Предмет, цели и задачи курса истории МЭ и МЭО.
Предмет, цели и задачи курса истории МЭ и МЭО.
Предметом изучения курса «История мировой экономики и международных экономических отношений» является становление и развитие мирового хозяйства и эволюция международных экономических отношений.
Цель преподавания дисциплины – изучение формирования и этапов развития мировой экономики, разнообразных форм международных экономических связей, образования и деятельности международных экономических организаций и институтов.
Задачи курса:
1) выявление главных тенденций развития мирового хозяйства в разные исторические периоды;определение характерных черт и особенностей экономического развития регионов и стран на разных этапах мировой истории;
2) изучение мирового практического опыта становления и развития международных экономических связей;
3) исследование этапов формирования и развития мирового рынка;
4) изучение становления и этапов эволюции международных торговых и валютно-финансовых отношений, создания и деятельности международных экономических организаций, внешнеэкономической политики государств;
5) анализ развития различных форм регионального и мирового экономического сотрудничества.
Знание закономерностей развития мирового хозяйства, эволюции форм мирохозяйственных связей, причины лидерства одних стран и отставания других современному экономисты просто необходимы. Только на основе осмысления накопленного исторического опыта возможно прогнозирование мировых экономических процессов.
Курс истории мировой экономики и международных экономических отношений позволяет глубже понять закономерности и особенности экономического развития и взаимодействия стран и регионов, проанализировать этапы становления мирохозяйственных связей, выявить характерные черты интеграционных процессов в современном мире, понять необходимость взаимодействия государств, возможные способы международного решения глобальных экономических проблем.
Предлагаемый курс построен с учетом принятой в историко-экономической литературе периодизации. В ее основу положен принцип смены способов производства, распределения и потребления материальных благ, развитие производительных сил и производственных отношений. Этот подход хотя и не является совершенным, но он достаточно удобен для понимания особенностей становления и развития мировой экономики, эволюции международных экономических отношений на разных этапах истории.
Пром.переворот США
Промышленный переворот в США начался в первом десятилетии ХIX в. на северо-востоке США в хлопчатобумажном производстве. Он характеризовался следующими особенностями. Во-первых, неравномерностью завершения по всей территории страны. В южных штатах он завершился только в период Реконструкции Юга (1865-1877 гг). Во-вторых, использованием квалифицированной наемной рабочей силы из Европы. В-третьих, наличием огромных природных ресурсов и емкого внутреннего рынка обладающего огромным потенциалом потребительского спроса. В-четвертых, созданием фабричной системы с полным производственным циклом в одном помещении. Она была внедрена на хлопчатобумажной фабрике Лоуэлла, построенной в 1819 г. В-пятых, широким привлечением иностранного капитала, в основном английского, для развития промышленности. В-шестых, внедрением значительного количества технических новшеств и изобретений важнейшими из которых были изобретение парохода Фултоном (1807 г.), жатки (1836 г.).ротационной типографской машины (1846 г.), электровоза (1851 г.), турбины (1844 г.) и т.п. В-седьмых, самыми высокими в мире темпами железнодорожного строительства. Первая железная дорога Балтимор-Огайо была построена в 1830 г., в дальнейшем протяженность железных дорог в США удваивалась каждые пять лет. Темпы экономического развития позволили США выйти на лидирующие позиции в мире в 90-е гг. XIX в.
Пром переворот Фрвнция.
Промышленный переворот во Франции начался в 1815-1830-е гг. и завершился в 1850-60-е гг. До 50-х гг. ХIXв. развивались отрасли легкой, главным образом текстильной промышленности. В период 1850-60-х гг. фабричное производство охватило отрасли тяжелой промышленности -горнодобывающей, металлургической, химической, машиностроения. Вместе с тем особенностями структуры промышленности во Франции после индустриализации было наличие огромного количества мелких предприятий и мастерских мануфактурного типа. Они производили дорогостоящую продукцию на заказ, которая пользовалась неизменным спросом на международном рынке-предметы роскоши, парфюмерии, дорогой мебели, украшения.
Во Франции, как и в других странах, вместе с ростом промышленности началось строительство железных дорог. Первая железная дорога между Сент-Этьеном и Лионом была построена в 1832 г. Железные дороги строились при поддержке государства, в 1844 г. был принят специальный закон о поощрении железнодорожного строительства, держателям акций железнодорожных компаний гарантировалась прибыль в 4%. Намного большую роль в развитии экономики Франции сыграли кредитные и банковские учреждения. Среди них наиболее известными были «Генеральное общество». «Национальная учетная контора», «Лионский кредит», «КредиМобилье». В середине XIX в. по уровню экономического развития Франция относилась к числу наиболее развитых стран мира, занимая второе место после Великобритании по объему промышленного производства.
Пром. Рев Германия
В Германии промышленный переворот осуществлялся в несколько этапов, начиная с 30-х гг. XIX в. до 70-х гг. XIX в.. Германская промышленность, в особенности горнодобывающая, машиностроительная, химическая развивалась очень динамично. За 1850-1870-егг. продукция тяжелой промышленности возросла более чем в 3 раза, ведущих отраслей - в 5-7 раз. Более поздняя индустриализация имела свои преимущества, поскольку в Германии создавались крупные предприятия, оснащенные новейшим оборудованием. Важнейшим фактором, стимулирующим экономическое развитие, было объединение страны в 1871 г., которое расширило внутренний рынок, а также высокие темпы железнодорожного строительства.
24.. Гегемония Великобритании на мировом рынке.
Более раннее завершение промышленного переворота и колониальная монополия создали возможность для укрепления позиций Великобритании в мировом хозяйстве.. 1850-1860-е годы характеризовались безусловным преобладанием Великобритании в мировой экономике. В Англии работали предприятия с числом занятых свыше 10 тыс. человек. Англия занимала первое место в мире по темпам и объему промышленного производства, причем особенно значительным был рост в тяжелой промышленности. По мощности паровых двигателей Англия опережала Германию более чем в 1,5 раза, а Францию - в 2 раза. В 1850-1870-е гг. выплавка чугуна в Англии возросла вдвое и составила половину мирового производства. С середины 50-х гг. ХIХ в. увеличилось производство стали, что способствовало общему росту промышленной Динамично развивались металлообрабатывающая, металлургическая, машиностроительная и текстильная отрасли.
В 1850-60-е гг. Англия превратилась в «мастерскую мира», она производила наиболее качественные и дешевые товары. Снижению цен способствовали высокая степень эксплуатации женского и детского труда, наличие единого национального рынка, отсутствие внутренних торговых пошлин. Быстрыми темпами развивалась текстильная промышленность. В середине ХIX в. в Англии насчитывалось свыше 2 000 хлопчатобумажных фабрик, на которых работали 370 000 ткацких станков. В 1860 г. Великобритания потребляла на своих фабриках столько же хлопка сколько все остальные страны мира, вместе взятые.
Укреплению господствовавшего положения Англии в мировой экономике способствовала гибкая экономическая политика правительства. В конце 1840-х гг. Англия переходит к политике свободной торговли - фритредерства. Были снижены импортные пошлины на хлеб и сырье и отменены экспортные пошлины на английские товары. Не опасаясь иностранной конкуренции на внутреннем рынке, Англия использовала политику свободной торговли в качестве орудия внешнеэкономической экспансии. Фритредерство закрепило позиции Англии в мировой торговле. Преобладание Англии в мировой экономике обусловливалось еще одним важным фактором - она обладала огромной колониальной империей. В середине ХIХ в. колониальная империя Великобритании охватывала территорию свыше 2 млн.кв. км с населением 100 млн. человек. В 1849г. было завершено завоевание Индии, Австралии и Новой Зеландии.
Большое значение в торговой гегемонии Англии сыграл ее торговый флот, опиравшийся на защиту ее военного флота. Океанские перевозки Великобритании составляли 75% всей мировой торговли. В период с 1830 по 1870 г. водоизмещение английского торгового флота увеличивалось на 50% каждые 10 лет, тоннаж английского торгового флота составлял половину мирового торгового флота.
Промышленное и торговое преобладание Великобритании в мировом хозяйстве стали основой для укрепления ее финансового могущества. В начале ХIX в. Лондон опередил Амстердам, Гамбург и Париж и стал ведущим финансовым центром Европы и мира.
Основная масса Британских иностранных.находилась в Европе и Латинской Америке. Инвестиции направлялись также в строительство каналов и железных дорог в США
Таким образом, в 50-60-е гг. XIX в. Великобритания становится лидирующей страной в мировом капиталистическом хозяйстве. Ее господство основывалось на промышленной и колониальной гегемонии, Лондон становится центром международной торговли и финансов.
Проблемы международного кредитования и международной задолженности. Планы Дауэса и Юнга.
Первая мировая война оказала разрушительное воздействие на структуру и характер системы международного кредитования и заимствования. Она создала проблему новых международных долгов в виде военных займов и репараций.
США стали кредитором Западной Европы сумма их долгосрочных кредитов составляла 3,3 млрд. долларов, в то время как до войны они были должником европейских государств примерно на ту же сумму.
Проблема долгов была тесно связана с проблемой репараций Германии и других стран германского блока.поскольку европейские государства рассматривали репарационные платежи как источник выплаты своих долгов США.
В январе 1923 г. франко-бельгийские войска оккупировали Рурскую область Германии в качестве санкций за невыполнение ею репарационных обязательств. (В 1919-1923 г. ею было выплачено репарационных платежей на сумму 8 млрд. золотых марок.)
Последствиями оккупации для Германии стали острый экономический кризис, вызванный отторжением крупного промышленного района, сокращение промышленного производства, гиперинфляция.
Осенью 1923 г. экономический кризис в стране создал угрозу социалистической революции.
Международное решение проблемы репараций было найдено комитетом экспертов во главе вамериканским банкиром Чарльзом Дауэсом, который предложил план стабилизации восстановления германской валюты, стабилизации экономики и пересмотра репарационной проблемы. Этот план получил название «Плана Дауэса».
План Дауэса был утвержден в августе 1924 г. Лондонской репарационной конференцией держав-победительниц в первой мировой войне и Германии.
Он предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долларов, в том числе 110 млн. долларов американскими банками для стабилизации германкой марки. План устанавливал размеры платежей Германии на первые 5 лет по 1-1,75 млрд. марок в год, в последующие годы - по 2,5 млрд. марок в год.
С целью стабилизации валюты в 1924 г. была проведена денежная реформа: новая рейхсмарка обменивалась в соотношении 1: 1 трлн. старых. Был введен золотодевизный стандарт: новаярейхсмарка обеспечивалась на 40% золотом и иностранной валютой «План Дауэса» представлял собой в 1922-1924 гг. первую попытку коммерциализации вопроса о репарациях и связанной с ним проблему международной задолженности.
В межвоенный период США заняли место Европы как основного инвестора. Американское кредитование в 20-е годы с 7, 000 млн. долларов в 1919 г. до 17,000 в 1930 г. Инвестирование Великобритании и Франции не достигло довоенного уровня. Зарубежные инвестиции этих трех государств составили в 1929 г. свыше 3 /4 всех мировых инвестиций.
Характерной чертой международной инвестиционной деятельности было заимствование широкое европейских стран - Австрии, Болгарии, Чехословакии, Греции, Венгрии, Польши и Румыния. В других регионах крупными заемщиками капитала были Аргентина и Австралия, а в 1925-1929 гг. - Южно-Африканский Союз
В 1929-1930 гг. в связи с началом «Великой депрессии» по инициативе американского банковского капитала был принят новый репарационный план для Германии, получивший название плана Юнга.
План Юнга 1929 –1930 гг. , определенно преследовавший цель коммерциализации германских репараций, оценивал номинальную цифру платежей в 37 млрд. марок или примерно в 9 млрд. долларов. Выплаты должны были продолжаться до 1988 г. и составить к этому времени, включая проценты, 121 млрд. марок, или свыше 29 млрд. долларов. Сокращались поставки натурой, часть репараций предназначалась для погашения межсоюзных долгов. План Юнга предусматривал досрочное прекращение оккупации Рейнской области. Был создан Банк Международных расчетов (БМР) в Базеле. В связи с началом»Великой депрессии» в 1931 г. был принят мораторий Гувера ,который предусматривал приостановление выплат по Германским репарациям. В 1932 г. на Лозаннской конференции было принято решение об уменьшение всех выплат.
По подсчетам репарационной комиссии, Германия заплатила 21,8 млрд. марок, или более 5 млрд. долларов,.
Таким образом в межвоенный период международная система кредитования и заимствования значительно усложнилась, финансовыми органами ведущих стран были предприняты попытки урегулирования сложных проблем репараций и межсоюзных военных долгов, которые обременяли международный рынок капиталов, что отчетливо проявилось во время мирового экономического кризиса.
Предмет, цели и задачи курса истории МЭ и МЭО.
Предметом изучения курса «История мировой экономики и международных экономических отношений» является становление и развитие мирового хозяйства и эволюция международных экономических отношений.
Цель преподавания дисциплины – изучение формирования и этапов развития мировой экономики, разнообразных форм международных экономических связей, образования и деятельности международных экономических организаций и институтов.
Задачи курса:
1) выявление главных тенденций развития мирового хозяйства в разные исторические периоды;определение характерных черт и особенностей экономического развития регионов и стран на разных этапах мировой истории;
2) изучение мирового практического опыта становления и развития международных экономических связей;
3) исследование этапов формирования и развития мирового рынка;
4) изучение становления и этапов эволюции международных торговых и валютно-финансовых отношений, создания и деятельности международных экономических организаций, внешнеэкономической политики государств;
5) анализ развития различных форм регионального и мирового экономического сотрудничества.
Знание закономерностей развития мирового хозяйства, эволюции форм мирохозяйственных связей, причины лидерства одних стран и отставания других современному экономисты просто необходимы. Только на основе осмысления накопленного исторического опыта возможно прогнозирование мировых экономических процессов.
Курс истории мировой экономики и международных экономических отношений позволяет глубже понять закономерности и особенности экономического развития и взаимодействия стран и регионов, проанализировать этапы становления мирохозяйственных связей, выявить характерные черты интеграционных процессов в современном мире, понять необходимость взаимодействия государств, возможные способы международного решения глобальных экономических проблем.
Предлагаемый курс построен с учетом принятой в историко-экономической литературе периодизации. В ее основу положен принцип смены способов производства, распределения и потребления материальных благ, развитие производительных сил и производственных отношений. Этот подход хотя и не является совершенным, но он достаточно удобен для понимания особенностей становления и развития мировой экономики, эволюции международных экономических отношений на разных этапах истории.