Тема 1. Сущность, роль и функции оптовой торговли. Оптовые торговые структуры

В условиях рынка оптовая торговля обеспечивает потребности, обусловленные различиями товарного обмена, и организует движение товаров в сфере обращения, необходимое ввиду неравномерного развития производства и потребления по периодам года и регионам.

Значение оптовой торговли:

- обеспечивает взаимосвязь между партнерами по поставкам продукции и нахождению каналов сбыта;

- регулирует уровень общественно необходимых затрат через ценообразование;

- обеспечивает рациональное функционирование и структурные изменения хозяйственных систем;

- трансформирует производственный ассортимент в торговый;

- формирует товарные запасы;

- обеспечивает хранение и доработку товаров, их фасовку и упаковку;

- финансирует производителя и розничные предприятия;

Оптовые посредники выполняют специальные функции распределения:

операционные – включают процессы закупки товаров, перепродажи и риска, обусловленного хранением товара;

логистические – включают комплектацию товаров, хранение, представление покупателям и доставку потребителям;

обеспечивающие – создают условия для информационного обеспечения рынка маркетинговых коммуникаций и кредитования коммерческих операций;

Распределительная функция дополняется целым рядом других важных функций:

- формирования ассортимента;

- преодоления разрыва во времени;

- преодоления пространственного разрыва;

- формирования запасов;

- гарантирования качества;

- выравнивания цен;

- финансирования;

- исследования и освоения рынка;

- хранения на складе.

Факторы эффективной деятельности предприятий оптовой торговли: надежность, стабильность, оперативность и экономичность поставок.

Развитие оптового торгового звена предусматривает обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций. Типы оптовых организаций:

федерального (общенационального) уровня;

регионального (внутрирегионального) уровня.

Виды оптовых предприятий:

- специализирующиеся на оптовой торговле, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;

- посреднические оптовые структуры, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т.п.);

- организаторы оптового оборота, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки)

Тема 2. Товарные склады, их устройство и планировка

Основными функциями складов являются:

- получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;

- накопление товарных запасов и обеспечение надлежащих условий хранения;

- подсортировка и подготовка товаров к продаже;

- комплектование заказов оптовых покупателей;

- товароснабжение розничной торговой сети.

Классификацию складов можно провести по многочисленным признакам, в том числе в зависимости от характера выполняемых функций, устройства складов, по ассортименту, с учетом создаваемых режимов хранения, этажности и высоты складских помещений, степени механизации технологических процессов и т.д.

В основу рациональной организации складского технологического процесса положены следующие важнейшие принципы: планомерность и ритмичность; рациональная организация товарного потока; эффективное использование средств труда; механизация и автоматизация складских операций; полная сохранность свойств товаров.

Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров зависит от места приемки и вида груза, вида транспортного средства, которым товары доставлены на склад.

Организация и технология размещения, укладки и хранения товаров на складе во многом определяются разработкой рациональной схемы размещения товаров, выбором оптимальных способов их укладки, созданием необходимых режимов хранения товаров, организацией повседневного наблюдения и ухода за ними.

Организация и технология отпуска товаров со склада тесно связана со способами отборки товаров с мест хранения, механизацией и автоматизацией процессов комплектования заказов покупателей.

Наши рекомендации