Россия и интеграционные процессы в СНГ

В истории России первая половина 1996 г. займет осо­бое место. Объясняется это интеграционными процессами внутри Содружества Независимых Государств (СНГ).

Прежде всего отметим, что различные политические партии и общественно-политические течения Российской Федерации абсолютно по-разному оценивают Беловежские соглашения, заключенные руководителями России, Бело­руссии и Украины. В этой связи 15 марта 1996 г. Государст­венная Дума России проголосовала за денонсацию Бело­вежских соглашений. Одновременно Думой было принято постановление о юридической силе для России итогов ре­ферендума 1991 г. (из 75,4 % участвовавших в референдуме избирателей страны 71,3 % проголосовали за сохранение Союза ССР).

Против решения Думы резко выступил Президент Б.Н. Ельцин, который обратился 17 марта со специальным посланием в Совет Федерации, признав решение Думы не­правомерным. По существу разгорелся серьезный спор меж­ду исполнительной и законодательной властями. Сегодня еще трудно судить о последствиях принятого Думой реше­ния. Очевидно, время даст ответ на все поставленные в этой связи вопросы.

Между тем интеграционные процессы внутри СНГ на­чали набирать свои обороты. 29 марта 1996 г. в Москве меж­ду президентами России, Казахстана, Белоруссии и Кирги­зии были подписаны документы, нацеленные на дальней­шее укрепление интеграции в экономической и гуманитар­ной областях. Президенты единодушно оценили это собы­тие как "эпохальное", последствия которого будут иметь исключительно позитивное влияние на жизнь народов, свя­занных "исторически сложившейся общностью судеб". В этих документах отмечается:

1. Волею судеб эти народы в конце 1991 г. оказались разделены государственными границами, обрели националь­ную самостоятельность и суверенитет. Но, как отмечается в договоре, их воля к дальнейшему сближению неодолима, а факт наличия суверенитетов и территориальной целостности сторон неоспорим.

2. Договор заключен на 5 лет с автоматической пролон­гацией, "если кто-то не захочет выйти из него по истечении срока". В таком случае он должен будет предупредить ос­тальных не позднее чём за полгода. Договор открыт для вступления в него других членов СНГ.

Судя по целям, договор породил создание единого эко­номического пространства, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, взаимодействие различных форм собственности.

К примеру, в статье 3 говорится, что к компетенции совместных органов Союза (Сообщества) относится опреде­ление общей политики и непосредственное управление в следующих областях: экономика, денежно-кредитное и фи­нансовое регулирование, энергетика, транспорт, связь, обес­печение равных гарантий, прав и свобод граждан, прав национальных меньшинств, внешняя политика, экология, стандарты, безопасность и охрана границ. Для достижения этих целей стороны учреждают Высший совет, Интернаци­ональный комитет и Парламентский конгресс.

По конкретным направлениям подписаны отдельные меж­правительственные соглашения. Их более 50. В частности, со­глашение о взаимном упрощении порядка получения граж­данства мигрантами, о свободном въезде и выезде, о призна­нии имеющими одинаковую ценность дипломов вузов, о еди­ной системе образования и социальной защиты населения.

Важное значение придавалось таможенному союзу. Это не означало, что на границах между странами исчезнут та­моженные посты и товары свободной рекой потекут во всех направлениях. Речь шла о единой таможенной политике, унифицированных правилах доставки и досмотра грузов, их учета, взаимных расчетов и совместных мерах по борьбе с контрабандой. В военной области стороны условились обес­печивать общую безопасность, иметь единые принципы стро­ительства, планирования и использования вооруженных сил, их участия в миротворческих операциях, а также исполь­зования элементов военной инфраструктуры в соответст­вии с национальным законодательством.

Серьезным шагом на пути интеграции СНГ явилось подписание в Москве президентами России и Белоруссии 2 апреля 1996 г. договора об углублении интеграции между Белоруссией и Россией. Сразу же Государственная Дума России приняла Заявление в поддержку этого Договора. Более того, депутаты Думы призвали глав государств СНГ поддержать процесс российско-белорусского сближения и присоединиться к нему "в любых приемлемых формах".

Положительные тенденции интеграционных процессов в странах СНГ способствовали усилению цивилизованных от­ношений и нацеливали на совместное мирное сосуществова­ние на всем постсоветском пространстве. Это было весьма важно в связи с тем, что распад СССР и образование СНГ определили как позитивные, так и негативные аспекты вза­имоотношений между новыми суверенными государствами. По мнению председателя Совета Российского общественно-политического центра, известного политолога, профессора А.М. Салнина, символический, "бумажный" СНГ... сегодня — это политический, в гораздо меньшей степени военный и совсем в небольшой степени — экономический клуб, отдаленно на­поминающий "большую семерку" в миниатюре"(Независимая газета. 1996. 15 мая).

На наш взгляд, известное усиление "реинтеграционных" настроений среди определенных кругов СНГ следует рас­сматривать не столько как укрепление этой организации как таковой, сколько как выявление реальных и потенци­альных двусторонних и многосторонних связей между его субъектами, как реакцию на крайности, которыми сопро­вождался болезненный распад СССР в начале 90-х гг. Тен­денция хотя бы к символическому преодолению отчуждения обусловлена рядом причин. Среди них: усталость и отрез­вление от националистической идеологии, разочарование правящих элит бывших союзных республик масштабами западноевропейской и американской экономической помо­щи, ограниченные возможности самостоятельного экономи­ческого развития. Немаловажное значение имеет и серьезная ориентация на Россию определенных кругов в бывших со­юзных республиках.

Что же касается субъективного восприятия места Рос­сии в постсоветском пространстве, то сознание российского общества во многом противоречиво, а отношение к интегра­ции — это достаточно сложный комплекс установок и на­строений. Если судить по опросам общественного мнения, то по-прежнему сохранялся высокий уровень ностальгии по бывшей "большой" стране, сам по себе распад СССР зна­чительной, если не основной частью населения восприни­мался как зло и даже национальная трагедия. В 1996 г. шок от распада несколько смягчился пониманием того, что но­вое зарубежье — все-таки не то же самое, что зарубежье традиционное. Несмотря на политическую суверенизацию бывших союзных республик, введение ими своих валют, таможен и т.д., границы в рамках СНГ все-таки оставались во многом открытыми, и связи между живущими в них людьми не ослаблялись или, во всяком случае, ослаблялись не вследствие политического распада как такового. В со­временных условиях уже значительная часть населения выступает не за Союз в его прежних или измененных гра­ницах, а за реинтеграцию бывших советских республик.

В этой связи профессор А.М. Салнин подчеркивает, что в целом отношения России со странами СНГ в обозримом будущем могут сложиться в асимметричную систему вза­имных обязательств, причем в центре этой системы в лю­бом случае будет находиться Россия.

Проблема единения народов СНГ продолжает сегодня оставаться одной из наиболее ярких и притягательных. Поэ­тому предпринятые в условиях нового общественно-госу­дарственного строя России, может быть, недостаточно реальные шаги к более глубокой интеграции в странах СНГ встретили понимание и одобрение народных масс. В под­тверждение объективной необходимости по реализации этих тенденций в настоящее время опубликовано немало инте­ресных суждений. В этой связи заслуживает внимания по­зиция эксперта Государственной Думы России профессора Н. Зиядуллаева, высказанная в газете "Московская правда" 15 мая 1996 г.: "Трагизм возникшей в результате молние­носного распада СССР новой геополитической ситуации состоит в том, что исторически сложившаяся реальная об­щность людей — советский народ — оказалась искусствен­но разделенной по национальному и территориальному признакам. Разделенными оказались не только русский, но и все другие народы бывшего Союза. Тем не менее очень многие ошущают себя единым народом, имеют тесные род­ственные связи в масштабах бывшего Союза и сохраняют мощные интеграционные стереотипы. Ведь каждая вторая семья в России имеет родственников в СНГ. От дезинтегра­ции страдают все народы, но более других — русскоговорящее население, вынужденное тысячами бежать из бывших республик. Большинство переселенцев составляют высоко­квалифицированные специалисты, работавшие не только в промышленности, но и в науке, медицине, образовании. Это отрицательно сказывается на производственно-технической базе новых государств, порой приводит к остановке цехов и участков высоких технологий, снижает производительность труда, качество и конкурентоспособность продукции".

Для успеха интеграции, как считает профессор Зиядуллаев, следует сломать изоляционистские языковые кон­струкции в республиках и недальновидность российской политики в отношении русского языка. Насколько ранее популяризировалась и поднималась его роль, настолько, особенно в первые годы суверенизации, она принижалась. Только в Белоруссии и Киргизии русский язык получил статус государственного. В этом отношении одним из ре­альных шагов углубления интеграции явилось бы придание русскому языку статуса официального для межгосударст­венных структур и равноправного с родным во всех постсо­ветских республиках, где национальные языки являются государственными де-юре, а русский — де-факто. Он был и остался объединяющим фактором. Язык межнационального общения не исчерпал себя.

Русский язык сегодня нужен титульным нациям боль­ше, чем самим русским. Посредством русского языка они вышли в мировую науку и технику, литературу и культу­ру. На русском языке получили образование политические лидеры и научно-техническая интеллигенция. Они приоб­щились к европейскому образу жизни и мысли, пусть и несколько видоизмененному национальной спецификой. Язык— это психология. Столетиями русский язык внед­рялся в сознание и быт всех народов постсоветского про­странства.

Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия обязались создать "условия для сохранения и укрепления общего культурного пространства на основе исторически сложившихся связей и деловых контактов между творческими союзами и объединениями, деятелями культуры, литературы и искусства, сохранения этничес­кой и языковой самобытности народов". Этим же догово­ром предусмотрены и обеспечение равных прав граждан указанных государств при получении образования, введе­ние единых образовательных стандартов.

Заслуживает внимания и проработка вопроса о едином гражданстве для всех граждан СНГ при сохранении вновь приобретенного гражданства суверенного государства. Пока только Туркменистан и Таджикистан заключили с Россией договоры о двойном гражданстве. Хотя действенность этих актов ощущается крайне слабо и противоречиво.

Между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Кирги­зией были достигнуты вселяющие надежду договоренности о свободе выбора и упрощенном порядке получения граж­данства, о свободном въезде и выезде, введении единых стандартов социальной защиты, выравнивании условий пен­сионного обеспечения, уровней пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям.

В целях оказания реальной помощи нашим соотечест­венникам 17 мая 1996 г. Правительством Российской Феде­рации было принято постановление "О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом", в котором оп­ределены как общие, так и конкретные задачи по реализа­ции этой крайне необходимой программы.

В современных условиях бурный интеграционный на­тиск перешел в практическую плоскость, и уже четко обо­значилась многоярусная структура взаимодействия новых государств:

I — Россия, Белоруссия — наиболее глубокая форма Сообщества с общими национальными, в том числе полити­ческими структурами управления;

II — Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия — уг­лубленная, прежде всего экономическая интеграция, бази­рующаяся на Таможенном и Платежном союзах;

III — страны — участницы СНГ, сложившиеся после распада СССР, — межгосударственное объединение 12 быв­ших республик;

IV — СНГ и государства Балтии — территория бывше­го Советского Союза.

Каждая из этих систем объявлена открытой для сво­бодного выхода, приема новых членов и контактов с други­ми межгосударственными и мировыми транснациональными образованиями.

Возможные попытки насильственного, поспешного втя­гивания или экономического принуждения других стран — участниц СНГ или бывшего СЭВ могут не только дискреди­тировать саму идею интеграции, но и дать обратный ре­зультат. Наметившееся сближение куда менее стремитель­но и интенсивно, чем предшествовавший ему распад. Но совершенно очевидно, что СНГ начинает трансформировать­ся в качественно новую геополитическую, социально-эко­номическую и национально-культурную инфраструктуру, аналогов которой не было в мировой истории. Масштабы и скорость интеграционных процессов в значительной мере будут определяться тем, какие политические силы окажут­ся у власти и какие тенденции возобладают в политике России. Но взаимного тяготения и воли народов к единению не остановить.

Однако следует отметить, что этот объективный интег­рационный процесс проходит не безболезненно, встречая на своем пути и серьезное сопротивление определенных влиятельных сил как в странах СНГ, так и в зарубежных странах. Дело в том, что судьба огромного массива, еще недавно бывшего Советским Союзом, по-прежнему является одной из центральных мировых проблем. То, что этот во­прос доминирует над другими проблемами в самом постсо­ветском пространстве — понятно. Но этот вопрос далеко небезразличен и другим европейским и азиатским странам. Естественно, что в этих странах отношение к интеграцион­ным процессам в СНГ также неоднозначно.

Известно, что распад СССР сделал "иностранцами у себя дома" не только миллионы русских. Пострадали прак­тически все титульные нации бывших союзных республик СССР. Помимо 25 млн. русских и 5 млн. русскоязычных еще около 30 млн. людей других национальностей из состава бывшего СССР оказались в аналогичном положении. Учи­тывая необходимость поддержки русских и русскоязычных, оказавшихся сегодня за пределами России, в Москве со­здан Институт нового зарубежья. Они могут рассчитывать в ближайшее время на поддержку из России. Созданный при поддержке Министерства иностранных дел и Минис­терства по делам национальностей, Федеральных погранич­ной и миграционной служб России, а также ряда общест­венных и коммерческих организаций Институт нового за­рубежья будет заниматься разработкой моделей, уровней и механизмов политической, экономической и культурной интеграции на всем постсоветском пространстве. Институт намерен осуществлять сбор информации о положении рус­ских и русскоязычных в новом зарубежье, организовывать поддержку русскому языку и культуре, прогнозировать и предотвращать военно-политические конфликты на терри­тории стран СНГ с участием русскоязычной диаспоры, оп­ределять возможные направления инвестиций и продвиже­ния интересов российского национального капитала в стра­нах нового зарубежья, а также делать популярными идеи интеграции в российском и международном общественном мнении (Известия. 1996. 24 апреля).

Таким образом, интеграционные процессы в рамках СНГ становятся решающими в современных условиях полити­ческой, социально-экономической и культурной жизни Рос­сии и новых независимых и суверенных государств, создан­ных на основе бывшего Советского Союза. Фактор идентич­ности, как известно, вырастает из признания прошлого, на­стоящего и будущего. В современных условиях это осозна­ется большинством населения союзных республик бывшего СССР. Какую силу процесс интеграции наберет в будущем, в значительной степени будет зависеть от России.

Время покажет, а история рассудит.

Приложение

Наши рекомендации