Церковный раскол середины 17 века

В 1640-е годы между церковными деятелями возникла полемика по вопросу об упорядочении церковной службы. В 1647 г. в Москве был создан кружок «Ревнителей древнего благочестия». В кружок вошли окольничий Федор Ртищев, царский духовник Стефан Вонифатьев, протопоп Аввакум, архимандрит Никон. Их возмущали:

- нравы духовенства: невежество, пьянство, разврат, мздоимство;

- огорчали различия в церковных текстах, в которых было много ошибок из-за невнимательности переписчиков;

- различия в исполнении церковных обрядов

- сокращение церковной службы из-за многогласия.

Задачи кружка:

1. упорядочение церковной службы;

2. исправление церковных книг – введение единообразия в богослужебных книгах.

Разногласие возникло по вопросу о выборе образцов, по которым следовало производить изменения. Аввакум считал, что образцами должны стать русские рукописные книги. Никон предлагал использовать греческие книги.

Никон (в миру Никита Минов) сделал блестящую церковную карьеру. Он происходил из простой крестьянской семьи, жившей в Мордовии (Поволжье). В возрасте 30 лет он постригся в монахи. В 1646 г. он был представлен царю Алексею Михайловичу. Талантливый, хорошо образованный священник произвел на царя большое впечатление. Царь любил благочестивых людей. По указанию царя Никон был оставлен в Москве и назначен игуменом Новоспасского монастыря, где находилась родовая усыпальница Романовых. Между царем и Никоном сложились дружеские отношения. В 1652 г.при поддержке царя Алексея Михайловича Никон был избран патриархом РПЦ.

Церковные реформы Никона:

С 1652 г. Никон проводил церковные реформы на основе греческих образцов – книг, обрядов. Были заменены на новые те обряды, которые не совпадали с греческими

1. Обычай креститься двумя перстами Никон заменил троеперстием, как в греческой церкви.

2. Имя «Иисус» было велено писать через две буквы «и», как прежде.

3. Земной поклон заменили поясным поклоном.

4. В храмах !Аллилуйя!! (хвала Богу!) стали произносить трижды, а не два раза.

5. Запретили многогласие (одновременное чтение нескольких текстов), все молитвы читали поочередно.

6. Все иконы и книги переписывались по греческим образцам, неисправленные подлежали уничтожению и т.д.

Все эти изменения были поддержаны светской – царской властью и утверждены Церковным собором 1656 г.

Нововведения Никона коснулись в основном церковных обрядов и затронули основ православной догматики и вероучения. Однако значительная часть верующих и духовенства их не приняла. Всякий отказ от давних обычаев воспринимался многие людьми как отступление от веры. Ревнители древних порядков и обрядов называли Никона антихристом, а себя старообрядцами. Духовным лидером старообрядчества стал Аввакум. Произошел раскол русской церкви. Власти пытались склонить его к принятию церковных реформ. Аввакум остался твердым ревнителем «старой веры». За это он был осужден Церковным собором, посажен в земляную яму, где его держали около 10 лет, а затем сожгли заживу «за великие на царский дом хулы» по приказу царя Федора Алексеевича в 1782 г. Государство организовало преследование старообрядцев: отправляла войска, сжигавшие дома старообрядцев вместе с запертыми в них людьми. Жестокие преследования старообрядцев прекратились лишь в конце 18 в. Тысячи старообрядцев вынуждены были бежать на окраины, преимущественно они уходили на север, скрывались в лесах. Крайней формой протеста были самосожжения – «гари». Сопротивление оказали и монахи Соловецкого монастыря (1668-1676) – восстание Соловецкого монастыря. Монахи обороняли монастырь от царских войск 8 лет. Предатель показал подземный ход в монастырь. Почти все монахи (440) были убиты ворвавшимися в монастырь военными, выжили 60.

Среди первых противников никоновской реформы стала боярыня Морозова. Она была сострадательной христианкой, помогала юродивым, нищим, сиротах. Аввакум стал ее духовным отцом, она способствовала распространению его идей, называя Аввакума истинным учителем Христа. Морозову заковали в кандалы и отправили в монастырь, стоически переносила все страдания, умерла в земляной тюрьме. В конце 19 в. Суриков написал картину «Боярыня Морозова».

Сам Никон, которого царь Алексей Михайлович называл своим «собинным )особенным) другом», стремился поставить свою духовную власть патриарха выше царской власти. Патриарх принял титул великого государя. Власть патриарха он сравнивал с Солнцем, а власть царя – с луной, лишь отражающей солнечный свет. Он считал, царская власть – земная, низшая, «священство» (духовная власть) – от самого Бога, а не от царей Все это неизбежно привело к конфликту с царем. Алексей Михайлович перестал посещать совершаемые Никоном службы и стал избегать встречи с ним. Чтобы оказать давление на царя (Никон думал, что царь не сможет править без его советов) Никон в 1658 г. объявил, что оставляет патриаршество и покидает Москву. Властолюбивый патриарх надеялся, что царь предложит продолжить Никону служение, вернет его в Москву. Но Алексей Михайлович воспользовался отсутствием Никона в Москве и в 1666 – 1667 гг. на Церковном соборе Никон был осужден, с него сняли сан патриарха. Никон был заключен в монастырскую теюрьму. Умер в 1682 г. Однако произведенные им реформы были сохранены.




Наши рекомендации