Виды льгот, предоставляемых иностранным инвесторам в СЭЗ.
Сотни конкурирующих между собой СЭЗ предлагают иностранным инвесторам примерно одинаковый набор (с некоторыми отклонениями) стимулов и льгот. Льготы, предоставляемые действующим в СЭЗ иностранным инвесторам, - это льготы налогового, финансового и административного характера
Группа льгот | Вид льгот |
Налоговые | «Налоговые каникулы». Пониженные налоговые ставки по отдельным видам налогов. Льготные правила расчета налогооблагаемой базы |
Финансовые | Система низких цен на коммунальные услуги. Льготные условия оплаты аренды помещений и земельных участков. Бюджетные дотации. Беспошлинный импорт сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования для организации экспортного производства. Беспошлинное хранение и переработка транзитных грузов. Скидки со ставок таможенного тарифа на внешней и внутренней границах зоны. Страхование коммерческих рисков. Введение режима ускоренной амортизации. Отмена или снижение таможенных пошлин |
Административные | Упрощенная процедура регистрации предприятий. Безлицензионный вывоз за границу собственной продукции иностранных фирм и ввоз ее для собственных нужд. Упрощение таможенных процедур. Льготный визовый (или безвизовый) режим для иностранных специалистов |
Налоговые льготы - предоставляемая в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям налогоплательщиков возможность уплачивать налог в меньшем размере (по сравнению с другими налогоплательщиками) или полного освобождения от налогов. Налоговые льготы могут предоставляться в следующих формах:
* “налоговые каникулы” - полное или частичное освобождение от уплаты налогов на определенный срок; как правило, на первые пять лет после получения первой прибыли, хотя в отдельных странах эти сроки могут составлять 10-20 и более лет. Так, в зоне «Дубай Интернет Сити» компании освобождаются от налогов на 50 лет, в других зонах региона Персидского залива - на 15-20 лет, после чего эта льгота может быть продолжена еще на такой же срок. В некоторых странах сроки полной отмены налогообложения зависят от количества занятой на предприятиях местной рабочей силы, притока конвертируемой валюты и применяемой технологии. Льгота в форме «налоговых каникул» распространяется не только на налог на прибыль и дивиденды, но и на подоходный налог с физических лиц и на налог на имущество. Так, в Шри-Ланке законодательство предусматривает освобождение предпринимателей от налога на индивидуальные доходы сроком до 10 лет в зависимости от характера и масштабов деятельности фирмы. В Южной Корее предприниматели на 5 лет освобождаются от уплаты налога на недвижимое имущество;
* использование пониженных налоговых ставок, особенно после окончания «налоговых каникул». В Китае совместные предприятия, создаваемые на срок 10 и более лет, освобождаются от подоходного налога в первые два года прибыльной деятельности, а на третий-пятый год уплачивают его по половинной ставке. По принятому 28 июня 1995 г. закону Литовской республики о свободных экономических зонах бизнесмены, зарегистрировавшие свои предприятия в СЭЗ, в течение первых пяти лет деятельности освобождаются от подоходного налога в размере 80%, а в последующие пять лет - в размере 50%. Возможно также 50-процентное освобождение от уплаты налога на землю. Если иностранный инвестор приобретает 30% и более уставного капитала предприятия и осуществляет инвестиции в 1 млн долл. и более, то он полностью освобождается от подоходного налога на первые пять лет, а впоследствии в течение 10 лет платит только 50% подоходного налога;
* льготные условия расчета налоговой базы или отдельных ее компонентов. Обычно эта мера направлена на стимулирование реинвестиций полученных прибылей. Например, в Тайваньском «Научно-промышленном парке» из налогооблагаемого дохода вычитаются реинвестированные суммы дохода иностранного предприятия. На Филиппинах из налогооблагаемого дохода вычитаются 50% расходов на подготовку рабочей силы, организационные и предпринимательские расходы.
Финансовые льготы - предоставление иностранным инвесторам в СЭЗ прямых и косвенных государственных субсидий в различных формах, в том числе через:
* систему низких цен на коммунальные услуги;
* льготные условия оплаты аренды помещений и земельных участков;
* бюджетные дотации;
* беспошлинный импорт в зону сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования для организации экспортного производства;
* беспошлинное хранение и переработку транзитных грузов;
* различного рода скидки со ставок таможенного тарифа на внешней и внутренней границах зоны;
* страхование коммерческих рисков, осуществляемое государственными и коммерческими банками;
* введение режима ускоренной амортизации, в том числе возможность самостоятельного определения сроков амортизации. Так, в РФ налоговые и другие органы не могут вводить режим ускоренной амортизации, сроки и способы исчисления амортизации в бухгалтерском учете определяются предприятиями самостоятельно (Приказ Минфина РФ от 20.07.1998 г. № 33Н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», с изменениями и дополнениями от 28.03.2000 г.);
* отмена или снижение таможенных пошлин.
Административные льготы - предоставление иностранным инвесторам в СЭЗ таких возможностей, как:
* упрощенная процедура регистрации предприятий;
* безлицензионный вывоз за границу собственной продукции иностранных фирм и ввоз ее для собственных нужд;
* упрощение таможенных процедур;
* льготный визовый режим для иностранных специалистов;
* либеральный режим перевода прибыли за рубеж.
147. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.
Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
148. СЭЗ в России.Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.
Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.
Причины создания СЭЗ в России:
- привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
- стимулирование развития регионов;
- развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
- создание высококвалифицированных рабочих мест.
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает созданиеособых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.
В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.
Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:
- освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
- снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
- освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.
В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.
149.Мировой опыт успешного функционирования СЭЗ в середине 1980-х гг. привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за несколько лет создать широкую сеть такого рода зон. Однако несмотря на создание в 1990-м г. сразу 11 зон свободного предпринимательства, их деятельность в первые 15 лет существования являлась, с точки зрения международных стандартов, крайне неэффективной и характеризовалась наличием многочисленных проблем и ошибок:
· Грубейшей ошибкой, допущенной у истоков создания СЭЗ в России, являлся неправильный поход к созданию этих зональных образований. Дело в том, что при рассмотрении вопроса создания СЭЗ наше Правительство руководствовалось только фискальным подходом, ориентированным на получение как можно больших доходов в бюджет в кратчайшие сроки, а не стремлением соблюсти гибкий баланс интересов государства и инвесторов.
· Одним из основных недостатков организации и функционирования СЭЗ в России являлось отсутствие долгосрочной государственной концепции их создания (стратегии и тактики реализации программ развития зон), а также законодательной и нормативной базы.
· В отсутствие надежной правовой базы по созданию СЭЗ деятельность этих образований не способствовала решению приоритетных для нашей страны задач в области стабилизации и подъема экономики, развития внешнеэкономических связей и регионального развития. В СЭЗ имели место массовые случаи несоответствия инвестиционной, производственной и внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов действующему законодательству РФ, получил развитие теневой бизнес.
Еще одной серьезной проблемой являлось недостаточное законодательное обеспечение деятельности иностранного капитала, что создавало у иностранных инвесторов неуверенность в будущем и дестабилизировало их деятельность.
· Отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях, неразвитость инфраструктуры и гигантомания в вопросе создания зон – актуальные проблемы в деятельности российских СЭЗ образца 1990-х – начала 2000-х гг.
Несмотря на неудачи процесса формирования института СЭЗ Правительство России неоднократно пыталось поднять статус ранее созданных зон на уровень, определенный федеральным законом, однако в течение многих лет этого не удавалось сделать, т.к. несколько проектов Закона «О свободных экономических зонах» отклонялись Президентом.
Лишь в 2005 г., после кардинального пересмотра подхода к СЭЗ и учета ранее совершенных ошибок, ситуация в отношении специальных экономических зон изменилась. В июле 2005 г. Президент РФ подписал и обнародовал Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который определил правовой режим особых экономических зон (ОЭЗ) на территории РФ, порядок их создания, функционирования и существования, а также установил особенности ведения предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Следует отметить, что с момента вступления в силу этого Федерального закона существование особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, было прекращено. Исключение составили ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, деятельность которых и по сей день регулируется отдельными законодательными актами.
Перспективы развития.
Принципиальная необходимость создания СЭЗ в России на основании исследований отечественных и мировых учёных остаётся тем не менее практически доказанной. Однако неоспорим и тот факт, что эффективная реализация данной экономической формы может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:
· формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
· разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
· организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
· взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
· возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
· предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.
Принцип селективности свободных экономических зон может вполне сочетаться с задачей противодействия индивидуализации льгот. Более того, создание конкурентной среды на отдельных участках экономического пространства - перспектива для России гораздо более реальная, чем выравнивание стартовых условий развития методом «сплошной» либерализации. Важно только, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования инновационных форм хозяйствования, обеспечивающих технологический рывок России.
В частности, речь идет о новых организационных формах соединения науки, производства и бизнеса, представленных в современном мире различными парковыми структурами (промышленные, научные, технологические парки). Эти локальные образования могут создаваться в России прежде всего на базе инфраструктуры военно-промышленного комплекса - как на уровне отдельных предприятий, так и как ядра «наукоградов». Не исключено, что они должны рассматриваться как основные инвестиционные приоритеты при формировании федерального бюджета развития.
Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных экономических зон не только ускорило бы интеграцию России в мировые хозяйственные связи, но и притянуло бы к ней колоссальные потоки товаров и капиталов, которые в настоящий момент направляются в аналогичные зоны зарубежных страны.
Финансовые средства, столь скудно выделяемые из бюджетов разных уровней, должны использоваться прежде всего для формирования и поддержки объектов экономического роста. Под объектами экономического роста, согласно (19), понимаются отдельные коммерческие организации, локальные свободные экономические зоны, способные решать задачи не только собственного развития, но и содействовать улучшению социально-экономической ситуации в окружающем их районе или сфере деятельности.
Предполагается, что объектам экономического роста будет предоставлен льготный режим хозяйствования, они получат государственную поддержку, включая гарантии для привлечения инвестиций, частичное бюджетное финансирование. При этом финансовые ресурсы из федеральных и областных источников будут выделяться преимущественно на возвратной основе.
150. Технопарк — имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.
151.Оффшорный финансовый центр– это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой регистрируются компании иностранных резидентов, которым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные налоги либо полностью освобождаются от налогообложения и уплачивают лишь регистрационные и ежегодные пошлины.
152.Созданный в мае 2000 г.при поддержке глав центробанков и минфинов стран "большой семерки" "Форум финансовой стабильности" впервые опубликовал рейтинг надежности оффшорных зон. Основной его задачей является определение системных рисков при развитии глобальной экономики и создание международных правил и стандартов для финансовых институтов. Главным критерием надежности оффшора авторы рейтинга посчитали степень его прозрачности и регламентированности – чем она выше, тем оффшор надежнее. Идеальный, с их точки зрения, оффшор– это такой оффшор, в котором отсутствует банковская тайна, развиты надзорные органы и законодательство, регулирующее резервирование, и т. д. Единственное, на что признается право за оффшором, - налоговые льготы для нерезидентов.
Первая группа: Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, Гернси, острова Мэн и Джерси.
Вторая группа: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуан (Малайзия), Макао, Мальта, Монако.
Третья группа:Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Антильские острова (Нидерланды), остров Ниуэ, Панама, остров Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Багамы, Теркс и Кайкос, Вануату.
153. Причинами привлекательности офшорных финансовых центров как для иностранных, так и для местных субъектов хозяйствования есть:
- выполнение посреднических функций для заемщиков и депонентов;
- минимальное официальное регулирование;
- практически отсутствуют налоги и контроль за управлением портфельными инвестициями;
- деятельность иностранных банков на их территории оказывает содействие увеличению занятости местного населения;
- повышение уровня жизни в странах размещения офшорных банковских центров благодаря накоплению средств от выдачи лицензий, расходов банков и других платежей.
154.В настоящее время оффшоры играют важную роль в мировой экономике. Такие компании обеспечивают доступ их владельцам к международным финансовым рынкам.
«Оффшоры»– впервые этот термин появился в 50-х годах в США. Его появление было связано с тем, что в то время одна финансовая компания переместила свою деятельность на территорию, где отмечалась более благоприятная среда с позиции налогообложения. Именно поэтому оффшоры принято считать понятием экономико-географическим, а не юридическим.
Среди множества преимуществ, которые оффшоры дают своим владельцам, необходимо особо подчеркнуть конфиденциальность, обеспечиваемую законодательством ряда оффшорных территорий в отношении непосредственных собственников таких компаний.
Законодательство многих оффшорных территорий обязывает регистраторов хранить в тайне сведения о владельцах регистрированных компаний. А возможность выпуска акций на предъявителя позволяет также обезопасить и акционеров данных компаний от интереса со стороны возможных недоброжелателей. Подобные оффшоры представляют собой отличную возможность защитить свободные денежные средства, акции, недвижимость или земельные участки от всяческих посягательств, достаточно лишь оформить имеющуюся собственность на принадлежащую вам оффшорную компанию.
155. Иностранные инвестиции в Россию — инвестиции иностранных инвесторов в экономику России.
Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.
По данным на конец 2010 г., общий объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял $300,1 млрд, что на 12 % превысило показатель 2009 года. Из этой суммы:
- прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 58,3 %
- прямые инвестиции — 38,7 %
- портфельные инвестиции — 3,0 %
По данным на 31 декабря 2010 года, по объёму накопленных иностранных инвестиций Россия находится на 17-м месте в мире.
В июне 2010 года в докладе британской аудиторской компании Ernst&Young отмечалось, что в 2009 году Россия вошла в первую 5-ку стран по количеству привлечённых новых инвестиционных проектов. Согласно докладу, наблюдается рост интереса крупных и средних европейских компаний к российскому рынку.
Основными странами — инвесторами в российскую экономику остаются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Виргинские острова (Великобритания), США и Франция. На их долю приходилось порядка 80% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, втомчисле на долю прямых инвестиций — около 78%.
В России действует федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятый в 1999 году.Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России.
В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.
Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Несмотря на присвоение России инвестиционного рейтинга по долговым обязательствам ведущими международными агентствами — S&P,Moody's и Fitch, эксперты по-прежнему отмечают неблагоприятные условия ведения хозяйственной деятельности в стране, сохраняющиеся высокие политические риски, непрозрачность бизнеса, слабое продвижение по пути реализации институциональных и экономических реформ.
Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию. Очевидно, что рост иностранных инвестиций будет сдерживаться до тех пор, пока значительная часть руководителей зарубежных компаний будет оставаться при мнении, что в России очень трудно вести бизнес, не отклоняясь от принятых в мире этических и правовых стандартов.
156. Внешний долг РФ— обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 БК РФ).Внешний долг РФ, включающий долги гос. органов, банков и компаний РФ, по предварительной оценке Банка России, на 1.01.2012 г. составил $538,9 млрд. ВД РФ увеличился на 3,4% по сравнению с показателем на аналогичную дату 2010 г. Долг бывшего СССР сократился до $2,983 млрд. В структуре бывшего союзного долга $1,167 млрд составляла задолженность перед бывшими соц. странами.
В 2010 г. внешний долг увеличился по сравнению с 2009 г. (при дефиците бюджета в 9,4% ВВП).
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил $36,0 млрд, что является одним из самых низких показателей в Европе. Самая значительная часть долга – внешние облигационные займы – насчитывает $29,82 млрд. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10% к ВВП страны. Это является самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну кредитора (Кипр, США и т.д.)