Культура западной европы в 14-15 вв.

Культура средневековья — неотторжимая и закономерная часть общемирового культурного развития, обладающая в то же время своим глубоко самобытным содержанием и оригинальным обликом.

ХI-ХIV века станут временем, когда средневековая культура обретет свои классические формы.

Философия.В XIV в. ортодоксальная схоластика, утверждавшая возможность примирения разума и веры на основании подчинения первого откровению, была подвергнута критике со стороны радикально настроенных философов (Дунс Скот и Уильям Оккам), отстаивавших позиции номинализма. Дунс Скот, а затем Оккам и его ученики требовали решительного разграничения сфер веры и разума, теологии и философии. Оккам говорил о вечности движения и времени, о бесконечности Вселенной, развивал учение об опыте как фундаменте и источнике познания. Оккамизм был осужден церковью, книги Оккама были сожжены.

Борьба церкви с оккамизмом способствовала развитию и распространению в XV в. другого его направления — формально-логического, в изучение знаков-«терминов» как самостоятельных логических категорий.

Крупнейшим мыслителем, повлиявшим на становление натурфилософии Возрождения, был Николай Кузанский (1401—1464), из Германии. Он попытался выработать универсальное осмысление начал мира и устройства Вселенной, основанных на диалектико-пантеистической интерпретации. Николай Кузанский настаивал на обособлении предмета рационального познания (изучения природы) от богословия.

Обучение в школах на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Религиозное по содержанию, по форме образование носило словесно-риторический характер. Зачатки математики и естественных наук излагались отрывочно, описательно. Центрами обучения навыкам ремесла в XII в. становятся цехи.

Университет обладал юридической, административной, финансовой автономией. Внешняя независимость сочеталась со строгой регламентацией и дисциплиной внутренней жизни. Университет подразделялся на факультеты. Младшим факультетом, обязательным, был артистический (от лат. artes— искусства), на котором в полном объеме изучались «семь свободных искусств», затем шли юридический, медицинский, богословский (последний существовал не во всех университетах). Крупнейшим университетом был Парижский.

В XIV—XV вв. география университетов расширяется. Получают развитие коллегии (отсюда — колледжи). Первоначально так назывались общежития студентов, но постепенно коллегии превращаются в центры занятий, лекций, диспутов. Основанная в 1257 г. духовником французского короля Робером де Сорбон коллегия, названная Сорбонной, постепенно разрослась и так укрепила свой авторитет, что по ее имени стал называться весь Парижский университет.

Университеты ускорили процесс складывания светской интеллигенции. к концу XV в. все большее число студентов, преподавателей (магистров) и профессоров составляют выходцы из привилегированных слоев общества.

В XII—XV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

Книга и лит-ра. С развитием школ и университетов расширяется спрос на книгу. Сначала она была предметом роскоши, ручной работы. С XIV в. в производстве книг начинает широко применяться бумага (книгопечатание в 40-х годах XV в немецким мастером Иоганн Гутенберг).

В XIV—XV вв. появляются довольно многочисленные описания различных земель, сделанные путешественниками, совершенствуются карты, составляются географические атласы. Все это имело немаловажное значение для подготовки ВГО.

В XIV в. сюжеты книг становились фантастичнее и неправдоподобнее, усиливались религиозные мотивы. Попытка возродить рыцарский роман с его героическим пафосом принадлежит английскому дворянину Томасу Мэлори («Смерть Артура» является выдающимся памятником английской прозы XV в.)

Развитие городской литературы в XIV—XV вв. - рост социального самосознания бюргерства. Городская поэзия (Франсуа Вийона), драма и возникшая в тот период прозаическая новелла (Эсташа Дюшена и Алена Шартье).

Очень популярными становятся творческие соревнования мейстерзингеров, проходившие во многих городах Германии.

Театр. К XIII в. зарождение городского театрального искусства. Церковные мистерии под влиянием новых веяний, связанных с развитием городов, становятся более яркими, карнавальными. В них проникают светские элементы. Сюжеты заимствованы из жизни («Игра о Робене и Марион» (XIII в.), бесхитростная история юных пастушка и пастушки). Представления разыгрывались прямо на городских площадях, в них принимали участие присутствующие горожане.

В XIV—XV вв. широкое распространение получили фарсы — юмористические сцены, в которых реалистически изображался быт горожан. Организация больших театрализованных представлений — мистерий — переходит от клириков к ремесленным цехам и торговым корпорациям. XIV—XV века — время расцвета средневековой гражданской архитектуры. Для богатых горожан сооружаются большие красивые дома. Замки феодалов тоже становятся более комфортабельными, постепенно утрачивая значение военных крепостей и превращаясь в загородные резиденции. Преображаются интерьеры замков, их украшают коврами, предметами прикладного искусства, изысканной утварью. Развивается ювелирное искусство, производство предметов роскоши. Более разнообразной, богатой и яркой становится одежда не только знати, но и состоятельных горожан.

Зов наступающей эпохи ощущается и в творчестве других писателей и поэтов XIV в. (Хуан Мануэль «Граф Луканор», Боккаччо «Декамерон»). «Кентеберийские рассказы» поэта Джеффри Чосера (1340—1400).

О новых веяниях в городской литературе, отразившей устремления народа к равенству, его бунтарский дух, свидетельствует та значимость, которую приобретает в ней фигура крестьянина. ( «Крестьянин Гельмбрехт», Вернер Садовник в кон. XIII в. , XIV в. Уильям Ленгленда «Видение Уильяма о Петре-Пахаре»).

В XIV—XV вв. происходят большие перемены в народной культуре и ментальности Западной Европы. По мере все большей секуляризации общества утверждается его стремление к освобождению от церковной опеки. Распространяется магия, демономания, ведовство, идеи аскетизма, самоистязания. Этим идеям соответствуют в литературе и искусстве образы колеса Фортуны, хоровода смерти, влекущего к гибели представителей всех сословий.

Такие сдвиги в мироощущении общества отразились и в том, что в образе христианского Бога снова начинают преобладать черты гневного и грозного Судии, карающего грешников. Одним из главных персонажей карнавалов и мистерий становится Смерть.

Важной чертой духовной жизни XIV—XV вв. были рост и укрепление национального самосознания народов Европы и возникновение новых представлений об обществе, закрепляются такие понятия, как граница, народ-нация. Более глубоким и личным становится чувство патриотизма.

В отличие от Италии, где в XIV-XV вв. развивалась культура Возрождения, в других странах Европы, хотя и сказывалось ее влияние, но все еще преобладали черты средневекового типа культуры, средневековой ментальности.

В XIV—XV вв. в архитектуре –готический стиль («пламенеющая» -изощренность в конструкциях, чрезмерная изысканность в убранстве, особая экспрессия скульптур).

Готическая скульптура. Человеческие страдания, очищение и возвышение через них (изображениие страданий распятого Христа, Бога, подавленного своим творением и скорбящего о нем). Исполнены характерности скульптуры Наумбургского собора в Германии, полна живой прелести статуя маркграфини Уты, статуи собора Парижской богоматери.

В конце XIV — начале XV в. одним из крупнейших европейских художественных центров становится Бургундия. Придворным мастером герцога Филиппа Смелого был выдающийся скульптор, выходец из Нидерландов, Клаус Слютер. Вершина его творчества — «Колодец пророков» в Дижоне.

Живопись в готических соборах -роспись алтарей. Однако подлинными галереями крошечных картин являются средневековые рукописи с их красочными и изысканными миниатюрами. В XIV в. во Франции и Англии появляется станковый портрет, развивается светская монументальная живопись.

В областях Испании -мавританское искусство. (ансамбль Альгамбра в Гранаде).

Крайний аскетизм и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистическая экзальтация и логический рационализм, устремленность к абсолюту и страстная любовь к вещной стороне бытия причудливо соединяются в ней. При всем разнообразии средневековая культура, исполненная внутренних противоречий, образует ансамбль, идейную, духовную и художественную целостность.


Наши рекомендации