Интеграционные процессы в МЭ.
НАФТА –Северо-Американское соглашение о свободной торговле – действует между США, Канадой и Мексикой с января 1994 г.:
1. сняты таможенные барьеры
2. сняты ограничения во взаимной торговле (для экспорта и импорта товаров) для стран-участниц
3. созданы условия для свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов
4. к концу 90-х гг. выработаны общие подходы предоставления национальных режимов для ПИИ
5. договоренность о защите интеллектуальной собственности
6. по гармонизации тех. стандартов, санитарных норм и др.
7. по формированию механизма решения споров
Перспективы: к 2025 г. актуально слияние рынков стран-участниц НАФТА. Возможно, реализация уже подписанного соглашения НАФТА – об общей зоне свободной торговли между странами Северной и Южной Америки. НО!!! НАФТА находится на начальной стадии интеграционного процесса по сравнению с ЕС
http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/1-g5-2-2.htm
Страны ЛА первыми в т. н. «третьем мире» встали на путь экономической интеграции.
Причины стремления к интеграции в ЛА-странах:
1. все страны региона на протяжении большей части своей истории находились под внешним влиянием – сначала это была европейская монополия – Испания или Португалия, потом неформальное господство США, экономическое и политическое
2. по мере наращивания Вашингтоном «информационного давления» на ЛА-страны в регионе возросло стремление к коллективному противостоянию северному соседу
Первые объединения были созданы в 1960 г. Основной стратегической целью было гармоничное и сбалансированное развитие экономик ЛА-стран, которое должно привести к созданию единого экономического пространства.
МЕРКОСУР— общий рынок стран Южной Америки, создан в 1961 г. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента (около $1,5 трлн, с учетом ассоциированных членов – $2 трлн). В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай (с июля 2006начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали своё согласие на принятие Венесуэлы в члены), а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой.
Основная задача: содействовать развитию взаимной торговли и снижению зависимости от колебаний мировой хозяйственной конъюнктуры.
Сотрудничество в области энергетикиявляется основополагающим в процессе экономического сближения стран МЕРКОСУР.
18 Декабря 2007 года Меркосур подписал торговое соглашение о свободной торговле с Израилем.
В августе 2010 года на 39-й встрече на высшем уровне Меркосур был утвержден общий Таможенный кодекс который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.
20 декабря 2011 во время встречи в верхах в Монтевидео, министры иностранных дел четырех полных стран-членов, совместно с министром иностранных дел Палестины Риядом аль Малики, подписали соглашение о свободной торговле с Палестиной.
Последствия создания МЕРКОСУР:
Политическая стабильность в регионе | Возрастание инвестиционной активности, нарастание инвестиционной автивности аз-за рубежа |
Расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками | Увеличение взаимной торговли |
К ним следует отнести проблемы недостаточного развития транспортной инфраструктуры, вопросы валютного регулирования, унификации налогообложения, трудового законодательства. Большие трудности возникают в связи с так называемым распределением преимуществ интеграции, т.е. членством стран с «разной мощностью» национальных экономик. Появляются противоречия между развитием интеграционных процессов и собственно «деликатными, уязвимыми» отраслями, такими, как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая. К числу «болезненных» отраслей при разделе рынков относится также автомобильная отрасль. Сложные задачи стоят перед МЕРКОСУР в социальной сфере. Если предприниматели уже почувствовали позитивизм интеграции, то население стран-членов – не вполне.
Одним из совокупных результатов экономической интеграции этих стран служит возросшая привлекательность данного субрегиона для иностранных инвесторов и других стран – потенциальных участников процесса объединения (присоединение Боливии, заявления Чили, Венесуэлы, Колумбии о намерении вступить в МЕРКОСУР).
Среди всех латиноамериканских интеграционных группировок для России наиболее перспективным партнером представляется МЕРКОСУР, исходя из:
- динамики интеграционного процесса в рамках указанного объединения;
- масштабов экономики и емкости рынков стран-участниц;
- "многовекторности" экономической дипломатии государств МЕРКОСУР, открытой к нахождению направлений взаимовыгодного взаимодействия с Россией;
- солидного опыта отношений со странами-членами МЕРКОСУР, накопленного за долгие годы взаимовыгодного сотрудничества.
В настоящее время страны-члены МЕРКОСУР являются основными торгово-экономическими партнерами России в латиноамериканском регионе.
Поставки в Россию из стран МЕРКОСУР заняли существенный сегмент российских импортных закупок:
- сахара-сырца тростникового – 61%,
- свинины – 57%,
- говядины – 45%,
- соевого шрота – 40%,
- груш – 26%,
- мяса птицы – 17%,
- соевого масла – 25%,
- подсолнечного масла – 15%,
- апельсин – 13%,
- табака - 13%.
Андское сообщество.Создано 26 мая 1969 года на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора.Совокупный ВВП составляет $408 млрд.Картахенское соглашение предусматривает создание общего рынка, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала, посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза — Боливии и Эквадору.
Цели Андского сообщества — содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к:
- выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов;
- гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией;
- установлению тесных взаимных связей между регионами и органами Андской группы через вспомогательные органы — Консультационный Совет частных предпринимателей и Андский институт труда.