Эволюция общины в Средние Века.
Социальные институты. Вотчина и община.
Оформление феодальной собственности на землю привело к изменениям в хозяйственной и социальной жизни общества. Если в условиях родоплеменного строя и генезиса феодализма главным хозяйственным и социальным организмом являлась община, то с конца VIII в. (в ряде регионов в XI в.) в Западной Европе складывается вотчина (сеньория во Франции, манор в Англии).
Вотчина концентрировала в себе все средства, необходимые для реализации крупной земельной собственности (хозяйственная функция), взимания ренты и внеэкономического принуждения (социальная функция). Вотчина : 1)господская часть — домен, который включал усадьбу сеньора (жилые и служебные постройки), лес, луга и сеньориальную запашку..
2)земля, отданная в держание крестьянам. сеньориальные пахотные земли могли лежать чересполосно с крестьянскими наделами (мансами во Франции, гуфами в Германии).
Классический вариант – домен занимает бывшую альменду в значительной части (луга, леса, пруды, водоемы, озера, некоторое количество пахотной земли) Большая роль в установлении зависимости – баналитет (преимущественное право пользования той или иной формой собственности). Как например, право ловли рыбы, право использования мельницы, да чего угодно, где за пользование крестьянин платил налоги.
Статус земли начинает определять статус человека.
Вотчина способствовала 1)интенсификации труда, 2)развитию производительных сил, 3)внедрение новых хозяйственных методов и культур, 4)обеспечивала экономическую устойчивость крестьянского хозяйства, гарантируя защиту от поборов государства и личную безопасность под покровительством сеньора.
С переходом к продуктовой и денежной ренте возрастает экономическая значимость крестьянского хозяйства, способного произвести как необходимый, так и прибавочный продукт в виде продуктовой или денежной ренты. В условиях эксплуатации баланс взаимоотношений феодала и крестьянина нередко нарушался (насилие со стороны феодала).
С утверждением вотчины, крестьянская община не была уничтожена. Вотчина надстроилась над общиной (регулирующей главным образом крестьянские отношения по земле — использование общинных угодий, порядок севооборота). Это приводит к «исчезновению» общины из источников на ранних этапах эволюции феодализма.
Позже, с усилением экономической роли крестьянского хозяйства и личным освобождением крестьян, община сумела частично возродить функции (Франция, Италия, Испания – некоторые общины получили статус коллективного юр. лица, сельской коммуны с правом выборного управления. Полученные права позволяли общине выйти за рамки вотчины и обратиться с коллективной жалобой в государственные суды).
Община. Та или иная форма общины характерна для всех родоплеменных, а также более развитых обществ докапиталистической эпохи. Конкретная форма зависела: 1)природных условий, 2)типа хозяйства, 3)плотности населения, 4)степени социальной дифференциации, 5)развитости товарообмена и 6)государственных институтов.
Община была необходимым элементом всех древних обществ, позволявшим заниматься хоз. деятельностью, поддерживать порядок, защищаться от врагов, отправлять культовые обряды и т.д.
Ранняя форма - родовая, или кровнородственная (совместное ведение хоз-ва, совместное пользование и владение землей кровными родственниками).
В ходе становления аллода к концу VI в большая семья все больше уступает место малой индивидуальной семье, состоящей из родителей и детей. Меняет свой характер и общин. Следующая - соседская община (иначе — община-марка), распространенная в средневековой Германии (индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на леса, поля и другие угодья).
Рассказ о древнегерманской общине (община земельных собственников, где земля не подлежала отчуждению; продать или обменять ее, во всяком случае за пределы рода, было практически так же невозможно, как и бросить). В развитом виде городская община в западных германских землях предстает только с середины XII в. Примерно на то же время приходится и становление цехов.
Или об общине в Византии (была податной, т.е. обязанной платить в пользу казны разнообразные налоги и выполнять государственные отработочные повинности. Общинники были связаны круговой порукой: при налоговой несостоятельности кого-либо из них его участок присоединяли к участкам соседей с обязательством вносить за него налоги.