Факторы мотивации работы сотрудников отдела мерчандайзинга розничной сети
Классификация факторов | Факторы |
Факторы удержания (материальные) | 1. Размер и легальность заработной платы. 2. Частота изменения заработной платыСтабильность выплаты зарплаты и получения других составляющих компенсационного пакета. 3. Понимание системы оценки работы и возможности сотрудника влиять на размер своей зарплаты. |
Факторы удержания (нематериальные) | 1. Позитивный образ компании. 2. Социально-психологический климат. |
Факторы интенсификации работы | 1. Отношения с непосредственным руководителем. 2. Ощущение непрерывного профессионального роста (ротации, карьерный рост внутри организации, видение зоны роста). 3. Четкая система оценки производительности труда сотрудника. 4. Возможность творческого самовыражения в работе. 5. Грамотные коммуникации в организации, система обратной связи. |
Оценив значимость данных факторов, можно сказать, что важным является не только характер деятельности (цели и функции мерчандайзинга, особенности выкладки и расположения торгового оборудования, управление ассортиментом), но и внутренние особенности предприятия (стратегия, финансовое положение, статус отдела мерчандайзинга). Поэтому менеджеру отдела мерчандайзинга в любом случае необходимо найти индивидуальный подход к сотрудникам, т.к. эффективность работыво многом зависит от личных качеств персонала (собственных целей, особенностей характера и поведения).
В отделе мерчандайзинга поставщика среди факторов удержания большое значение должна иметь сумма дохода, понимание системы оценки работы и позитивный образ компании, а среди факторов интенсификации деятельности – ощущение непрерывного профессионального роста и четкая система оценки производительности труда сотрудника.
Для стимулирования работников возможно использование ряда следующих мероприятий:
1. Поэтапное увеличение заработной платы. Можно разработать многоуровневую систему оплаты труда. Повышение должно зависеть не от стажа, а от проявленных способностей сотрудников.
2. Проведение конкурсов внутри организации, например, «Мерчандайзер месяца /квартала / полугодия / года». Данное званиеобеспечивает работнику получение прибавки к заработной плате и всеобщее вниманиеи почести. Любое из званий должно присуждаться коллегиально руководящим составомкомпании.
3. Ежемесячная выплата премий в зависимости от достигнутых результатов.
4. Обучение и развитие сотрудников. Можно предложить следующие темы семинаров:теория личного развития, навыки веденияпрезентаций, маркетинг и продвижениепродукции, информационные технологиикак инструмент повышения эффективностии др.
5. Компенсация части издержек на питание «в полях».
6. Компенсация значительной части или всего объема транспортных издержек (проездной, оплата бензина по километражу согласно план-карте посещений).
7. Непрерывный профессиональный рост.Еще одним стимулом к более активной работе мерчандайзеров служит дальнейшее продвижение по службе. Возможные пути повышения работников: торговый представитель →супервайзер → менеджер сектора → обучающий тренер по продукции.
8. Разработка четкой системы оценки деятельности сотрудников.
9. Участие мерчандайзеров в общих собраниях отдела, к которому прикреплен данныйсектор.
Все вышеперечисленные средства призваны повышать инициативу и трудоспособность мерчандайзеров, а значит, положительным образом влиять на качество обслуживания посетителей торговой точки и способствовать росту потребительской лояльности.
Для реализации задач по успешному мерчандайзингу в торговых точках компании-поставщику необходимы высококвалифицированные кадры, обладающие обширными знаниями, умениями и навыками в соответствующей сфере деятельности. Сотрудникам отдела мерчандайзинга необходимо иметь целостное представление обо всей цепочке поставок и регулярно взаимодействовать со специалистами на всех уровнях торговой компании, начиная с тех, кто исполняет такие центральные функции, как управленческий учет и распределение, и заканчивая работниками, действующими на уровне отдельного магазина. Поэтому проблема обучения и переподготовки специалистов по мерчандайзингу является одной из центральных в менеджменте любого уровня и занимает важное место в кадровой политике торговых компаний.
Необходимость гарантирования профессиональных способностей в повседневной работе обусловливает проведение специализированного обучения персонала отдела мерчандайзинга. Обучение сотрудников отдела мерчандайзинга торговой сети должно производиться строго по стандартам. В этой связи новых сотрудников магазина необходимо знакомить с принятыми стандартами и правилами сразу при поступлении на работу, чтобы сократить издержки в период адаптации и введения в должность. После ознакомления рекомендуется проводить тестирование.
Профессионализм специалиста по мерчандайзингу заключается в умении выработать на основании общих правил и принципов мерчандайзинга систему, полностью соответствующую концепции магазина и способствующую росту его доходности. То есть необходимо применять творческий подход, требующий дополнительных знаний в разных областях: ассортимент товаров, дизайн магазина, торговое оборудование и технические вопросы оснащения торгового зала, особенности покупательской аудитории и покупательского поведения. Залог успеха, на наш взгляд, заключается в единой координации усилий по проектированию и оснащению магазина, управлению ассортиментом и мерчандайзингу.
Задачи обучения персонала отдела мерчандайзинга:
- систематизировать имеющиеся знания о мерчандайзинге;
- повысить эффективность работы сотрудников отдела мерчандайзинга за счет получения новых знаний и навыков;
- сформировать мотивацию к увеличению эффективности работы и применению полученных навыков.
Первый этап обучения, проводится при поступлении сотрудника на работу. Мерчандайзер должен получить копию стандартов, ознакомиться с ними, а затем ответить на вопросы в устной и письменной форме (письменный тест). В дальнейшем проводятся регулярные тренинги для мерчандайзеров, которые обычно содержат четыре блока (таблица 5.14):
Таблица 5.14
Структура и содержание тренинга по мерчандайзингу
Наименование раздела | Содержание тренинга по мерчандайзингу |
1. Теория мерчандайзинга | Объяснение терминов, основных правил и моделей поведения покупателей в местах продаж. |
2. Конкретные рекомендации по мерчандайзингу продукции | Изложение стандартов ассортимента для различных типов торговых точек |
3. Блок общения с сотрудниками магазинов | Знакомство с речевыми модулями: формой приветствия, начала разговора, возражениями, аргументами. Отработка на практике в форме обсуждения и ролевых игр. |
4. Принципы работы розничных предприятий | Объяснение принципов функционирования розничных предприятий и ключевых понятий (ABC-анализ, эффективность использования площадей, планограмма, конкурентные преимущества магазина и т. п.) |
Для супервайзеров и менеджера по мерчандайзингу рекомендуется расширенная программа обучения, в том числе участие в открытых семинарах, конференциях, специализированных выставках и круглых столах. Обучение можно проводить по следующим направлениям:
- мерчандайзинг;
- командообразование и управление командой;
- тайм-менеджмент;
- управление конфликтами;
- розничные технологии (расширенный курс);
- рекламные технологии (реклама в местах продаж).
Результатом обучения является формирование у мерчандайзеров четкого алгоритма поведения в торговой точке, понимания механизма совершения покупки, и способов увеличения продаж в магазинах; умения анализировать выкладку, принимать самостоятельные обоснованные решения по ее изменению, делать проекты планировочных решений и торгового оборудования для магазинов; проводить успешные переговоры по мерчандайзингу с персоналом торговых точек.
В целом, профессии мерчандайзер свойственен карьерный рост. Он может подняться по карьерной лестнице в сфере отдела маркетинга или став менеджером по продажам. В большинстве случаев свою карьеру мерчандайзеры начинают с должности старшего мерчандайзера. Следующая ступень карьерной лестницы – это должность супервайзера. Через несколько лет супервайзер может дорасти до торгового представителя компании в районе. Высшая ступень – руководитель торгового представительства международной компании в какой-либо стране или группе стран. Карьерного роста мерчандайзер также может достичь в сфере рекламы и маркетинга.