Культура западной европы в 12-13 вв.
Культура западноевропейского средневековья охватывает более чем двенадцативековой отрезок трудного, чрезвычайно сложного пути, пройденного народами этого региона. В эту эпоху были существенно раздвинуты горизонты европейской культуры, сформировалось историко-культурное единство Европы при всей неоднородности процессов в отдельных ее частях, образовались жизнеспособные нации и государства, сложились современные европейские языки, были созданы произведения, обогатившие историю мировой культуры, достигнуты значительные научные и технические успехи. Культура средневековья — неотторжимая и закономерная часть общемирового культурного развития, обладающая в то же время своим глубоко самобытным содержанием и оригинальным обликом.
Мировоззрение. Теология, схоластика, мистика.Христианство являлось идейным стержнем культуры и всей духовной жизни средних веков.
Средневековая философия, как и вся культура феодальной Западной Европы, еще с первых этапов своего развития обнаруживает тяготение к универсализму.
XII столетие век «средневекового гуманизма».
Характерно: 1) рост интереса к античному наследию, 2) упрочение рационализма, 3) возникновение европейской светской литературы, 4) индивидуализация веры; 5) зарождается особая культура поднимающихся городов.
В XII в. сопротивление авторитету церкви (Петр Абеляр (1079—1142), которого современники называли «самым блестящим умом своего века»). Абеляр рационализировал отношение веры и разума, поставив обязательным предварительным условием веры понимание. В своем сочинении «Да и нет» Абеляр развил методы диалектики, чем значительно продвинул схоластику вперед, был сторонником концептуализма.
Противником Абеляра был Бернард Клервоский - один из наиболее ярких представителей средневековой мистики. Сущность столкновения между Абеляром и Бернардом Клервоским в том, что Абеляр воплощал в себе оппозицию авторитету церкви, а Бернард выступал как ее защитник и крупнейший деятель, как апологет церковной организации и дисциплины.
В XII в. мистицизм получил широкое распространение: экзальтированное тяготение к Богу-искупителю, пределом мистической медитации было слияние человека с творцом.
В философии нарастание интереса к греко-римскому наследию выражается в более углубленном изучении древних мыслителей. На латинский язык переводятся сочинения (Аристотеля, Евклида, Птолемея, Гиппократа, Галена).
Ассимилировать аристотелевское учение начал Альберт Великий, а синтез аристотелизма и католической теологии попытался осуществить его ученик Фома Аквинский (1225/26—1274), чья деятельность стала вершиной и итогом теолого-рационалистических поисков зрелой схоластики. Учение Фомы сначала было встречено церковью довольно настороженно. Но с конца XIII в. фомизм становится официальной доктриной католической церкви.
Идейными противниками Фомы Аквинского были аверроисты —они требовали освобождения философии от вмешательства теологии и догмы, настаивали на отделении разума от веры (представление о едином универсальном разуме, общем всему человеческому роду).
Образование. Школы и университеты.
Средневековье унаследовало от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств: грамматика, диалектика, основы философии и логики, риторика, арифметика, музыка, геометрия и астрономия.
С XI в. начинается устойчивый подъем средневековых школ (монастырские, кафедральные (при городских соборах), приходские). + светские, городские частные, а также гильдейские и муниципальные школы, не подвластные юрисдикции церкви.
В XII—XIII вв. кафедральные школы в крупнейших городских центрах Европы превращались во всеобщие школы, а затем в университеты (universitas— совокупность, общность). В XIII в. такие высшие школы существовали в Болонье, Монпелье, Палермо, Париже, Оксфорде, Салерно и других городах. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.
Университет подразделялся на факультеты. Младшим факультетом, обязательным для всех студентов, был артистический, на котором в полном объеме изучались «семь свободных искусств», затем шли юридический, медицинский, богословский (последний существовал не во всех университетах).
С XII в. книга, становится более дешевой, открываются городские мастерские по переписке книг, в которых работают не монахи, а ремесленники. До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в церковных библиотеках. В XII—XV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.
Знания о природе.
В XII в. определенный прогресс наметился в области механики и математики.
В XIII в. оксфордский профессор Роджер Бэкон пришел к исследованию природы. Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике, химии. За ним укрепилась репутация мага и волшебника. Продолжателями его дела стали Уильям Оккам и его ученики Николай Отрекур, Буридан и Николай Орезмский (Орем), которые немало сделали для дальнейшего развития физики, механики, астрономии. Так, Орем, например, приблизился к открытию закона падения тел, развил учение о суточном вращении земли, обосновал идею применения координат. Николай Отрекур был близок к атомизму.
Под покровительством сицилийских государей расцвела медицинская школа в Салерно, из которой вышел знаменитый «Салернский кодекс» Арнольда да Вилланова. В нем давались разнообразные наставления по поддержанию здоровья, описания лечебных свойств различных растений, ядов и противоядий и т.п.
Значительно обогатились географические знания европейцев. Еще в XIII в. братья Вивальди из Генуи попытались обогнуть Западноафриканское побережье. Венецианец Марко Поло совершил многолетнее путешествие в Китай и Центральную Азию, описав его в своей «Книге», которая разошлась в Европе во множестве списков на различных языках.
Место истории в средневековом миросозерцании.История не рассматривалась как наука или как занимательное чтение; она была существенной частью миросозерцания.
Различного рода «истории», хроники, летописи, биографии королей, описания их деяний и прочие исторические сочинения были излюбленными жанрами средневековой словесности. Сама история представлялась как путь спасения человечества Богом. История была средством самопознания общества и гарантом его мировоззренчески-социальной стабильности, (хроники Отгона Фрейзингенского, Гвиберта Ножанского, «Хеймскрингла» («Круг земной») исландца Снорри Стурлусона, посвященная истории Норвегии).
В XIII в. в средневековой историографии возникли новые тенденции, связанные с развитием городов («Хроника» францисканца Салимбене).
Героический эпос.
В западноевропейском эпосе можно выделить два слоя: исторический (героические сказания, имеющие реальную историческую основу) и сказочный, более близкий к фольклору.
- «Сказание о Беовульфе» ок. 1000 г. о молодом воине из народа гаутов, совершающем героические подвиги, побеждающем чудовищ и погибающем в схватке с драконом.
- «Старшая Эдда» -19 древнеисландских эпических песен,
-«Младшая Эдда», принадлежащая поэту-скальду XIII в. Снорри Стурлусону
- «Песнь о Роланде» и испанского «Песнь о моем Сиде» лежат реальные исторические события: первого — бой франкского отряда с врагами в Ронсевальском ущелье в 778 г., второго — один из эпизодов Реконкисты.
-германский эпос «Песнь о Нибелунгах»
Связанный с определенным типом исторического осмысления мира героический эпос средневековья был средством ритуально-символического отражения и переживания действительности,.
Рыцарская культура.Своими корнями идеология рыцарства уходит в глубины самосознания варварских народов и в развитую христианством концепцию служения, вначале толковавшегося как чисто религиозное, но в средние века приобретшего намного более широкое значение и распространившегося на область чисто светских отношений, вплоть до служения даме сердца.
Рыцарский кодекс требовал от того, кто должен ему следовать, множества достоинств, ибо рыцарь, по выражению Раймонда Луллия, автора известного наставления, — это тот, кто «благородно поступает и ведет благородный образ жизни». С рыцарством связано возникновение куртуазной (придворной) культуры, особого стиля поведения, быта, выражения чувств. Культ дамы стал важнейшим элементом куртуазности. Избраннице сердца поклонялись как богине, ее воспевали в прекрасных стихах, в ее честь совершали рыцарские подвиги.
Рыцарские турниры, имитировавшие настоящие сражения, приобрели особую пышность в XIII—XIV вв., когда на них собирался цвет рыцарства из разных уголков Европы.
В конце XI в. в Провансе появляются трубадуры — поэты-рыцари. Они не только слагали стихи, главным образом о любви, но и распевали их нередко в музыкальном сопровождении(Аквитании Гильём IX. В XII в., Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борней-ля (последняя треть XII — начало XIII в.)). Трубадуры-женщины — Беатрис де Диа, Марии Шампанской.
Рыцарская литература была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала (кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, история Тристана и Изольды, поэт XII в. Кретьен де Труа)
Городская культура.
Возрастал спрос на «массовую» литературу, которой в то время были жития святых, рассказы о видениях и чудесах. По сравнению с ранним средневековьем они психологизировались, в них усиливались художественные элементы. Излюбленной «народной книгой» стала составленная в XIII в. «Золотая легенда» епископа Генуи Иакова Ворагинского, к сюжетам которой европейская литература обращалась вплоть до XX в.
Популярными жанрами городской литературы становятся стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио во Франции, шванки в Германии) - сборник шванков «Поп Амис», сочинения парижанина Рютбефа.
Складывался городской сатирический эпос («Роман о Лисе», «Роман о Розе», писавшийся последовательно двумя авторами — Гильомом де Лоррисом и Жаном де Меном).
Новые веяния. Данте Алигьери.Венчает средневековье и в то же время высится у истоков Возрождения величественная фигура итальянского поэта и мыслителя, флорентийца Данте Алигьери (1265—1321). «Божественная комедия» — грандиозная картина мироздания, природы, бытия общества и человека.