ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким рабочим профессиям

Выполнение работ по профессиипродавец-кассир

Виды работ Тематика заданий по учебной практике Кол-во часов
Заказ товара Определение потребности в товарах для реализации в течение рабочего дня. Выявление остатков нереализованных в течение предыдущего периода товаров. Проверка сроков годности (или хранения) товаров на рабочем месте продавца или в зале самообслуживания. Изъятие товаров с просроченными сроками годности (или хранения), а также некачественных товаров. Оформление заявки на товары принятыми в организации методами. Передача заявки на склад.
Приемка товаров по количеству Ознакомление с реквизитами товаросопроводительных документов (накладных, заборочных листов, отвесов и т. п. ). Проверка соответствия ассортимента и количества поступивших товаров данным, указанным в товаросопроводительных документах (ТСД) путем взвешивания или обмера, или пересчета (для штучных или фасованных товаров). Проверка соответствия данных, указанных в ТСД и на маркировке (для упакованных и маркированных товаров). Размещение товаров на временное хранение до выкладки их в торговом зале или рабочее место продавца. Участие в оформлении актов на недостачу товаров.
Приемка товаров но качеству Ознакомление с реквизитами ТСД по качеству (удостоверениями о качестве, сертификатами или декларациями о соответствии, санитарно-эпидемиологическими заключениями и т. п. ). Осмотр внешнего вида тары, упаковочных, перевязочных или укупорочных материалов. Отбраковка товаров с нарушенной упаковкой. Оценка качества товаров по органолептическим показателям (внешнему виду, запаху, консистенции, свежести и др. ) в неповрежденной и поврежденной упаковке (отдельно). Проверка соответствия градаций качества (сорту, классу качества, номера, марке и т. п. ) данным, указанным в ТСД и на маркировке. Участие в составлении актов на недоброкачественные товары.Проверка сроков годности (или хранения) поступивших товаров. Отказ от приемки товаров с просроченными сроками годности.
Эксплуатация контрольно-кассовой техники (ККТ)Подготовка ККТ к работе Визуальный осмотр рабочего места и ККТ. Подготовка рабочего места к работе. Получение в главной кассе ключа от ККТ, разменной монеты, чековой и контрольной лент. Заправка чековой и контрольной лент и включение ККТ в сеть. Проверка работоспособности ККТ.
Работа на ККТ Выполнение необходимых операций на ККТ. Сканирование штрих-кодов на товарах. Соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации на ККТ. Соблюдение установленных правил эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с покупателями. Обеспечение исправности ККТ в течение рабочего дня. Устранение незначительных неисправностей. Получение от покупателей денег за реализуемые товары. Определение платежеспособности купюр по внешнему виду и с помощью детектора купюр. Расчет с покупателями по платежным картам. Выдача сдачи.
Завершение работы на ККТ Сбор и подсчет дневной выручки. Составление покупюрной описи. Оформление контрольной ленты в конце дня. Сверка суммы выручки с показаниями счетчика ККТ. Отключение ККТ. Сдача выручки, ключа и контрольной ленты. Уборка рабочего места. Составление кассового отчета.
Работа с товарами: их идентификация и оценка качества Идентификация товаров по ассортиментной принадлежности Выявление идентифицирующих признаков товаров: однородных групп, подгрупп, видов, подвидов, наименований и торговых марок. Идентификация товаров по ассортиментной принадлежности: групповая, видовая, марочная.Выявление ассортиментной фальсификации товаров
Оценка качества товаров на рабочем месте продавца или в торговом зале Определение органолептических и размерных показателей, необходимых для оценки качества конкретных товаров. Оценка качества товаров по органолептическим и размернымпоказателям. Проверка соответствия массы штучных товаров данным, указанным на маркировке. Определение градаций качества товаров. Выявление пересортицы товаров. Оформление акта на пересортицу товаров. Выявление недоброкачественных, фальсифицированных по качеству, с просроченными сроками годности товарами.
Подготовка товара к продаже в подсобном помещении Разупаковывание товаров из транспортной тары. Сортировка (разбраковка) товаров по качеству, при необходимости разделение на градации качества (например, плодоовощные товары) и/или мойка (овощей), протирка поверхности (колбас, сыров, бутылок и т. п. ). Калибровка товаров (при необходимости). Подготовка упаковочных материалов к упаковыванию товаров. Овладение приемами упаковывания товаров. Фасование, упаковывание и маркирование товаров. Укладка в тележки и отправка в торговый зал.
Контроль условий и сроков хранения и транспортирования товаров Проверка санитарного состояния транспортных средств, доставляющих товары. Проверка наличия санитарного паспорта (для пищевых продуктов). Проверка сроков доставки товаров. Участие в размещении товаров на складе. Проверка правильности размещения товаров в складе (соблюдение минимально допустимой ширины проездов, максимально допустимой высоты загрузки, товарного соседства и др. ). Осуществление текущего контроля за температурой и относительной влажностью воздуха в склада. Оформление графиков температурно-влажностного режима в складе (при наличии таких графиков). Выявление случаев значительных нарушений отклонения режима хранения от оптимального. Составление совместно с материально-ответственным лицом склада докладной записки о выявленных нарушениях (при необходимости). Проверка соблюдения установленных сроков годности (хранения). Выявление товаров со сроками годности, близкими к окончанию, и принятие мер по ускоренной их реализации. Проверка совладения условий хранения товаров в торговом зале магазина (охлажденных скоропортящихся, мороженых пищевых продуктов, светочувствительных товаров и т. п.)
Оформление товаросопроводительных документов (ТСД) Оформление ТСД (накладных, отвесов, заборных листов). Проверка правильности заполнения ТСД. Сбор необходимых подписей и проставление печати на ТСД. Обеспечение
  Всего
  Итоговая форма контроля дифференцированный зачет  




Контроль и оценка результатов освоения Рабочей профессииПродавец непродовольственных товаров

*Результаты (освоенные профессиональные умения и знания в соответствии с ЕТКС) Основные показатели оценки результата **Формы отчетности Формы и методы контроля и оценки
Принимать товары по количеству и качеству Количество принимаемого товара Органолептические показатели качества дневник, отчет по практике, отзыв руководителя Защита отчета по практике
Эксплуатировать торгово- технологическое оборудование Количество выполненных операций на ККТ Быстрота и точность их выполнения дневник, отчет по практике, отзыв руководителя Защита отчета по практике
Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества Показатели ассортиментной идентификации Показатели качества товаров Признаки дефектов и градаций качества дневник, отчет по практике, отзыв руководителя Защита отчета по практике
Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов Показатели климатического и санитарно-гигиенического режима хранения и транспортирования Сроки хранения и транспортирования Реквизиты товаросопроводительных документов дневник, отчет по практике, отзыв руководителя Защита отчета по практике
Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями Санитарно-эпидемиологические (гигиенические) показатели качества и безопасности товаров, упаковки и процессов дневник, отчет по практике, отзыв руководителя Защита отчета по практике
Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата дневник, отчет по практике, отзыв руководителя Защита отчета по практике
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Демонстрация интереса к будущей профессии дневник, отчет по практике, отзыв руководителя Защита отчета по практике
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области управления ассортиментом. Оценка качества товаров дневник, отчет по практике, отзыв руководителя Защита отчета по практике
Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области управления ассортиментом к оценки качества дневник, отчет по практике, отзыв руководителя Защита отчета по практике
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Эффективный поиск необходимой профессиональной информации. Использование различных источников, включая электронные дневник, отчет по практике, отзыв руководителя Защита отчета по практике
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения дневник, отчет по практике, отзыв руководителя Защита отчета по практике
Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. Работа с действующим законно-дательством и нормативными документами дневник, отчет по практике, отзыв руководителя Защита отчета по практике

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверить у обучающихся умения и знания по рабочим профессиям в соответствии с возможными присваиваемыми разрядами по рабочей профессии.

*Результаты указываются в соответствии с паспортом программы.

**Перечень форм отчетности: дневник, отчет по практике, изделия, отзыв руководителя.

*3. условия реализации программы учебноЙ и ПРОизводственной практики

Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюучебной и производственной практики

Реализация программы учебной практики предполагает наличие базы учебной практики (предприятие розничной торговли), лабораторииторгово- технологическое оборудование торговых организаций

Технические средства обучения:проекторы, комплекты слайдов, видеофильмы, фонд нормативных документов, ТУ, технических документов (сертификатов соответствия, деклараций соответствия, товаросопроводительных документов: накладных, эксплуатационных документов и др)

Оборудование рабочих мест проведения учебной практики: : контрольно- кассовые машины, весы, фасовочное оборудование, торгово- технологическое оборудование в соответствии со специализацией торговой организации.

Реализация программы практики по профилю специальности предполагает наличие у образовательного учреждения договоров с базовыми предприятиями (приводится обоснование соответствия профиля организации тематике практики)

*3.2. Информационное обеспечение организации и проведения учебной и производственной практики, рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Перечень методических рекомендаций, основной и дополнительной литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция»

утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N... от ........., утвержденного Министерством юстиции от ...... N ..........

2.Учебный план по специальности.

3.Положение об учебной и производственной (профессиональной) практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (приказ Минобразования и науки России от 26.11.2009г. №673)

4.Методические рекомендации по планированию и организации учебной и производственной практики, по оценочным материалам в условиях действия Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, разработанные образовательным учреждением.

5.Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий

Основные источники:

1. ФЗ "О защите прав потребителей" от 07. 02. 92 № 2300/1-1 (с измен.идополн. от 09. 01. 1996 N 2-ФЗ, от 17. 12. 1999 N 212-ФЗ, от 30. 12. 2001 N 196-ФЗ, от 22. 08. 2004 N 122-ФЗ, от 02. 11. 2004 N 127-ФЗ, от 21. 12. 2004 N 171-ФЗ, от 27. 07. 2006 N 140-ФЗ, от 16. 10. 2006 N 160-ФЗ, от 25. 11. 2006 N 193-ФЗ, от 25. 10. 2007 N 234-ФЗ, от 23. 07. 2008 N 160-ФЗ, от 23. 11. 2009 N 261-ФЗ)

2. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ-29 от 02. 01. 2000

3. «О техническом регулировании» ФЗ-184 от 27. 12. 02 с измен, и дополн. № 65-ФЗ от 01. 05. 2007

4. Правила продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19. 01. 98 № 55 с измен, и дополи. )

5. Арустамова Э.А. Охрана труда: Учебник.- М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007-258 с.

6. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007. – 408с.

7. Гаджинский А. Логистика: Учебник для торговых вузов. М.: Экономика, 2008 .- 385 с.8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: «Финпресс», 2008- 329 с. 9. Горюнова О. Б., Додонкин Ю. В. и др. Практикум по товароведению и экспертизе промышленных товаров. / Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 200510. 5. Дашков Л. П.,Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли.-11. М.: Информационно-внедренческий центр « Маркетинг», 2008.-448 с.

12. 6.Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2008.-352 с.

13. Карташова Л. В., Николаева М. А., Печникова Е. Н. Товароведение продовольственных товаров растительного происхождения/ Учеб.для ССУЗов. - М.: Деловая литература, -2004

14. Карташова Л. В. Сборник ситуационных задач и деловых игр по товароведению продовольственных товаров. - М.: Деловая литература, 2004

15. Под ред. Неверова А. Н. Товароведение и экспертиза промышленных товаров. - М.: МЦФЭР, 2006

16. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2008 – 329 с.

17. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения: Учебник. - М.: Изд-во НОРМА, 2009

18. Памбухчиянц В. И. Организация, технология и проектирование19. торговых предприятий: Учебник для студентов высших и средних20. специальных учебных заведений -2-е изд - М.: ИВЦ « Маркетинг»,21. 2008 - 320 с.22. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 248 с.23. Сайткулов Н.Н. Техническое оснащение торговых организаций: Учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2008- 289 с.

Дополнительные источники:

1. Арустамова Э.А. Оборудование предприятий (торговля): Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2008 – 312 с.2. Аванесов Ю.А., Идрисов Т.К., Сапрохин Г.Н. Организация торговли: Учебник для торговых вузов. М.: Экономика , 2008 .- 347 с.3. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.:Экономика , 2007. – 390 с.4.Гуляев В.А. Оборудование предприятий торговли и общественного питания: Полный курс: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2007 – 318 с.5.Кондрашов П.Д., Таривердиев Л.А. Совершенствование организации торговли. М.: Экономика, 2008. – 273 с.6. Ушакова Н.И., Белфи А.Б. Социально-экономическая эффективностьторговли: критерии и показатели. Киев: Высшая Школа, 2008.-299 с.7. Фельдман И.М. и др. Организация торговли продовольственнымитоварами. Учебник для товароведных факультетов Торговых вузов. Изд. 3-е, переработ. М.: « Экономика », 2008. 366 с.8.Хруцкий В.Е., Корнеева И.В, Автухова Е. Э. Современныймаркетинг. Под ред. В.Е. Хруцкого. – М.:Финансы и статистика,2008.-256 с.9.Чечеткина Н.М. Анализ и оценка конкурентоспособности услуг розничной торговли. – М.: Маркетинг, 2009. – 206 с.10.Яркина Т. В. Основы экономики предприятия: краткий курс. 2009.- 250с. Отечественные журналы:«Витрина»;«Коммерсант»;«Коммерческий вестник»;

«Маркетинг в России и за рубежом»;

«Новости торговли»;«Российская торговля»;«Современная торговля». Профессиональные информационные системы «1С- склад», «1С- торговля».Интернет-ресурсы:

www.buhgalt.ru

www.consultant.ru

www.prime-tass.ru

3.3. Общие требования к организации учебной и производственной практики

Освоению программы практики должно предшествовать, или идти параллельно, изучение общепрофессиональных дисциплин и МДК соответствующего профиля.

*3.4. Кадровое обеспечение организации и проведения учебной и производственной практики

3.4.1.Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение повсем видам практик: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля и специальности.

3.4.2.Требования к квалификации специалистов, осуществляющих руководство практикой в организации.

Инженеры, мастера или иные технические кадры:

наличие высшего или среднего специального профессионального образования, соответствующего профилю модуля и специальности.

Наши рекомендации