Влияние различных цветов на восприятие покупателя
Цвет | Психологическое воздействие | «Температура» | Изменение расстояния |
Фиолетовый | Агрессивный и утомительный | Холодный | Очень близкий |
Голубой | Успокаивающий | Холодный | Очень далекий |
Коричневый | Возбуждающий | Нейтральный | Вызывающий клаустрофобию |
Зеленый | Очень успокаивающий | Холодный и нейтральный | Очень далекий |
Желтый | Возбуждающий | Очень теплый | Близкий |
Оранжевый | Возбуждающий | Очень теплый | Очень близкий |
Красный | Очень стимулирующий | Теплый | Близкий |
В мерчандайзинге важным является соответствие цветов интерьера характеру продукта и спроса, поскольку (как уже упоминалось выше) на восприятие магазина или отдела влияет цветовая гамма. Известно, что теплые и холодные цвета вызывают противоположные психологические эффекты. Теплые тона подходят для торговых точек, где желательны активные, возбужденные, энергичные покупатели. Холодные, расслабляющие тона более характерны для продажи товаров, покупка которых вызывает беспокойство, например, любых дорогих вещей, а также товаров, связанных со здоровьем человека.Ряд исследований показали, что красный и синий цвета обладают сильными активизирующими свойствами и могут стимулировать импульсные покупки. Цвета средней части спектра (зеленый) способны снизить активность потребителей и хороши там, где, например, собираются длинные очереди.
Белый цвет – цвет абсолютной чистоты и порядка, в цветовом оформлении интерьеров он играет ведущую роль. Некоторые отделы имеют цвета, традиционно соответствующие продукту и применяющиеся в оформлении. Так, товары для детей или аптеки обычно оформляют в светло- оранжевых и зеленых тонах.
Не менее важна проверка цветовой и тональной организации выкладки создание цветовой гармонии, особенно в крупном магазине, где располагается очень большое количество товаров разнообразных марок. Поскольку, когда товары размещены на оборудовании без учета цветовых и тональных требований, создается ощущение хаоса, беспокойства, у потребителя устают глаза, он начинает испытывать раздражение. Во избежание этого следует руководствоваться общепринятыми правилами цветовой гармонии:
1. производить отбор цветов надо на основе упорядоченной системы, которая может быть признана и эмоционально оценена: например, любые три цвета, лежащие на любой правильной траектории (прямая линия, эллипс или окружность) цветового глобуса. Полюса этого глобуса – черный и белый. На экваторе располагаются цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Дополнительные цвета, светлые и темные гаммы расположены на сечениях глобуса;
2. наиболее гармоничное сочетание – то, которое более привычно наблюдателю. Лучшее руководство по гармонизации – природа. Такие последовательности можно найти на вертикальных сечениях, проходящих через полюса. Это так называемый естественный порядок цветов, легко узнаваемый и вызываемый ощущение гармоничности;
3. если использованы очень близкие цвета, они начинают восприниматься как один и тот же, вызывают ощущение недоработанности и излишней простоты.
Кроме того, цвет привлекает внимание. Статистически доказано, что наиболее сильным раздражителем является оранжевый цвет. Далее следует желтый, красный, зеленый, темно-красный и пурпурный. Яркий теплый желтый цвет, пожалуй, лучше других подходит для наклеек на полки и сообщений о распродажах и новых товарах. На нем хорошо читается текст, по воздействию он намного эффективнее привычного белого. Наименьшее раздражающее воздействие свойственно холодным и нейтральным цветам – голубому, зелено-голубому и фиолетовому разных оттенков. Раздражающие цвета пригодны для окраски только небольших поверхностей помещений, спокойные – для окраски большой плоскости.
Цвет способствует созданию определенного настроения, связанного со свойствами и преимуществами товара. Влияние цветов на восприятие человека и его психическое состояние описал М. Люшер. Он отметил, что желто-красные тона вызывают чувства взволнованности, возбуждения, активности. Синие и серые, наоборот, действуют успокаивающе. Согласно его исследованию влияние цветов на психику описывается следующим образом (табл.4.3.):
Таблица 4.3
Семантика цвета на основе классификации М. Люшера[43]
Зеленый | Нейтральный, спокойный, свежий, цвет сердечности, теплоты[44], темно-зеленый, болотный может указывать на невыраженные эмоции и чувства. |
Красный | Теплый, раздражающий, тревожный, символ опасности и запрета, действует на эмоциональных людей. Характеризует стремление к победе, энергичность, жизненную активность, указывает на инстинктивность натуры, желание двигаться, заявить о себе[45]. |
Оранжевый | Увлекательный, возбуждающий, создает чувство благополучия, вызывает учащение пульса. (Характеризует завоевательный предприимчивый дух). |
Желтый | Привлекает внимание и долго сохраняется в памяти. Характеризует новизну, модернизм, будущность и развитие[46]. |
Фиолетовый | Агрессивный, тревожный, его предпочитают люди творческие, достаточно утонченные. Они открыты миру, воспринимают его в большей степени посредством интуиции. |
Синий | Успокаивает, создает внутреннюю силу и гармонию, создает эмоциональную теплоту.Синий считается цветом ума. Товары с синей окраской выбирают, как правило, люди, которые воспринимают мир не через чувства и эмоции, а рационально - через голову. |
Белый | Символизирует чистоту и порядок светлость образа.цвет объединяющий. Людям, его выбирающим, присущи в равной мере все качества и пристрастия |
Коричневый | Стабильный и реалистичный, но иногда воспринимается как грязный (земляной). Также традиционный цвет керамики, кофе и шоколада. |
Черный | Изысканность и изящество. Люди, выбирающие этот цвет,стремятся к управлению ситуацией. |
Применительно к оформлению товарных витрин рекомендуется применять не более двух различных цветов. Количество цветов и оттенков может быть больше, если сама группа товаров имеет близкие цвета, например, белая посуда.
Качественный свет – одно из ведущих требований, выдвигаемых взыскательными потребителями к комфортному и гармоничному окружению.Освещение в магазине служит, во-первых, для достижения хорошей обозримости товаров. Низкая освещённость крайне отрицательно сказывается на продажах. Кроме того, что покупатели «напрягают глаза», они еще и начинают подозревать продавца в желании продать им товар низкого качества. Слишком яркое освещение тоже вызывает утомление. Свет слепит глаза или создает бликующие поверхности, делающие невозможным увидеть товар, не устроив защитный «козырек» надо лбом. Во-вторых, освещение очень важно для создания определенного настроения, пробуждения эмоций.
Свет – это хороший инструмент вруках грамотного дизайнера. Свет может кардинально изменить внешний вид помещения, поэтомупри проектировании интерьера необходимо уделить особое внимание световому дизайну, а специальные световые эффекты, в основном, служат для выделения товара и привлечения внимания к нему.
Грамотно выполненное световое оформление помогает создавать неповторимый стиль магазина, привлекать в него покупателей, манипулировать ими, заставляя двигаться от одного прилавка к другому.
При проектировании светового оформления магазина важно учитывать ряд аспектов. Основным критерием, определяющим выбор источников света, светильников, системы освещения и уровня освещенности, является тип магазина. Условно предприятия торговли можно разделить на два типа:
1) продовольственные;
2) непродовольственные.
Роль освещения в крупных продовольственных магазинах и супермаркетах заключается в том, чтобы показать огромный ассортимент. В этих случаях чаще всего применяются системы общего равномерного освещения с достаточно высоким уровнем освещенности (500 лк). Такая система позволяет совершать перестановки оборудования без изменения освещения. В супермаркетах время совершения покупки, как правило, невелико, поэтому вся продукция должна выглядеть одинаково ярко и привлекательно. При выборе источников света важно учитывать тип товара и его специфику. Так, прилавки, на которых располагается мясная продукция, лучше всего освещать лампами с высокой долей мощности в инфракрасном диапазоне.
Для того чтобы привлечь внимание покупателей к отдельным группам товаров, в продовольственных магазинах применяется акцентирующее освещение с помощью приборов прожекторного типа или встраиваемых поворотных светильников, причем направление светового пучка регулируется индивидуально в соответствии с типом, дизайном упаковки и выкладкой товара.
Выбор системы освещения в непродовольственных магазинах взначительной степени зависит от посещаемости, обстановки и атмосферы. Например, в небольшой торговой точке с невысокой посещаемостью уровень общего освещения может быть достаточно низким (200−300 лк), но его необходимо дополнить акцентной подсветкой с уровнем освещенности примерно 500 лк.
В этом случае лучше применять лампы теплых цветов (галогенные лампы накаливания или металлогалогенные лампы теплого оттенка). Подобное распределение света по площади помещения создает уютную интимную атмосферу.
Чем больше площадь магазина, тем лучше должны быть освещены проходы между стеллажами, прилавками, витринами, а также горизонтальные или вертикальные поверхности, на которых размещается товар. Однако очень важно учитывать такой аспект, как время, затрачиваемое на совершение покупки. Чем выше этот показатель, тем меньше освещение должно отвлекать покупателя.
Кроме того, надлежит учитывать цвет источников света. Так, золото красноватого оттенка 585-ой пробы эффектнее выглядит в теплом свете, в спектре которого значительную часть составляет излучение инфракрасного диапазона, а красоту и блеск бриллиантов лучше всего передать с помощью освещения холодного оттенка. В таблице 4.4 даны рекомендуемые значения освещенности, цветности и индекса цветопередачи для систем освещения магазинов, торгующих различными группами товаров.
Таблица 4.4