ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким рабочим профессиям
Выполнение работ по профессиипродавец-кассир
Виды работ | Тематика заданий по учебной практике | Кол-во часов |
Заказ товара | Определение потребности в товарах для реализации в течение рабочего дня. Выявление остатков нереализованных в течение предыдущего периода товаров. Проверка сроков годности (или хранения) товаров на рабочем месте продавца или в зале самообслуживания. Изъятие товаров с просроченными сроками годности (или хранения), а также некачественных товаров. Оформление заявки на товары принятыми в организации методами. Передача заявки на склад. | |
Приемка товаров по количеству | Ознакомление с реквизитами товаросопроводительных документов (накладных, заборочных листов, отвесов и т. п. ). Проверка соответствия ассортимента и количества поступивших товаров данным, указанным в товаросопроводительных документах (ТСД) путем взвешивания или обмера, или пересчета (для штучных или фасованных товаров). Проверка соответствия данных, указанных в ТСД и на маркировке (для упакованных и маркированных товаров). Размещение товаров на временное хранение до выкладки их в торговом зале или рабочее место продавца. Участие в оформлении актов на недостачу товаров. | |
Приемка товаров но качеству | Ознакомление с реквизитами ТСД по качеству (удостоверениями о качестве, сертификатами или декларациями о соответствии, санитарно-эпидемиологическими заключениями и т. п. ). Осмотр внешнего вида тары, упаковочных, перевязочных или укупорочных материалов. Отбраковка товаров с нарушенной упаковкой. Оценка качества товаров по органолептическим показателям (внешнему виду, запаху, консистенции, свежести и др. ) в неповрежденной и поврежденной упаковке (отдельно). Проверка соответствия градаций качества (сорту, классу качества, номера, марке и т. п. ) данным, указанным в ТСД и на маркировке. Участие в составлении актов на недоброкачественные товары.Проверка сроков годности (или хранения) поступивших товаров. Отказ от приемки товаров с просроченными сроками годности. | |
Эксплуатация контрольно-кассовой техники (ККТ)Подготовка ККТ к работе | Визуальный осмотр рабочего места и ККТ. Подготовка рабочего места к работе. Получение в главной кассе ключа от ККТ, разменной монеты, чековой и контрольной лент. Заправка чековой и контрольной лент и включение ККТ в сеть. Проверка работоспособности ККТ. | |
Работа на ККТ | Выполнение необходимых операций на ККТ. Сканирование штрих-кодов на товарах. Соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации на ККТ. Соблюдение установленных правил эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с покупателями. Обеспечение исправности ККТ в течение рабочего дня. Устранение незначительных неисправностей. Получение от покупателей денег за реализуемые товары. Определение платежеспособности купюр по внешнему виду и с помощью детектора купюр. Расчет с покупателями по платежным картам. Выдача сдачи. | |
Завершение работы на ККТ | Сбор и подсчет дневной выручки. Составление покупюрной описи. Оформление контрольной ленты в конце дня. Сверка суммы выручки с показаниями счетчика ККТ. Отключение ККТ. Сдача выручки, ключа и контрольной ленты. Уборка рабочего места. Составление кассового отчета. | |
Работа с товарами: их идентификация и оценка качества | Идентификация товаров по ассортиментной принадлежности Выявление идентифицирующих признаков товаров: однородных групп, подгрупп, видов, подвидов, наименований и торговых марок. Идентификация товаров по ассортиментной принадлежности: групповая, видовая, марочная.Выявление ассортиментной фальсификации товаров | |
Оценка качества товаров на рабочем месте продавца или в торговом зале | Определение органолептических и размерных показателей, необходимых для оценки качества конкретных товаров. Оценка качества товаров по органолептическим и размернымпоказателям. Проверка соответствия массы штучных товаров данным, указанным на маркировке. Определение градаций качества товаров. Выявление пересортицы товаров. Оформление акта на пересортицу товаров. Выявление недоброкачественных, фальсифицированных по качеству, с просроченными сроками годности товарами. | |
Подготовка товара к продаже в подсобном помещении | Разупаковывание товаров из транспортной тары. Сортировка (разбраковка) товаров по качеству, при необходимости разделение на градации качества (например, плодоовощные товары) и/или мойка (овощей), протирка поверхности (колбас, сыров, бутылок и т. п. ). Калибровка товаров (при необходимости). Подготовка упаковочных материалов к упаковыванию товаров. Овладение приемами упаковывания товаров. Фасование, упаковывание и маркирование товаров. Укладка в тележки и отправка в торговый зал. | |
Контроль условий и сроков хранения и транспортирования товаров | Проверка санитарного состояния транспортных средств, доставляющих товары. Проверка наличия санитарного паспорта (для пищевых продуктов). Проверка сроков доставки товаров. Участие в размещении товаров на складе. Проверка правильности размещения товаров в складе (соблюдение минимально допустимой ширины проездов, максимально допустимой высоты загрузки, товарного соседства и др. ). Осуществление текущего контроля за температурой и относительной влажностью воздуха в склада. Оформление графиков температурно-влажностного режима в складе (при наличии таких графиков). Выявление случаев значительных нарушений отклонения режима хранения от оптимального. Составление совместно с материально-ответственным лицом склада докладной записки о выявленных нарушениях (при необходимости). Проверка соблюдения установленных сроков годности (хранения). Выявление товаров со сроками годности, близкими к окончанию, и принятие мер по ускоренной их реализации. Проверка совладения условий хранения товаров в торговом зале магазина (охлажденных скоропортящихся, мороженых пищевых продуктов, светочувствительных товаров и т. п.) | |
Оформление товаросопроводительных документов (ТСД) | Оформление ТСД (накладных, отвесов, заборных листов). Проверка правильности заполнения ТСД. Сбор необходимых подписей и проставление печати на ТСД. Обеспечение | |
Всего | ||
Итоговая форма контроля дифференцированный зачет |
Контроль и оценка результатов освоения Рабочей профессииПродавец непродовольственных товаров
*Результаты (освоенные профессиональные умения и знания в соответствии с ЕТКС) | Основные показатели оценки результата | **Формы отчетности | Формы и методы контроля и оценки |
Принимать товары по количеству и качеству | Количество принимаемого товара Органолептические показатели качества | дневник, отчет по практике, отзыв руководителя | Защита отчета по практике |
Эксплуатировать торгово- технологическое оборудование | Количество выполненных операций на ККТ Быстрота и точность их выполнения | дневник, отчет по практике, отзыв руководителя | Защита отчета по практике |
Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества | Показатели ассортиментной идентификации Показатели качества товаров Признаки дефектов и градаций качества | дневник, отчет по практике, отзыв руководителя | Защита отчета по практике |
Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов | Показатели климатического и санитарно-гигиенического режима хранения и транспортирования Сроки хранения и транспортирования Реквизиты товаросопроводительных документов | дневник, отчет по практике, отзыв руководителя | Защита отчета по практике |
Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями | Санитарно-эпидемиологические (гигиенические) показатели качества и безопасности товаров, упаковки и процессов | дневник, отчет по практике, отзыв руководителя | Защита отчета по практике |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | дневник, отчет по практике, отзыв руководителя | Защита отчета по практике |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии | дневник, отчет по практике, отзыв руководителя | Защита отчета по практике |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области управления ассортиментом. Оценка качества товаров | дневник, отчет по практике, отзыв руководителя | Защита отчета по практике |
Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области управления ассортиментом к оценки качества | дневник, отчет по практике, отзыв руководителя | Защита отчета по практике |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Эффективный поиск необходимой профессиональной информации. Использование различных источников, включая электронные | дневник, отчет по практике, отзыв руководителя | Защита отчета по практике |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения | дневник, отчет по практике, отзыв руководителя | Защита отчета по практике |
Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. | Работа с действующим законно-дательством и нормативными документами | дневник, отчет по практике, отзыв руководителя | Защита отчета по практике |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверить у обучающихся умения и знания по рабочим профессиям в соответствии с возможными присваиваемыми разрядами по рабочей профессии.
*Результаты указываются в соответствии с паспортом программы.
**Перечень форм отчетности: дневник, отчет по практике, изделия, отзыв руководителя.
*3. условия реализации программы учебноЙ и ПРОизводственной практики
Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюучебной и производственной практики
Реализация программы учебной практики предполагает наличие базы учебной практики (предприятие розничной торговли), лабораторииторгово- технологическое оборудование торговых организаций
Технические средства обучения:проекторы, комплекты слайдов, видеофильмы, фонд нормативных документов, ТУ, технических документов (сертификатов соответствия, деклараций соответствия, товаросопроводительных документов: накладных, эксплуатационных документов и др)
Оборудование рабочих мест проведения учебной практики: : контрольно- кассовые машины, весы, фасовочное оборудование, торгово- технологическое оборудование в соответствии со специализацией торговой организации.
Реализация программы практики по профилю специальности предполагает наличие у образовательного учреждения договоров с базовыми предприятиями (приводится обоснование соответствия профиля организации тематике практики)
*3.2. Информационное обеспечение организации и проведения учебной и производственной практики, рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Перечень методических рекомендаций, основной и дополнительной литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция»
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N... от ........., утвержденного Министерством юстиции от ...... N ..........
2.Учебный план по специальности.
3.Положение об учебной и производственной (профессиональной) практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (приказ Минобразования и науки России от 26.11.2009г. №673)
4.Методические рекомендации по планированию и организации учебной и производственной практики, по оценочным материалам в условиях действия Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, разработанные образовательным учреждением.
5.Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий
Основные источники:
1. ФЗ "О защите прав потребителей" от 07. 02. 92 № 2300/1-1 (с измен.идополн. от 09. 01. 1996 N 2-ФЗ, от 17. 12. 1999 N 212-ФЗ, от 30. 12. 2001 N 196-ФЗ, от 22. 08. 2004 N 122-ФЗ, от 02. 11. 2004 N 127-ФЗ, от 21. 12. 2004 N 171-ФЗ, от 27. 07. 2006 N 140-ФЗ, от 16. 10. 2006 N 160-ФЗ, от 25. 11. 2006 N 193-ФЗ, от 25. 10. 2007 N 234-ФЗ, от 23. 07. 2008 N 160-ФЗ, от 23. 11. 2009 N 261-ФЗ)
2. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ-29 от 02. 01. 2000
3. «О техническом регулировании» ФЗ-184 от 27. 12. 02 с измен, и дополн. № 65-ФЗ от 01. 05. 2007
4. Правила продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19. 01. 98 № 55 с измен, и дополи. )
5. Арустамова Э.А. Охрана труда: Учебник.- М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007-258 с.
6. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007. – 408с.
7. Гаджинский А. Логистика: Учебник для торговых вузов. М.: Экономика, 2008 .- 385 с.8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: «Финпресс», 2008- 329 с. 9. Горюнова О. Б., Додонкин Ю. В. и др. Практикум по товароведению и экспертизе промышленных товаров. / Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 200510. 5. Дашков Л. П.,Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли.-11. М.: Информационно-внедренческий центр « Маркетинг», 2008.-448 с.12. 6.Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2008.-352 с.
13. Карташова Л. В., Николаева М. А., Печникова Е. Н. Товароведение продовольственных товаров растительного происхождения/ Учеб.для ССУЗов. - М.: Деловая литература, -2004
14. Карташова Л. В. Сборник ситуационных задач и деловых игр по товароведению продовольственных товаров. - М.: Деловая литература, 2004
15. Под ред. Неверова А. Н. Товароведение и экспертиза промышленных товаров. - М.: МЦФЭР, 2006
16. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2008 – 329 с.
17. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения: Учебник. - М.: Изд-во НОРМА, 2009
18. Памбухчиянц В. И. Организация, технология и проектирование19. торговых предприятий: Учебник для студентов высших и средних20. специальных учебных заведений -2-е изд - М.: ИВЦ « Маркетинг»,21. 2008 - 320 с.22. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 248 с.23. Сайткулов Н.Н. Техническое оснащение торговых организаций: Учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2008- 289 с.Дополнительные источники:
1. Арустамова Э.А. Оборудование предприятий (торговля): Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2008 – 312 с.2. Аванесов Ю.А., Идрисов Т.К., Сапрохин Г.Н. Организация торговли: Учебник для торговых вузов. М.: Экономика , 2008 .- 347 с.3. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.:Экономика , 2007. – 390 с.4.Гуляев В.А. Оборудование предприятий торговли и общественного питания: Полный курс: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2007 – 318 с.5.Кондрашов П.Д., Таривердиев Л.А. Совершенствование организации торговли. М.: Экономика, 2008. – 273 с.6. Ушакова Н.И., Белфи А.Б. Социально-экономическая эффективностьторговли: критерии и показатели. Киев: Высшая Школа, 2008.-299 с.7. Фельдман И.М. и др. Организация торговли продовольственнымитоварами. Учебник для товароведных факультетов Торговых вузов. Изд. 3-е, переработ. М.: « Экономика », 2008. 366 с.8.Хруцкий В.Е., Корнеева И.В, Автухова Е. Э. Современныймаркетинг. Под ред. В.Е. Хруцкого. – М.:Финансы и статистика,2008.-256 с.9.Чечеткина Н.М. Анализ и оценка конкурентоспособности услуг розничной торговли. – М.: Маркетинг, 2009. – 206 с.10.Яркина Т. В. Основы экономики предприятия: краткий курс. 2009.- 250с. Отечественные журналы:«Витрина»;«Коммерсант»;«Коммерческий вестник»;«Маркетинг в России и за рубежом»;
«Новости торговли»;«Российская торговля»;«Современная торговля». Профессиональные информационные системы «1С- склад», «1С- торговля».Интернет-ресурсы:www.buhgalt.ru
www.consultant.ru
www.prime-tass.ru3.3. Общие требования к организации учебной и производственной практики
Освоению программы практики должно предшествовать, или идти параллельно, изучение общепрофессиональных дисциплин и МДК соответствующего профиля.
*3.4. Кадровое обеспечение организации и проведения учебной и производственной практики
3.4.1.Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение повсем видам практик: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля и специальности.
3.4.2.Требования к квалификации специалистов, осуществляющих руководство практикой в организации.
Инженеры, мастера или иные технические кадры:
наличие высшего или среднего специального профессионального образования, соответствующего профилю модуля и специальности.