И было: когда услышал Лаван весть о Якове, сыне сестры своей, выбежал он ему навстречу, и обнял его, и поцеловал его, и ввел его в свой дом. И рассказал он Лавану обо всех событиях этих»
וַיְהִי כִשְׁמֹעַ לָבָן אֶת שֵׁמַע יַעֲקֹב בֶּן אֲחֹתוֹ וַיָּרָץ לִקְרָאתוֹ וַיְחַבֶּק לוֹ וַיְנַשֶּׁק לוֹ וַיְבִיאֵהוּ אֶל בֵּיתוֹ וַיְסַפֵּר לְלָבָן אֵת כָּל הַדְּבָרִים הָאֵלֶּה
РаШИ
выбежал он ему навстречу… - Думая, что деньгами он гружен, ведь слуга из того дома пришел сюда с десятью верблюдами навьюченными.
и обнял… - Не видя при нем ничего, подумал: "Быть может, он принес с собой золотые монеты, и они у него на груди?".
и поцеловал его… - Подумал: "Быть может, он принес с собой жемчуг, и он у него во рту?".
и рассказал Лавану… - Как он вынужден был бежать сюда из-за брата своего и как у него отняли все бывшие при нем деньги.
А у Лавана две дочери, имя старшей - Леа, а имя младшей – Рахель»
וּלְלָבָן שְׁתֵּי בָנוֹת שֵׁם הַגְּדֹלָה לֵאָה וְשֵׁם הַקְּטַנָּה רָחֵל
И глаза у Леи слабы, а Рахель была хороша обликом и хороша видом»
וְעֵינֵי לֵאָה רַכּוֹת וְרָחֵל הָיְתָה יְפַת תֹּאַר וִיפַת מַרְאֶה
РаШИ
Слабы… - Полагая, что достанется Эсаву, она плакала. Потому что все говорили: "У Ривки два сына, а у Лавана две дочери. Старшая для старшего, младшая для младшего".
И полюбил Йааков Рахель, и сказал он: Буду служить тебе семь лет за Рахель, твою дочь младшую»
וַיֶּאֱהַב יַעֲקֹב אֶת רָחֵל וַיֹּאמֶר אֶעֱבָדְךָ שֶׁבַע שָׁנִים בְּרָחֵל בִּתְּךָ הַקְּטַנָּה
РаШИ
за Рахель, твою дочь младшую… - Для чего все эти отличительные признаки? Зная, что Лаван обманщик, сказал ему: "Буду служить тебе за Рахель". А чтобы ты не сказал, что в виду имели какую-то другую Рахель, прибавлено "твою дочь". А чтобы ты не вздумал переименовать Лею и назвать ее Рахелью, сказано: "младшую". Но как бы то ни было, ничего не помогло, ибо вопреки всему Лаван его обманул.
Семь лет работы за Рехель, из-за любви Якова к ней, пролетели как несколько дней. Яков потребовал от Лавана выполнения договора. Слова, которые Яков говорит Лавану: «…исполнились дни мои…», РаШИ комментирует, как срок, о котором они договаривались и как возраст самого Якова. Ему уже исполнилось 84 года, а ему еще предстояло стать отцом 12 колен.
Лаван был хитрецом и обманщиком, он прекрасно понимал, насколько изменилось материальное положение его и жителей Харана с приездом Якова. Колодцы опять наполнились водой, земля снова давала урожай. Лаван будучи невероятно жадным и властным человеком, был готов на любые жертвы ради сохранения своего имущества, даже счастьем своих дочерей. Мидраш рассказывает, что он организовал свадьбу в полной темноте, взяв в сообщники всех жителей Харана и объяснив это особенностями их традиций. Яков знал с кем имел дело, поэтому он условился с Рахель об определенных знаках, которые должны были помочь им узнать друг друга. Услышав, под хупой, ожидаемые ответы, он успокоился. Как могла Лея знать ответы на вопросы, которые были известны только Рахели? Дело в том, что Рахель, узнав о коварном замысле отца, решила не допустить публичного позора своей старшей сестры. Рахель открыла сестре ответы на те вопросы, которые та должна будет услышать от своего жениха под свадебным балдахином. Яков не обнаружил обмана до следующего утра.
Почему Ашем позволил Лавану осуществить этот жестокий план в отношении Якова? Дав Якову в жены Лею, Ашем хотел вознаградить ее за то, что она много лет умоляла Его дать ей в мужья праведника.
На претензии Якова, Лаван только и ответил, что таков обычай их мест, младшая дочь не должна выйти замуж раньше старшей. Ровно через неделю, после шева брахот, Яков женился на Рахель, но ему пришлось отработать за нее еще семь лет. Таким образом, коварный план Лавана, задержать Якова как можно дольше в Харане, сработал.
И вошел он также к Рахели, и любил он также и Рахель, больше, чем Лею. И служил он у него еще семь лет других»
וַיָּבֹא גַּם אֶל רָחֵל וַיֶּאֱהַב גַּם אֶת רָחֵל מִלֵּאָה וַיַּעֲבֹד עִמּוֹ עוֹד שֶׁבַע שָׁנִים אֲחֵרוֹת
РаШИ
еще семь лет других… - Эти "другие" сравниваются с "первыми" с предыдущими семью годами. Как первые семь лет он верно служил Лавану, так и последующие семь лет служил верно, хотя тот ввел его в обман.
Выдавая своих дочерей замуж, Лаван дал им служанок (которые, согласно некоторым комментариям, тоже были его дочерьми, но от наложниц), Лее – Зилпу, а Рахель – Билу, которые в последствии тоже станут его женами.
ЯКОВ
ЗИЛПА ЛЕЯ РАХЕЛЬ БИЛА
Из сихот Любавического Ребе:
Нам сообщается, что Яков женился и на Лее, и на Рахели, которые были дочерьми Лавана. Из традиции известно, что наши праотцы соблюдали всю Тору, несмотря на то, что она еще не была дана. Как же мог Яков жениться на сестрах, если в книге Ваикра (18:18) сказано: “и жены к сестре ее не бери”, то есть человек не может при живой жене жениться на ее сестре.
Существуют споры относительно того, какие законы взялись исполнять наши праотцы, приняв на себя обязанность соблюдать Тору: только ли более строгие по сравнению с уже имеющимися тогда законами сыновей Ноаха или еще и более мягкие?
Авраам, Ицхак и Яков соблюдали Тору. Но, то было лишь добровольно взятое на себя устрожение. Обвинения, которое Яков бросает Лавану: "Почему ты обманул меня?" (Брейшит, 29:25). И Лаван пытается оправдываться, обнаруживая свое согласие с тем, что обман является грехом. Теперь мы можем понять, чем, кроме любви, был движим Яков, стремясь жениться на Рахели: он обещал на ней жениться и даже договорился о знаках, которые она должна была подать в ночь их свадьбы. Не жениться на ней после того, как в результате подлога Яков женился на Лее, было равносильно обману, что явилось бы куда более серьезным нарушением по сравнению с взятым добровольно обязательством не жениться на сестре жены.
Мораль, которую мы можем отсюда извлечь, состоит в том, что когда человек хочет взять на себя больше, чем от него требует Б-г, он должен сначала полностью удостовериться, что не делает этого за счет других. В самом деле, драгоценность Авраама в глазах Всевышнего проистекала не из того, что он стал соблюдать Тору еще до ее дарования, но скорее, как пишет Раши: "Из-за того, что Я знаю его, Я высоко ценю его, потому, что он заповедует своим детям и всему дому после себя держаться путей Всевышнего, творить добро и справедливость". Добровольно взятая задача совершенствования своей личности не должна решаться за счет другого (ни в материальном, ни в духовном смысле). Если один еврей ничего не знает о своем наследии и нуждается, образно говоря, в духовной милостыне, тот, кто в состоянии ему помочь, не может сказать: "Лучше я потрачу время на самосовершенствование". Человек должен честно ответить себе на вопрос: "Стоят ли эти дополнительные улучшения во мне того, чтобы другой еврей оставался лишенным основ своей веры?" И тогда ему станет понятна та высшая правда, которая лежала в основе женитьбы Яакова на Рахели, а именно, что забота о других перевешивает соображения самосовершенствования, идущие за пределы данного Б-гом закона.