Основные формы и система современных МЭО

Основные формы и система современных МЭО

Основными формами в структуре международных экономических отношений являются:

1. международная торговля товарами и услугами;

2. международное движение капиталов;

3. международная миграция рабочей силы;

4. международный обмен технологиями;

5. международные валютно-финансовые и кредитные отношения;

6. международная экономическая интеграция.

Субъекты, структура и механизм МЭО

Структура МЭО:

· МТ товарами и услугами

· МДКИ зарубежные инвестиции

· МВФ и КО

· М-д миграция рабочей силы

· М-д обмен технологиями

Субъекты МЭО: отдельные страны, государства и их субъекты; крупные города; предприятия и кооперативы; физические лица; наднациональные иституты; мировые диаспоры, крупные трансрегиональные объединения, стратегические альянсы стран, мировые города, коммуны и провинции.

Механизм международных экономических отношений включает в себя:

1. правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры, соглашения, «кодексы», хартии и т. д.);

2. соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных экономических отношений.

Мировое (всемирное) хозяйство, его сущность, основные этапы формирования

Современное МХ – глобальный экономический организм, совокупность национальных экономик, находящихся в тесном взаимодействии и взаимозависимости, подчиняющихся объективным законам рыночной экономики.

Этапы развития МХ:

- 1 этап: времена Римской империи

- 2этап: Великие географические открытия

- 3 этап: промышленный переворот

- 4 этап: начало 20 века, начало формирования современного мирового хозяйства, основано на силе капитала

- 5 этап: середина 20 века, образование мировой социалистической системы после Второй мировой войны

- 6 этап: с 60х годов прошлого века, падение мировой колониальной системы

- 7 этап: середина 80х годов, распад мировой социалистической системы

- 8 этап: начало 21 века, формирование относительно однородного глобального МХ, основанного на рыночных принципах хозяйствования, формирование современной мировой финансовой системы и мирового хозяйственного комплекса.

Особенности развития МХ в начале 21 века

Особенности развития МХ в 21 веке:

1) Стабильные темпы экономического роста

2) Повышение роли внешнеэкономического фактора

3) Глобализация финансовых рынков

4) Рост удельного веса сферы услуг в национальной экономике

5) Развитие региональных интеграционных процессов

6) Интернационализация хозяйственной жизни

7) Интернационализация – результат международной кооперации производства развития МРТ; как результат развития общественного характера производства в международном масштабе.

8) Глобализация МЭ – закономерный результат интернационализации производтсва и капитала.

9) Генеральная тенденция развития МХ – движение к созданию единого планетарного рынка капиталов, товаров и услуг.

10) Две противоречивые тенденции в МХ: стремление к гармоничному взаимодействию государств и субъектов МХ; тенденция к обострению конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.

11) Неравномерность и противоречивость развития мировой экономики в начале 21 века

Дать определение «Интернационализация МХ»

Интернационализация мирового хозяйства — это процесс развития всесторонних связей между национальными производственно-экономическими структурами и преодоления на этой основе ограниченности производства национальными рамками. Она проявляется в углублении международного разделения труда, возрастании объемов международной торговли, интенсификации межстранового перемещения производственных и финансовых ресурсов, росте технологического обмена и международного сотрудничества в решении глобальных проблем.

Дать определение «Мировой рынок»

Мировой рынок, совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями.

Основные элементы и иерархическая структура мирового рынка

· мировой рынок товаров и услуг;

· мировой рынок капиталов;

· мировой рынок рабочей силы;

· международная валютная система;

· международная кредитно-финансовая система.

Дать определение «Демпинг»

ДЕМПИНГ — продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов.

Теория МТ (10 штук)

Название Теории Авторы Краткое описание
Теория международной стоимости Дж. Ст. Милль Существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между странами. Цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта.
Теория абсолютных преимуществ Адам Смит Обмен благоприятен для каждой страны и, что каждая страна находит в нем абсолютное преимущество. Ситуация абсолютного преимущества формулируется следующим образом: в каждой стране есть товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны.
Теория сравнительных преимуществ Давид Рикардо Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).
Соотношение факторов производства (теория Хекшера-Олина) Э.Хекшер, Б.Олин, Поль Самуэльсон   Страна экспортирует товар, для производства которого интенсивно используется её относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. 1. Развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора. 2. Существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами  
Парадокс Леонтьева В.Леонтьев Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась
Теория альтернативных издержек Э. Хаберлер Для определения сравнительных преимуществ при производстве аналогичных товаров в разных странах за основу берется объем производства одного товара, который приходится сокращать для производства другого (при условии использования всех ресурсов и наилучшей технологии)
Теория технологического разрыва М. Познер Эта модель рассматривает в качестве причины международной торговли технологические изменения, возникающие в отдельных странах, которые в результате приобретают сравнительные преимущества и получают добавочную прибыль, экспортируя новый товар.
Теория внешнеторгового мультипликатора Дж. М. Кейнс. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде, определенного коэффициента – мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы.
Политика фритрейдерства А.Смит, Д.Рекардо Внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не стягивают экспортную и импортную пошлину, не внедряют никаких ограничений на внешний торговый оборот

Итоги Уругвайского раунда ГАТТ. Образование и структура ВТО.

8-ой Уругвайский раунд (1986-1994 гг.):

1) Снижение таможенных пошлин

2) Совершенствование механизма реализации ГАТТ

3) Подписано соглашение о создании ВТО

4) Новая редакция ГАТТ (ГАТТ-94)

5) ГАТС (Генеральное соглашение о торговле услугами)

6) ТРИПС (регулирует торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности, является неотъемлемой частью правового фундамента ВТО)

7) ТРИМС (соглашение по мерам в области инвестиционной политики, имеющей отношение к торговле)

8) Соглашение о постепенном снижении субсидий фермерам

9) Введено понятие законных и незаконных субсидий

10) Введены минимальные размеры «законного субсидирования» (3% от величины импорта или 1% от общей стоимости товара) и более 40 других соглашений

Основные итоги 8-го Уругвайского раунда (1986-1994 гг.):

1) Создание ВТО

2) Принято ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)

3) ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)

4) ТРИМС (Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер)

5) Около 60 других конкретных соглашений

6) Принята новая редакция ГАТТ-94

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

См 96)

Формы вывоза капитала

1) прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия;

2) портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные бумаги);

3) среднесрочных и долгосрочных международных кредитов (или займов) ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям;

4) экономической помощи: бесплатно и в виде льготных кредитов (беспроцентных, низкопроцентных)

124. Прямые инвестиции — вложения (инвестиции) денежных средств в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности (прямые инвестиции обеспечивают обладание контрольным пакетом акций).Они являются реальными вложениями, осуществляемыми в предприятия, землю, другие капитальные товары.

Портфельные инвестиции — инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.Преимущественно они основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги. Портфельные инвестиции представляют собой чисто финансовые активы, выраженные в национальной валюте

125.Вывоз предпринимательского и ссудного капиталов. Ссудный капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения ссудного процента от использования капитала за рубежом. Движение ссудного капитала осуществляется в денежной форме в виде международного кредита из государственных или частных источников. Здесь речь идет о специфической форме сделки с деньгами - ссуде, когда собственность на денежный капитал остается в руках предоставившего кредит, причем деньги, в конечном итоге, возвращаются к кредитору с приращением (-приобретаются акции зарубежных компаний, не дающие контроль).

Предпринимательский капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Движение предпринимательского капитала осуществляется путем зарубежного инвестирования, когда частные лица, государственные предприятия или государство вкладывают средства за рубеж. Вывоз предпринимательского капитала представляется как вывоз портфельных и прямых инвестиций. (Строительство за границей предприятия или покупка у зарубежных фирм пакетов акций, дающих контроль за их деятельностью)

В первом случае речь идет о вложениях капитала в экономику других стран посредством развития сферы производства и обращения (здесь у нас капитал-функция). В случае же вывоза ссудного капитала мы имеем дело с вывозом капитала в денежной форме (в виде банковских и государственных кредитов). Здесь речь идет о специфической форме сделки с деньгами - ссуде, когда собственность на денежный капитал остается в руках предоставившего кредит, причем деньги, в конечном итоге, возвращаются к кредитору с приращением (в виде ссудного процента, см. ранее). Можно смело утверждать, что в этом случае мы имеем дело с капиталом-собственностью.Вывоз предпринимательского капитала, в свою очередь, представляется как вывоз портфельных и прямых инвестиций. В первом случае мы имеем дело с приобретением пакетов акций (не дающих контроля) зарубежных предприятий и компаний. Во втором же случае нам приходится сталкиваться или со строительством за границей предприятий (производственных мощностей), или с покупкой у зарубежных фирм пакетов акций, дающих контроль за их деятельностью.

126. Среднесрочный и долгосрочный м/д кредиты (займы) ссудного капитала – это экономические отношения, которые возникают между кредиторами и заемщиками разных стран по поводу предоставления, использования и погашения ссуды (ссудного капитала), т.е. денежного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный %. (среднесрочные – 1-5 лет, долгосрочные – 5 и более лет)

Международный кредит - это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов.

Формы кредита по срокам:

  • краткосрочные кредиты (от 1 дня до 1 года, иногда до 18 мес);
  • среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
  • долгосрочные (свыше 5 лет);

127. Экономическая помощь (в процессе МДК) -предоставление богатыми государствами (ПРС) материальной, денежной, технической помощи более бедным, обычно на безвозмездной основе или в виде льготных кредитов. Такая помощь часто оказывается странам, регионам, людям, пострадавшим от стихийных бедствий, военных конфликтов.

Основные формы и система современных МЭО - student2.ru 128. Перемещение капитала – процесс перемещения (экспорта-импорта)частного капитала, включающий платежи по операциям с зарубежными партнерами, предоставление займов (на срок не более 5 лет), приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг иностранных компаний исключительно с целью размещения капитала, диверсификацию портфеля ценных бумаг и т. п.

129. Структура м/д рынка ссудных капиталов включает в себя

Мировой рынок ссудных капиталов (МРСК) – это совокупность спроса и предложения на ссудный капитал заемщиков и кредиторов разных стран. Его основная цель — аккумуляция и перераспределение финансовых ресурсов при помощи посредников.

Основные формы и система современных МЭО - student2.ruмировой денежный рынок охватывает краткосрочные депозитно-ссудные операции (от одного дня до года) и рынок евровалют. Здесь преобладают межбанковские ссуды и депозиты, депозитные сертификаты, векселя, банковские акцепты.

мировой рынок капиталов; (средне- и долгосрочные иностранные кредиты и еврокредиты (от одного года до 15 лет))

мировой финансовый рынок - часть рынка ссудных ка­питалов, где в основном осуществляется эмиссия, купля-продажа ценных бумаг. Этот рынок включает: рынок иностранных займов, размещаемых заемщиками-нерезидентами на национальных рын­ках, и рынок еврозаймов (наднациональный рынок капитала), раз­мещаемых на еврорынке.

· Еврорынок — это рынок, на котором проводятся операции по кредитам и займам в евровалюте.

130. Современные особенности и тенденции вывоза капитала:

1. увеличение объемов перелива капитала между ПРС

· с территориально-географической точки зрения происходит активная миграция капитала между самими ПРС

· с точки зрения субъектов миграции капитала различают макро- и микроуровень:

Макроуровень – межгосударственный перелив капитала (статистически он отражается в платежном балансе стран)

Микроуровень – движение капитала внутри ТНК по внутрикорпорационным каналам.

2. ЗЕ – наиболее интенсивный регион миграции капитала

3. Крупнейшие экспортеры капитала на Европейском континенте: страны ЕС, Скандинавия и Швейцария

4. Крупнейшие «доноры капитала» в мире: Япония (53%), Швейцария и Тайвань (!)

5. Рост значения экспорта производительного капитала

6. Наблюдается переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую промышленность и в сферу услуг

7. Рост роли фондового рынка

8. Процесс интернационализации рынков капитала распространился на РС, прежде всего на гос-ва ЮВА и ЛА

9. Активизация миграции капитала между РС, в особенности между НИС и остальным развивающимся миром

10. Обострение конкуренции между импортерами за привлечение капитала

11. В конце XXвека увеличился приток иностранного капитала в страны ЦВЕ и СНГ

12. Активное вмешательство государства с регулирующими, контролирующими, стимулирующими функциями в процесс движения капитала путем:

а) стимулирования экспорта-импорта капитала на нац. имежгос. уровнях

б) устранение всех возможных ограничений в его движении

http://economuch.com/page/mekonomika/ist/ist-4--idz-ax251--nf-18.html

131. Государственное регулирование вывоза капитала:

По способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:

1. работающие на привлечения иностранных инвестиций;

· налоговые и таможенные льготы;

· гарантии против национализации иностранной собственности;

· возможность репатриации прибыли;

· предоставление концессий.

2. работающие на ограничение иностранных инвестиций.

  • ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;
  • определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;
  • применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;
  • установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

Основные формы и система современных МЭО - student2.ru Дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций

· Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса "пионера").

· Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).

· Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь - защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.

На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия и в антитрестовском законодательстве. В целом же возможности местных администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче на местном уровне накоплен опыт по стимулированию инвестиций. Одним из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США являются зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств. Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты страны предусматривают: различные налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов.

132.Международное регулирование вывоза капитала реализуется путем заключения двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений в области инвестиций.

В двухсторонних соглашениях фиксируются положения:

1) О национальном режиме для иностранных инвесторов

2) О защите иностранных инвесторов

3) О порядке разрешения споров по страхованию от ущерба на случай политических рисков

4) По страхованию от ущерба на случай разнообразных рисков

К настоящему времени заключено значительное количество двусторонних инвестиционных соглашений, которыми охвачено большинство стран мира. Однако в связи с множественностью таких договоров уже давно стала насущной необходимость заключения единого для всех стран универсального соглашения.
К числу наиболее важных многосторонних соглашений относятся прежде всего Вашингтонская конвенция 1965 г. «о разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами» и Сеульская (1985). На основе Вашингтонской конвенции был создан при МБРР Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. На основе Сеульской конвенции было создано Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ).

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций складывается из специальных межгосударственных соглашений, предметом регулирования которых являются отношения, связанные с движением иностранных инвестиций капитала.

Документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (Джакарта, 1994 г.) «Добровольный кодекс» прямых инвестиций. В этом документе заключены следующие инвестиционные принципы;

1) Недискриминационный подход к странам

2) Национальный режим для иностранных инвесторов

3) Инвестиционные стимулы не должны исключать ослабление требований к области здравоохранение, безопасности и охраны ОС

4) Минимизация требований, регулирующих инвестиции и ограничивающих рост торговли и капиталовложений

5) Отказ от экспроприации инвестиций

6) Обеспечение регистрации и конвертируемости

7) Устранение барьеров при вывозе капитала

8) Избежание двойного налогообложения

9) Соблюдение иностранным инвестором, наравне с национальным, законов, административных правил и положений реципиента

10) Разрешение на выезд и временное пребывание основного иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта

11) Разрешение сторонами споров путем консультаций и переговоров, либо через арбитраж

НО!!! Политика стимулирования оказывает меньшее влияние на приток ИИ, чем факторы рынка!!!

133. Региональное регулирование вывоза капитала.Существенная либерализация международного движения капитала достигнута в рамках региональных экономических и интеграционных союзов и группировок. Наиболее ярким примером такого рода является ЕС(с 1.01.2007 г. – 27 государств ЗЕ и ЦВЕ). Здесь в ходе процессов формирования общего рынка, а затем экономического и валютного союзов были решены проблемы "четырех свобод" – движения товаров, услуг; рабочей силы и капиталов.Примеры:НАФТА – либерализация условий трансграничного движения капиталов; ОЭСР – осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам. Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».

Наиболее глобальным инвестиционным соглашением является Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах-ТРИМС.

134. Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах – ТРИМС – Уругвайский раунд ГАТТ/ВТО:

1) Основная цель – защита интересов иностранных инвесторов на территории принимающих инвестиции стран

2) Перечень связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как несовместимые с нормами ГАТТ:

а. Внутреннее количественное ограничение

б. Требование, чтобы предприятие с ИИ покупало импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции (Фактически это требование является требованием в отношении использования иностранной валюты)

в. Требования обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции

3) Требование, что если в национальном законодательстве есть положения, противоречащие обязательствам по ТРИМС, они д. б. устранены:

ПРС – в течение 2-х лет

РС – в течение 5-ти лет

НРС – в течение 8-ми лет

4) ТРИМС при его безусловном выполнении становится частью системы многостороннего регулирования иностранных инвестиций, обеспечивающего единообразие условий функционирования ПИИ в различных странах

5) Соглашения ТРИМС были воспроизведены в Договоре к Энергетической хартии и стали нормой для значительной группы стран, еще не являющихся членами ВТО, но подписавших этот документ (в том числе и для России)

Перспективы развития.

Принципиальная необходимость создания СЭЗ в России на основании исследований отечественных и мировых учёных остаётся тем не менее практически доказанной. Однако неоспорим и тот факт, что эффективная реализация данной экономической формы может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

· формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

· разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

· организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;

· взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

· возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

· предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Принцип селективности свободных экономических зон может вполне сочетаться с задачей противодействия индивидуализации льгот. Более того, создание конкурентной среды на отдельных участках экономического пространства - перспектива для России гораздо более реальная, чем выравнивание стартовых условий развития методом «сплошной» либерализации. Важно только, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования инновационных форм хозяйствования, обеспечивающих технологический рывок России.

В частности, речь идет о новых организационных формах соединения науки, производства и бизнеса, представленных в современном мире различными парковыми структурами (промышленные, научные, технологические парки). Эти локальные образования могут создаваться в России прежде всего на базе инфраструктуры военно-промышленного комплекса - как на уровне отдельных предприятий, так и как ядра «наукоградов». Не исключено, что они должны рассматриваться как основные инвестиционные приоритеты при формировании федерального бюджета развития.

Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных экономических зон не только ускорило бы интеграцию России в мировые хозяйственные связи, но и притянуло бы к ней колоссальные потоки товаров и капиталов, которые в настоящий момент направляются в аналогичные зоны зарубежных страны.

Финансовые средства, столь скудно выделяемые из бюджетов разных уровней, должны использоваться прежде всего для формирования и поддержки объектов экономического роста. Под объектами экономического роста, согласно (19), понимаются отдельные коммерческие организации, локальные свободные экономические зоны, способные решать задачи не только собственного развития, но и содействовать улучшению социально-экономической ситуации в окружающем их районе или сфере деятельности.

Предполагается, что объектам экономического роста будет предоставлен льготный режим хозяйствования, они получат государственную поддержку, включая гарантии для привлечения инвестиций, частичное бюджетное финансирование. При этом финансовые ресурсы из федеральных и областных источников будут выделяться преимущественно на возвратной основе.

150. Технопарк — имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

151.Оффшорный финансовый центр– это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой регистрируются компании иностранных резидентов, которым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные налоги либо полностью освобождаются от налогообложения и уплачивают лишь регистрационные и ежегодные пошлины.

152.Созданный в мае 2000 г.при поддержке глав центробанков и минфинов стран "большой семерки" "Форум финансовой стабильности" впервые опубликовал рейтинг надежности оффшорных зон. Основной его задачей является определение системных рисков при развитии глобальной экономики и создание международных правил и стандартов для финансовых институтов. Главным критерием надежности оффшора авторы рейтинга посчитали степень его прозрачности и регламентированности – чем она выше, тем оффшор надежнее. Идеальный, с их точки зрения, оффшор– это такой оффшор, в котором отсутствует банковская тайна, развиты надзорные органы и законодательство, регулирующее резервирование, и т. д. Единственное, на что признается право за оффшором, - налоговые льготы для нерезидентов.

Первая группа: Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, Гернси, острова Мэн и Джерси.

Вторая группа: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуан (Малайзия), Макао, Мальта, Монако.

Третья группа:Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Антильские острова (Нидерланды), остров Ниуэ, Панама, остров Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Багамы, Теркс и Кайкос, Вануату.

153. Причинами привлекательности офшорных финансовых центров как для иностранных, так и для местных субъектов хозяйствования есть:

  • выполнение посреднических функций для заемщиков и депонентов;
  • минимальное официальное регулирование;
  • практически отсутствуют налоги и контроль за управлением портфельными инвестициями;
  • деятельность иностранных банков на их территории оказывает содействие увеличению занятости местного населения;
  • повышение уровня жизни в странах размещения офшорных банковских центров благодаря накоплению средств от выдачи лицензий, расходов банков и других платежей.

154.В настоящее время оффшоры играют важную роль в мировой экономике. Такие компании обеспечивают доступ их владельцам к международным финансовым рынкам.
«Оффшоры»– впервые этот термин появился в 50-х годах в США. Его появление было связано с тем, что в то время одна финансовая компания переместила свою деятельность на территорию, где отмечалась более благоприятная среда с позиции налогообложения. Именно поэтому оффшоры принято считать понятием экономико-географическим, а не юридическим.
Среди множества преимуществ, которые оффшоры дают своим владельцам, необходимо особо подчеркнуть конфиденциальность, обеспечиваемую законодательством ряда оффшорных территорий в отношении непосредственных собственников таких компаний.
Законодательство многих оффшорных территорий обязывает регистраторов хранить в тайне сведения о владельцах регистрированных компаний. А возможность выпуска акций на предъявителя позволяет также обезопасить и акционеров данных компаний от интереса со стороны возможных недоброжелателей. Подобные оффшоры представляют собой отличную возможность защитить свободные денежные средства, акции, недвижимость или земельные участки от всяческих посягательств, достаточно лишь оформить имеющуюся собственность на принадлежащую вам оффшорную компанию.

155. Иностранные инвестиции в Россию — инвестиции иностранных инв

Наши рекомендации