, устанавливающий определенные льготы для лиц, участвующих в малом бизнесе.
Субъекты хозяйствования могут действовать автономно, выступая в виде фирм, и ассоциативно, объединяясь в различного рода организации.
Фирма представляет собой хозяйствующую организацию, являющуюся первичным звеном торговых объединений, индивидуальных предпринимателей и акционеров.
Фирмы могут быть двух видов:
1. головная компания, держащая контрольный г!3кет акций и объединяющая несколько специализированных (самостоятельных экономически) торговых предприятий и филиалов, расположенных в данном регионе или за его пределами;
2. холдинг, т.е. фирма, не осуществляющая производственной деятельности, а выполняющая лишь управленческие функции по отношению к входящим в ее состав предприятиям и филиалам.
Ассоциации могут быть четырех основных типов — хозяйственная ассоциация, концерн, синдикат и консорциум.
Хозяйственная ассоциация — объединение предприятий на договорных началах в целях совместного осуществляется одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. Участники ассоциации могут входить в другие объединения предприятий без согласования с их участниками.
Концерн — объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности, а также хозяйственного обслуживания предприятий.
Синдикат — объединение, создаваемое в целях установления контроля над рынком какого-либо товара. Предприятия в синдикате сохраняют производственную, но теряют региональную самостоятельность. Синдикат может одновременно входить в хозяйственную ассоциацию.
Консорциум — временное добровольное объединение предприятий для решения конкретной задачи, реализации крупной целевой программы или проекта независимо от формы собственности. После выполнения поставленной задачи консорциум прекращает свое существование (распускается) либо преобразуется в объединение иного вида.
Акционерные хозяйственные субъекты могут быть представлены совместными предприятиями (СП). Мировой опыт показывает, что для большинства стран, вкладывающих инвестиции за рубежом, СП является наиболее приемлемой формой экспорта капитала. Они получают возможность размещать на территории принимающих стран свои производства, использовать их внутренний и внешний рынки для сбыта совместно произведенной продукции.
Выгодны СП и для принимающей страны: они создают новые рабочие места, содействуют оживлению деловой активности, насыщают рынок совместной продукцией, что положительно сказывается на удовлетворении спроса и снижении темпов роста инфляции, так как изготовленные ими товары, как правило, реализуются по ценам более низким, чем стоимость импортных изделий. Местные же компании, чтобы остаться жизнеспособными, вынуждены поднимать уровень технической культуры своего производства до соответствующих показателей иностранных предприятий.
Классификация организационно-правовых структур позволяет выбрать оптимальную форму защиты интересов, как фирмы, так и экономических субъектов, имеющих отношение к ее деятельности, поскольку в каждом конкретном случае в зависимости от вида собственности и те и другие несут по отношению друг к другу определенные обязательства.
Гражданский кодекс РФ определяет, что коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договоренности между собой создавать объединения в форме ассоциации или союзов, являющихся некоммерческими организациями.