Последствия принятия христианства на Руси
- христианство цементировало семью, вводило новую мораль с гуманным отношением к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще;
— правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти - христианскую религию, а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывающегося феодального строя (княжеская власть – от Бога);
— идеологически закреплялось единство древнерусского государства; ускорение славянизации неславянских элементов в русском обществе, стабилизация системы иерархических общественных ценностей;
— Русь получила письменность и возможность прио6щения к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;
— расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;
Причины христианизации:
— потребность дальнейшего развития русского государства и общества, необходимость идеологического средства консолидации господствовавшего класса и распространения его власти на все общество Специфика процесса христианизации:
- медленный ход процесса христианизации вглубь; новая религия длительное время оставалась элитарной (языческие традиции сохранились до сих пор);
- культурный разрыв между высшими слоями и массой населения;
- принятие православия как наиболее зависимой от государства разновидности христианства после падения Византии привело к изоляции от католического мира Европы.
Причины феодальной раздробленности Киевской Руси
Натуральное хозяйство | Возможность независимого существования вотчин и крестьянских хозяйств |
Крупное феодальное землевладение | Превращение бояр в независимых правителей округи |
Неудачный порядок наследования великокняжеского киевского и удельных престолов | Власть передавалась не сыну, а старшему в роду; каждое княжество делилось между всеми сыновьями |
Рост городов, развитие ремесла и торговли при содействии местных князей | Укрепление и возвышение удельных княжеств, заинтересованность горожан в более близкой к ним власти, твердо отстаивающей местные интересы |
Постоянное привлечение соседей для решения споров по поводу власти | Усиливались вражда между князьями, ослабевала обороноспособность русских земель |
НО: Раздробленность никогда не была полной, т.к. 1)сохранялась власть великих киевских князей; 2)общерусская церковь сохраняла своё влияние; 3) в общерусском сознании всегда жила идея единения сил в борьбе с внешним врагом, сохранялся идеал князя – радетеля за Русскую землю |
Из «Слова о полку Игореве»: «Комони ржуть над Сулою – звенить слава въ Кыеве. Трубы трубять в Новеграде, стоять стязи в Путивле». Переведите с древнерусского на современный.
Основные черты феодального строя (порядка жизни):
1. Основные классы феодалы (светские и духовные) и зависимые крестьяне
2. Собственность на средства производства: у феодалов на землю, у крестьян на орудия труда, скот, жилище (землю брали в пользование у феодалов за оброк или барщину)
3. Государство защищало интересы феодалов
4. Феодал заставлял силой работать на себя крестьянина (внеэкономическая эксплуатация)
5. Господство натурального хозяйства. Причины: феодальные поборы и примитивные орудия труда
Особенности развития русских княжеств в период раздробленности
Южная Русь | Северная и Северо-Восточная Русь | |
Почва | Плодородный чернозем, степи | Суглинок, болота, первобытный лес |
Реки | Полноводные, как правило, притоки Днепра | Масса мелких, не имеющих общего центра |
Климат | Мягкий | Суровый |
Основные формы политического устройства удельной Руси
Республика | Абсолютная монархия | Ограниченная монархия |
Новгород, Псков | Галич, Волынь | Владимир, Суздаль |
Западные и восточные аналоги | ||
Генуя, Венеция | Золотая Орда | Византия |
Киевское княжество. Падение ведущей роли и былого могущества
1. Уход населения на север (перенаселенность княжества, набеги половцев)
2. Сокращение территории княжества (захваты киевских земель соседями)
3. Ослабление хозяйственного потенциала княжества (после крестовых походов была налажена связь с Востоком через Средиземное море; => перемещение торговых путей в Средиземноморье; =>падение транзитной торговли по пути «из варяг в греки»)