Интеграционные процессы в МЭ.

НАФТА –Северо-Американское соглашение о свободной торговле – действует между США, Канадой и Мексикой с января 1994 г.:

1. сняты таможенные барьеры

2. сняты ограничения во взаимной торговле (для экспорта и импорта товаров) для стран-участниц

3. созданы условия для свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов

4. к концу 90-х гг. выработаны общие подходы предоставления национальных режимов для ПИИ

5. договоренность о защите интеллектуальной собственности

6. по гармонизации тех. стандартов, санитарных норм и др.

7. по формированию механизма решения споров

Перспективы: к 2025 г. актуально слияние рынков стран-участниц НАФТА. Возможно, реализация уже подписанного соглашения НАФТА – об общей зоне свободной торговли между странами Северной и Южной Америки. НО!!! НАФТА находится на начальной стадии интеграционного процесса по сравнению с ЕС

http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/1-g5-2-2.htm

Страны ЛА первыми в т. н. «третьем мире» встали на путь экономической интеграции.

Причины стремления к интеграции в ЛА-странах:

1. все страны региона на протяжении большей части своей истории находились под внешним влиянием – сначала это была европейская монополия – Испания или Португалия, потом неформальное господство США, экономическое и политическое

2. по мере наращивания Вашингтоном «информационного давления» на ЛА-страны в регионе возросло стремление к коллективному противостоянию северному соседу

Первые объединения были созданы в 1960 г. Основной стратегической целью было гармоничное и сбалансированное развитие экономик ЛА-стран, которое должно привести к созданию единого экономического пространства.

МЕРКОСУР— общий рынок стран Южной Америки, создан в 1961 г. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента (около $1,5 трлн, с учетом ассоциированных членов – $2 трлн). В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай (с июля 2006начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали своё согласие на принятие Венесуэлы в члены), а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой.

Основная задача: содействовать развитию взаимной торговли и снижению зависимости от колебаний мировой хозяйственной конъюнктуры.

Сотрудничество в области энергетикиявляется основополагающим в процессе экономического сближения стран МЕРКОСУР.

18 Декабря 2007 года Меркосур подписал торговое соглашение о свободной торговле с Израилем.

В августе 2010 года на 39-й встрече на высшем уровне Меркосур был утвержден общий Таможенный кодекс который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.

20 декабря 2011 во время встречи в верхах в Монтевидео, министры иностранных дел четырех полных стран-членов, совместно с министром иностранных дел Палестины Риядом аль Малики, подписали соглашение о свободной торговле с Палестиной.

Последствия создания МЕРКОСУР:

  Политическая стабильность в регионе Возрастание инвестиционной активности, нарастание инвестиционной автивности аз-за рубежа
Расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Увеличение взаимной торговли

К ним следует отнести проблемы недостаточного развития транспортной инфраструктуры, вопросы валютного регулирования, унификации налогообложения, трудового законодательства. Большие трудности возникают в связи с так называемым распределением преимуществ интеграции, т.е. членством стран с «разной мощностью» национальных экономик. Появляются противоречия между развитием интеграционных процессов и собственно «деликатными, уязвимыми» отраслями, такими, как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая. К числу «болезненных» отраслей при разделе рынков относится также автомобильная отрасль. Сложные задачи стоят перед МЕРКОСУР в социальной сфере. Если предприниматели уже почувствовали позитивизм интеграции, то население стран-членов – не вполне.

Одним из совокупных результатов экономической интеграции этих стран служит возросшая привлекательность данного субрегиона для иностранных инвесторов и других стран – потенциальных участников процесса объединения (присоединение Боливии, заявления Чили, Венесуэлы, Колумбии о намерении вступить в МЕРКОСУР).

Среди всех латиноамериканских интеграционных группировок для России наиболее перспективным партнером представляется МЕРКОСУР, исходя из:

  • динамики интеграционного процесса в рамках указанного объединения;
  • масштабов экономики и емкости рынков стран-участниц;
  • "многовекторности" экономической дипломатии государств МЕРКОСУР, открытой к нахождению направлений взаимовыгодного взаимодействия с Россией;
  • солидного опыта отношений со странами-членами МЕРКОСУР, накопленного за долгие годы взаимовыгодного сотрудничества.

В настоящее время страны-члены МЕРКОСУР являются основными торгово-экономическими партнерами России в латиноамериканском регионе.

Поставки в Россию из стран МЕРКОСУР заняли существенный сегмент российских импортных закупок:

  • сахара-сырца тростникового – 61%,
  • свинины – 57%,
  • говядины – 45%,
  • соевого шрота – 40%,
  • груш – 26%,
  • мяса птицы – 17%,
  • соевого масла – 25%,
  • подсолнечного масла – 15%,
  • апельсин – 13%,
  • табака - 13%.

Андское сообщество.Создано 26 мая 1969 года на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора.Совокупный ВВП составляет $408 млрд.Картахенское соглашение предусматривает создание общего рынка, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала, посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза — Боливии и Эквадору.

Цели Андского сообщества — содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к:

  • выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов;
  • гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией;
  • установлению тесных взаимных связей между регионами и органами Андской группы через вспомогательные органы — Консультационный Совет частных предпринимателей и Андский институт труда.

Наши рекомендации