И помянул Б-г Рахель, и услышал ее Б-г, и отверз он утробу ее»
יִּזְכֹּר אֱלֹקִים אֶת רָחֵל וַיִּשְׁמַע אֵלֶיהָ אֱלֹקִים וַיִּפְתַּח אֶת רַחְמָהּ
РаШИ
помянул Б-г Рахель… - Вспомнил, как она передала приметы своей сестре и как страдала от мысли, что может достаться Эсаву, если Яков отошлет ее от себя из-за того, что она бездетна. И у нечестивого Эсава также возникла эта мысль, когда он услышал, что она бездетна.
После этого Рахель родила Йосефа.
ЯКОВ
ЗИЛПА
7. Гад גד «Пришло счастье ко мне…»
8. Ашер אשר «Благо мне…»
ЛЕЯ
1. Реувен ראובן «Увидел Г-сподь беды мои…»
2. Шимон שמעון «Услышал Г-сподь, что нелюбима я…» 3. Лейви לוי «Прильнет ко мне муж мой…»
4. Йегуда יהודה «Возблагодарю Б-га за 4 сына…»
9. Иссахар יססכר «Дал Б-г мне плату…»
10. Звулун זבולון «Дал мне Г-сподь добрый дар…» Дина דינה
РАХЕЛЬ
11. Йосеф יוסף «Убрал Г-сподь мой позор…»
12. Биньямин בנימין (Бен Они – сын моей бедности) сын юга.
БИЛА
5. Дан דן «Судил меня Б-г и дал мне сына…»
6. Нафтали נפתלי
«В схватке превозмогла сестру мою…»
Отъезд Якова с семьей; Преследуемый Лаваном…
Отдай моих жен и моих детей, за которых я служил тебе, и пойду я. Ведь ты знаешь службу мою, как я служил тебе»
תְּנָה אֶת נָשַׁי וְאֶת יְלָדַי אֲשֶׁר עָבַדְתִּי אֹתְךָ בָּהֵן וְאֵלֵכָה כִּי אַתָּה יָדַעְתָּ אֶת עֲבֹדָתִי אֲשֶׁר עֲבַדְתִּיךָ
РаШИ
отдай моих жен... - Я хочу уйти
только с твоего позволения.
В общей сложности Яков прожил у Лавана 20 лет. 7 лет работая за Рахель, потом еще 7 лет за нее же, и еще 6 лет заботясь о его скоте и имуществе. Перед отъездом Лаван и Яков решили поделить скот, но и тут Лаван снова проявил себя как отпетый мошенник.
Мидраш
Зная, что Лаван, не задумываясь, пойдет на любой обман, Яков решил на всякий случай предупредить его: "Отдели от стада всех крапчатых коз и темных овец, с тем чтобы потом ты не стал утверждать, будто скот, родившийся после нашего договора, был и раньше таким, а потому принадлежит тебе". Лаван разделил стадо и отдал своим сыновьям пестрых коз и темных овец. Однако он все-таки ухитрился нарушить обещание, забрав также всех белых овец и коз и оставив Якову лишь несколько слабых неродящих животных.
Ашем помог Якову. Он сделал так, что больные животные выздоровели и новые козы стали рождаться крапчатыми и пестрыми, а овцы — бурыми, в результате чего Яков приобрел большое стадо.
Тут же Лаван решил переделать договор. "Давай условимся иначе, — сказал он. — Все козы, которые родятся пестрыми, будут отныне мои, а полосатые — твои".
Яков согласился и на это предложение. Но с этого времени все животные стали появляться на свет полосатыми. Лаван не мог этого вынести и решил еще раз поменять условия договора, лишь бы не допустить, чтобы Яков остался в выигрыше. Ему пришлось проделать эту операцию сто раз. Сто раз они меняли договор, сто раз Лаван оказывался в проигрыше. Он даже пытался применить против Якова хорошо известные ему колдовские приемы, но Ашем охранял Якова.
Как Якову удалось руководить "окраской" скота? Почему каждый раз, когда меняли условия договора, наибольший приплод был именно среди тех овец, которые должны были принадлежать Якову? Дело в том, что ему явился во сне ангел Ашема и показал, что нужно сделать, чтобы овцы и козы рождались с теми признаками, которые ему нужны. Так произошло после того как Лаван убрал всех пестрых баранов, чтобы ягнята не рождались пестрыми. Но Яков перехитрил Лавана, используя прутья, с которых предварительно снял полоски коры: овцы смотрели на эти прутья — и у них рождались полосатые ягнята.
В конце концов, Яков необычайно разбогател. У него паслись уже сотни тысяч голов скота, и он мог приобрести все, что ему было нужно.
И все-таки почему Яков оказался в таком положении, когда ему приходилось прилагать усилия, чтобы перехитрить обманщика Лавана? Ашем предвидел, что потомки Якова будут изгнаны из Эрец Исраэль за свои грехи. Поэтому, для того чтобы они выдержали изгнание и вышли из него окрепшими, необходимо было заложить в них способность противостоять трудностям.
После всего этого, Всев-ний открывается Якову и приказывает покинуть дом Лавана, но Яков решается на скорый отъезд только после совета со своими женами.
И отвечала Рахель и Леа, и сказали они ему: Ужели еще для нас доля и удел в доме отца нашего?»
וַתַּעַן רָחֵל וְלֵאָה וַתֹּאמַרְנָה לוֹ הַעוֹד לָנוּ חֵלֶק וְנַחֲלָה בְּבֵית אָבִינוּ
РаШИ
ужели еще для нас… - Для чего нам удерживать тебя, препятствуя возвращению? Разве мы можем надеяться получить в наследство что-либо из владений нашего отца вместе с сыновьями?
Разве не чужими считаемся у него, что продал он нас? И он издерживал серебро наше»
הֲלוֹא נָכְרִיּוֹת נֶחְשַׁבְנוּ לוֹ כִּי מְכָרָנוּ וַיֹּאכַל גַּם אָכוֹל אֶת כַּסְפֵּנוּ
РаШИ
разве не чужими считаемся у него… - Даже когда у людей принято давать дочерям приданое, - при выходе замуж, - он поступил с нами как с чужими, ибо он продал нас тебе, дал в уплату за твой труд.
серебро наше… - Т. к. он задерживал у себя плату за твой труд.