Особенности внешнеэкономической политики Японии.
Один из лидеров по объёмам ВВП, промышленного производства. Население: 127,9 млн. человек. Плотность населения высокая. Место Японии в мировой экономике. 1)Население (2009 г.) – 128 млн. чел. 2)ВВП в текущих ценах (2009 г.) – 5,1 трлн. долл. 3)ВВП по ППС (2009) 4 трлн. долл. 4)ВВП на душу населения 39590 тыс. долл. 5)3-й по экономической мощи центр в мире. 6)2-й после США пайщик МВФ. 7)12% мирового производства. 8)12,8% мировых ЗВР. Доля Японии (2009 г.): 1)в мировом экспорте 4,7% (4 место); 2)в мировом импорте 4,3% (5 место). Особенности японской экономики. 1)низкая степень самообеспеченности топливно-сырьевыми ресурсами; 2)развитая обрабатывающая промышленность (почти полный набор отраслей по переработке импортного сырья). Роль внешней торговли в экономике Японии. 1)Внешняя торговля играет важную роль в условиях бедности природными ресурсами. Экспорт – средство получения валюты для оплаты жизненно важного импорта. 2)Возрастающее значение внешней торговли в связи с политикой переноса производств в развивающиеся страны. 3)Внешняя торговля – основная форма участия в системе мировых хозяйственных связей. Особенность внешнеэкономической стратегии Японии – уменьшение зависимости экономического роста от экспорта при сохранении роли внешней торговли (развитие внутреннего рынка). Внешняя торговля Японии. 1)Внешнеторговый оборот 1133 млрд. долл. 2)Товарный экспорт Японии составляет в 2009 г. 581 млрд. долл. Доля Японии в мировом экспорте 4,7%. По объёму экспорта занимает 4 место, уступая Китаю, Германии, США (2007 г.). 3)Товарный импорт Японии 552 млрд. долл. (2009 г.). Доля Японии в мировом импорте 4,3%. По объёму импорта занимает 5 место, после США, Китая, Германии, Франции (а исключая внутреннюю торговлю ЕС – 4 место). Внешняя торговля услугами Японии. 1)Экспорт услуг – 6 место в мире (а исключая внутреннюю торговлю ЕС – 4). Доля в мировом экспорте коммерческих услуг 3,76% (125,9 млрд. долл. в 2009 г.). 2)Импорт услуг – 5 место в мире (а исключая внутреннюю торговлю ЕС – 4). Доля в мировом импорте коммерческих услуг 4,67% (147 млрд. долл.). Товарная структура экспорта Японии в 2009 г. Готовые изделия 87,5%; топливо и продукция добывающей промышленности 4,4%; сельское хозяйство 1,4%. Более подробно. Продовольствие 0,5%; промышленное сырьё 20,9%; капитальное оборудование 55%; потребительские товары 18,2%; товары краткосрочного использования 0,7%. Товарная структура импорта Японии в 2009 г. Готовые изделия 51,8%; топливо и продукция добывающей промышленности 34%; сельское хозяйство 12,3%. Более подробно. Продовольствие 9,7%; промышленное сырьё 46,9%; капитальное оборудование 25,8%; потребительские товары 8%; товары краткосрочного использования 7,2%. Географическая структура экспорта Японии в 2009 г. Китай 18,9%. США 16,4%. ЕС (27) 12,5%. Р. Корея 8,1%. Тайвань (Китай) 6,3%. Географическая структура импорта Японии в 2009 г. Китай 22,2%. США 11%. ЕС (27) 10,7%. Австралия 6,3%. Саудовская Аравия 5,3%. Географическая структура внешней торговли Японии. Специфические черты. 1)большая доля развивающихся стран. 2)высокая степень политизации внешней торговли и внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика Японии. Система контроля и регламентирования внешнеторговых операций. Активное участие государства. Основная цель государственного регулирования внешнеторговых связей – обеспечение благоприятных внешних условий для экономического роста Японии. 1)Создание эффективной правовой основы для внешней торговли. 2)Улаживание торговых конфликтов с основными партнёрами, предоставление гарантий. Основной законодательный акт – Закон о валютном обмене и внешней торговле. Там официально декларируется приверженность свободной торговле. Однако предусмотрено применение минимально необходимых мер регулирования. Разветвлённая сеть государственных органов. 1)Ведущий орган – Министерство экономики, торговли и промышленности (МЭТИ). 2)Министерство иностранных дел Японии – отвечает за планирование, разработку и реализацию внешней политики Японии. Заключение международных договоров, в т.ч. экономических. Управление экономического планирования МИД – составление и реализация долгосрочных экономических планов, выработка экономической политики, меры экономического регулирования. Генеральный директор Управления имеет статус министра. 3)Министерство финансов Японии. 4)Банк Японии. 5)Различные отраслевые министерства. 6)Организация содействию развития внешней торговли Японии – некоммерческая финансируемая правительством организация. 7)Организация содействия импорту готовых товаров. Регулирование в области импорта. Ведущая роль – МЭТИ. Экспорт. Принцип экспорта товаров в условиях минимально возможного уровня ограничений. Законом «О валютном обмене и внешней торговле» установлены следующие возможные меры ограничительного характера экспорта: лицензирование экспорта; эмбарго (МЭТП в случае, если признает наличие безотлагательной необходимости может наложить эмбарго на период, не превышающий одного месяца, на определённые товары или товары, предназначенные для поставок в определённые страны). К товарам, на экспорт которых требуется получение лицензии, относятся следующие группы: 1)стратегические товары (экспорт тутового шелкопряда, риса, пшеницы, ячменя, удобрений, леса и других товаров, которыми должен бесперебойно обеспечиваться внутренний рынок страны); 2)материалы и оборудование для производства ракет; 3)материалы и оборудование для производства химического оружия; 4)оружие и вооружение. Меры содействия экспорту: льготное финансирование, льготное налогообложение и страхование.ГосфинансированиемВЭД занимается Экспортно-импортный банк Японии. Две системы льготного обложения: 1-предусматривает освобождение от налогов части поступлений от экспортных сделок мелких и средних фирм. 2- направлена на стимулирование экспорта патентов и лицензий. Она освобождает от налогов часть доходов компаний (от 8 до 28%) при продажах технологий и технической документации. Госстрахование экспорта наиболее распространено по сравнению с другими странами.Импорт.Тарифные ограничения. В Японии установлен довольно низкий ‑ по сравнению с другими развитыми странами ‑ импортный тариф. Для сравнения: средневзвешенная ставка тарифа на промышленные изделия в развитых государствах составляет 6,3% (США 4,6%, в ЕС 5,7%, в Канаде 9%, а в Японии 3,9%). Самые высокие ставки — иногда выше 100% — установлены для обуви, одежды и продовольственных товаров. Нетарифные ограничения. Запрет на импорт ряда товаров; требование о получении предварительного одобрения МЭТП; требование о получении предварительного подтверждения отраслевого министерства; требование о представлении специальных документов на стадии таможенной очистки; установление специальных требований в отношении ряда товаров. Реальный доступ иностранных товаров на японский рынок ограничивается: предъявлением законодательно установленных технических и санитарных требований к товару (соответствие обязательным стандартам, большинство которых не переведены с японского на иностранные языки), к его упаковке (ввоз в страну товаров, для упаковки которых использованы «ненадёжные» материалы запрещён), маркировке (четыре категории товаров в обязательном порядке должны иметь ярлыки: текстиль, электроприборы и электроаппараты, изделия из пластмассы, продукты питания и некоторые виды бытовых потребительских товаров), нормам санитарного или ветеринарного контроля. На протяжении длительного времени в отличие от большинства стран-членов АТЭС и ВТО Япония отказывалась от подписания двусторонних и субрегиональных соглашений о свободной торговле, отдавая предпочтение созданию механизмов многостороннего регулирования. В мае 2000 г. МЭТИ впервые за многие годы заявило о переориентации своей политики на заключение двусторонних торговых соглашений. Рис – стратегический товар, высокий уровень субсидирования с/х (выше США, ниже ЕС), большая регулирующая роль государства в экономике в целом.