Восприятие системы освещения в магазине.
Организация освещения является важной составляющей системы мерчендайзинга в магазине. Удачное освещение способствует повышению продаж, а неудачное – снижает продажи даже востребованного товара. Люди склонны устремлять свои взгляды на те предметы, которые хорошо освещены и, соответственно, хорошо видны. Взгляд человека всегда приманивает контраст, именно поэтому ярко засвеченная площадь «завлекает» потенциального покупателя в магазин. Яркая, броская витрина магазина, построенная как на цветовых, так и световых контрастах - привлекает взгляд потенциального покупателя.
Только за счет «правильного» света можно повысить проходимость магазина в несколько раз! Но надо быть готовым к тому, что стоимость освещения может составить до 50% стоимости всего торгового оборудования.
У системы освещения магазина есть несколько характеристик.
1. Общий уровень освещенности, который создает настрой и влияет на желание покупателя подойти и рассмотреть товар. Низкий уровень освещенности в помещении в сочетании с точечным освещением отдельных товаров создает камерную обстановку, располагает к неспешности и созерцанию. Так обычно оформляют освещение в ювелирных магазинах, магазинах подарков и сувениров и т. п. Высокий уровень освещенности оказывает на человека возбуждающее действие, вызывает атмосферу праздника, торжества. Он необходим для большинства магазинов, продающих товары массового потребления. Акцентная подсветка выделяет отдельные элементы/витрины и привлекает внимание именно к ним. При недостаточной освещенности покупатели будут стремиться быстрее пройти по магазину, не склонны останавливаться у витрин и рассматривать товар.
2. Цветовые оттенки света. Они делятся на:
v холодные: голубоватые и зеленоватые оттенки света;
v нейтральные: наиболее близки к белому свету;
v теплые: желтоватые, красноватые оттенки света.
Важно, чтобы освещение по своему цветовому оттенку соответствовало общей концепции магазина, дизайну интерьера и специфике товара. В помещении, оформленном в теплых желтых тонах, с отделкой из дерева гармонично будут смотреться теплые, а не холодные оттенки света. С другой стороны, холодные оттенки придают помещению строгий вид и могут создать ощущение беспокойства. Также не рекомендуются холодные оттенки света в косметических магазинах и примерочных магазинов одежды. Они выделяют недостатки и дефекты кожи, что всегда портит настроение покупательниц. Чаще всего оптимальным для магазинов является нейтральный белый свет.
3. Направленность или рассеянность освещения. Рассеянное освещение применяется, когда есть необходимость получить равномерный свет и высокую степень цветопередачи (например, в косметике). Направленное освещение выделяет зоны, оставляя некоторые места без света – и без внимания (например, проходы). Следует избегать случаев контрового света, когда источник освещения находится за торговым оборудованием. Свет бьет в глаза покупателю, а товар становится темным фоном.
4. Способность осветительных ламп к правильной цветопередаче. То есть, чтобы кофточка цвета кофе не оказалась песочной, а розовая колбаса – сероватой. Для всех товаров, в выборе которых цвет играет важную роль, – а таких большинство – необходимо освещение с высоким коэффициентом цветопередачи – 80-100%. При плохой цветопередаче страдают в первую очередь яркие цвета.
Для разных групп товаров существуют рекомендации по организации освещения, помогающие создать наиболее комфортные условия для покупателей и показать товар в выгодном свете в буквальном смысле этого слова:
v хлеб, выпечка, торты – теплые золотистые оттенки света;
v молочные продукты, замороженные товары, рыба – холодные оттенки света подчеркнут охлажденность товара;
v мясопродукты – высокая степень цветопередачи, нейтральный белый свет;
v цветы, овощи, фрукты – высокая цветопередача, свет, близкий по спектру к солнечному, дадут ощущение свежести и сочности;
v одежда и обувь – самая высокая степень цветопередачи, высокий уровень общей освещенности, обязательно акцентное освещение;
v ювелирные магазины – акцентное освещение, множество источников света, различные приемы для разных металлов и камней;
v детские товары, игрушки – высокий уровень общей освещенности, теплые оттенки света;
v магазины бытовой техники – хорошая общая освещенность (холодные оттенки не рекомендуются). Для массовых товаров нейтральный белый свет; для салонов с дорогой техникой – акцентное освещение, возможны холодные оттенки для традиционного в таких случаях стиля хай-тек.
Проектирование освещения. При проектировании освещения необходимо учитывать расстановку оборудования. Так, например, в зонах примерочных используют люминесцентные светильники – они придают объем, не оставляют четких теней. При освещении витрин – напротив используют прожектора (spot и floodlight), это позволяет расставить акцент именно на композиции, при этом появляются четкие тени, что делает сцену более «живой».
При освещении торгового зала используют, как правило, комбинации светильников. Общую засветку создают с помощью ламп «дневного света», а зоны, выделенные под развеску товара, выделяют прожекторами заливающего света. Такая засветка площади позволяет добиться хорошей освещенности, при сравнительно невысоких затратах на освещение.
Подытоживая, можно сделать вывод о том, что описанные выше психологические приемы мерчандайзинга, которые используют владельцы магазинов, способствуют извлечению максимальной прибыли и формированию лояльности покупателей к торговой точке.