Взаимоотношение светской и духовной властей и специфика средневековой культуры
Превращение христианства в господствующую религию, а христианской церкви – в прислужницу государственной власти (позже – в надгосударственную организацию) вызвало раскол среди верующих. Несогласные с перерождением раннехристианской демократической организации верующих в иерархическую церковную организацию, сливающуюся с правящей элитой, выдвигали свои особые еретические (т. е. не согласные с официальной религией) вероучения. Так в раннем Средневековье появляются понятия «ересь» и «еретик» (ересь – это отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам, еретик – человек, исповедующий ту или иную ересь). Постепенно появляются различные богословские ереси, в которых выражалась оппозиция угнетенных масс по отношению к господствующему строю и церковной иерархии. Характерной чертой всей эпохи Средневековья становится религиозная форма, принимаемая любыми общественными движениями. Экономическая, политическая, национально-освободительная борьба чаще всего происходит не прямо и открыто, как в эпоху капитализма, а скрыто, завуалированно – в форме борьбы различных религий и религиозно-философских направлений.
Начиная с 325 г. христианская церковь для решения наиболее важных проблем вероучения и борьбы с ересями стала собирать т. н. Вселенские соборы, т. е. собрания высшего духовенства, на которые делегируются представители христианских поместных церквей. На Первом Вселенском соборе в Никее в 325 г. было осуждено как «безбожная ересь» распространившееся в восточных провинциях империи арианство. Арианство, основанное священником Арием, отрицало божественную природу второго лица «Святой Троицы» («Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух») – Христа. Тем самым ставилась под сомнение божественность христианской церкви и по существу считались необоснованными ее притязания на власть. Арианство проникло в среду варваров, враждебно относившихся к Римской империи.
В рамках официальной христианской церкви возникает монашество – уединенная жизнь фанатичных сторонников веры, связывающих себя добровольными обетами – нестяжания (т. е. отказа от стремления к обогащению), аскетизма, безбрачия и т. п. Монахи начинают создавать т. н. монашеские ордены – централизованные организации монахов, деятельность которых регламентируется уставами, утвержденными римским папой. Первым христианским монашеским орденом был орден бенедиктинцев, основанный Бенедиктом Нурсийским в 530 г. Устав бенедиктинского ордена включает три обета: постоянное проживание в монастыре, послушание и воздержание. В настоящее время орден бенедиктинцев является крупнейшей католической организацией, объединяющей более 10 тысяч монахов и 20 тысяч монахинь.
Основные положения христианского вероучения были разработаны представителями патристики («отцами церкви») во II–VIII вв. Вплоть до наших дней они рассматриваются как неоспоримые авторитеты в вопросах веры. Крупнейшими представителями патристики были Тертуллиан, Климент Александрийский, Василий Великий, Августин Аврелий, прозванный Августином Блаженным, и Иоанн Дамаскин.
В средние века религия пронизывала все сферы человеческой деятельности, церковь жестко контролировала образ мышления и повседневный распорядок жизни. Господствующим требованием средневековой религиозной нравственности был аскетизм. Как уже отмечалось, он опирался на традицию самоограничения человека, возникшую у древних стоиков и киников. Всякий христианин был обязан видеть в окружающем мире только свидетельство всемогущества бога и подтверждение истинности вероучения, а тело его не должно было знать никаких радостей и умерщвляться во имя очищения духа. Пост, воздержание и милостыня были основными добродетелями для верующего, и проявление этих добродетелей строго регламентировалось предписаниями церкви. Аскетизм соответствовал экономическому строю замкнутых и самовоспроизводящихся хозяйств феодального общества.
При дальнейшем развитии феодализма уже на основе более совершенного товарно-денежного хозяйства обнаружилось противоречивое понимание аскетизма. С одной стороны, аскетизм свелся к открытому требованию отдавать церкви все имеющиеся излишки и деньги. «У тебя есть деньги, выкупай свой грех», – проповедовал еще епископ Миланский Амвросий (340–397). С другой стороны, аскетизм мог состоять в проповеди простой бережливости, скряжничества. Наконец, в народных ересях аскетизм выражал отрицание частной собственности, оппозицию правящей верхушке феодального общества.
Влияние церкви прослеживается и в позднем Средневековье. Это прежде всего отражено в эпохе крестовых походов. В Х в. в развитии феодального общества начинается глубокий перелом. Он завершается в XI–XIII вв. переходом феодализма в новую стадию. Ее политическое и экономическое содержание – создание предпосылок для формирования капитализма, усиление товарно-денежных отношений, восстановление и рост городов. В конечном счете возникает новая, экономически более взаимосвязанная Европа, в которой начинает складываться единая хозяйственная и культурная жизнь. Развитие товарно-денежных отношений, укрепление городов, ослабление их зависимости от феодалов-землевладельцев, усиление эксплуатации крестьян привело к обострению социальных противоречий и конфликтов. Выход из взрывоопасного кризисного состояния общества был найден в XI в. – Римский папа Урбан II объявляет первый крестовый поход на Византийскую империю и мусульманский Восток.
Целью крестовых походов объявляется чисто религиозная задача – освобождение от власти «неверных» «гроба Господня», «Святой земли» – т. е. тех мест, где жил и проповедовал Иисус Христос. Реальные цели всех участников этих захватнических экспедиций были другие. Участвующие в них крестьяне рассматривали завоевательные походы как способ выйти из состояния жестокого угнетения. Феодалы получили возможность захвата новых земель и крепостных. Купцы осваивали новые торговые пути и рынки сбыта. Папство укрепляло и расширяло свою власть. Всего было организовано 8 крестовых походов на Ближний Восток, результатом которых явилось создание нескольких государств крестоносцев, просуществовавших до конца XIII в. В XII–ХIII вв. происходили крестовые походы немецких феодалов против народов Прибалтики.
Во второй половине XIII в., когда закончились крестовые походы, Европа была покрыта множеством новых городов. В Северной Италии возникли города-республики: Венеция, Флоренция и др. Крестьянство находилось в несколько облегченных условиях и интенсивно втягивалось в рыночные отношения. Началось образование мощных национальных государств. Так, в Англии сильная централизованная власть складывается к концу XI в., во Франции – в XII–XIII вв., усиливается тенденция централизации в Германии и Италии. Феодальный строй приспособился к новым условиям рыночных отношений, в основном перешел от натуральной формы земельной ренты к денежной, сросся с торговым и ростовщическим капиталом. В обществе постепенно усиливаются конфликты, приводящие к формированию раннекапиталистических отношений: в XIV–XV вв. происходят крупные крестьянские восстания (Жакерия, гуситские войны, восстание Уота Тайлера), усиливаются противоречия между интересами хозяйственной деятельности и освященными церковью обычаями. В городах складывается новый социальный слой – плебейство, которое совместно с крестьянством противостоит феодальной аристократии и служит исходным материалом для формирования предпролетариата. Из зажиточных слоев горожан – бюргерства – в будущем начнет формироваться ранняя буржуазия. Культура средневекового города послужила основой для принципиально нового, нерелигиозного мировоззрения раннебуржуазной эпохи – гуманизма эпохи Возрождения.
Противоречия в сфере политических и экономических интересов государств огромного христианского мира привели к тому, что в раннее Средневековье начинается формирование двух версий христианского вероучения – западной и восточной. Главой западного христианства становится папа римский, а восточного – патриарх константинопольский, резиденцией которого являлась столица Византийской империи (город Византий, переименованный позже в Константинополь, а затем в Стамбул). В результате долгого исторического противоборства этих версий, в конце концов, произошло разделение церквей – был официально закреплен раскол христианства на католицизм и православие. В 1054 г. римский папа Лев XI и патриарх Кируларий предают друг друга анафеме (т. е. отлучают от церкви). С тех пор римская католическая церковь и церковь православная превращаются в самостоятельные, отчасти даже враждебные религиозные организации. Отношения сотрудничества между двумя церковными конфессиями восстанавливаются только в XX в. В 1965 г. Второй Ватиканский собор постановил «предать забвению» анафему 1054 г., что и было закреплено символическим целованием папы Павла VI и патриарха константинопольского Афинагора I.
Мировоззрение и культура средневековой Европы в целом остаются религиозными. Церковная организация развивается и усложняется. Создаются новые военно-монашеские ордены для ведения крестовых походов – госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы. В 1207–1209 гг. в Италии Франциск Ассизский основал орден нищенствующих монахов – францисканцев. В 1215 г. В Тулузе Доменико де Гусман создает орден доминиканцев – «псов господних». В 1232 г. папа поручает доминиканскому ордену руководство инквизицией – специальными трибуналами католической церкви, созданными для борьбы с ересью. Из ордена доминиканцев вышли многие видные теологи, в том числе крупнейший идеолог католической церкви Фома Аквинский (1225 или 1226–1274). В настоящее время доминиканский орден объединяет более 10 тысяч монахов в 50 странах и имеет около 600 монастырей.
Вся средневековая культура до эпохи Возрождения носила исключительно религиозный характер, а все науки были подчинены теологии и пропитаны ею (известно выражение: «Философия – служанка богословия!»). Церковь выступала проповедником христианской морали, стремилась привить христианские нормы поведения всему обществу. Долгое время церкви принадлежала монополия в области образования и культуры. В специальных «мастерских письма» (скрипториях) при монастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировались применительно к потребностям теологии античные философы. По словам одного из церковников, «монахи борются пером и чернилами против коварных козней дьявола и наносят ему столько ран, сколько слов Господних они переписывают».