Реализация решения и управление решением. Организационная работа по реализации решения.

В организационном аспекте выработка и реализация решений представляют собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи.

Процесс принятия решения:

Принятие решений субъектом управления невозможно без изучения ситуации, в которой находится система и среда, т. е. без информации. Оно осуществляется на основе моделирования состояний системы и ее движения на базе полученной информации, проверки и оценки модели.

В ходе подготовки и принятия решения человек выполняет следующие действия:

а) познает относящуюся к решаемой проблеме действительность (ситуации системы, состояние среды);

б) представляет результаты познания в виде мыслительной модели (математической, логической, информационной);

в) выделяет, ставит и решает задачи, направленные на подготовку решения проблемы;

г) решает возникшую проблему как проблему принятия решений;

д) формирует и адресует управленческое воздействие, являющееся результатом решения проблемы и направленное на изменение действительности для достижения целей системы.

Организация выполнения принятого решения:

После того как управленческое решение принято, обрело соответствующую форму и юридическую силу, наступает фаза его реализации. Необходимые предпосылки для успешного выполнения решения закладываются еще в период его подготовки и принятия.

■ План реализации решения (началом выполнения решения является организационный план, он должен быть конкретным, развернутым, гибким)

■ Подбор исполнителей и доведение решения до них.

■ Оперативное руководство реализацией решения.

■ Контроль реализации решений.

Природа руководства и лидерства в менеджменте.

Любая организация может рассматриваться с двух сторон: как формальная и неформальная. В них возникают два типа отношений: формальные – должностные, функциональные и неформальные – эмоциональные, психологические. Руководство – это феномен формальных, официальных отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, равных ему по статусу.

Лидерство – тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к общей цели. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт.

Согласно Дж. Терри лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направляемое на достижение специфической цели. П. Друкер отмечал, что лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность. Большинство авторов признает, что лидерство означает способность оказывать влияние на людей, группы, направляя их усилия на достижение общих целей.

Влияние – это целенаправленное воздействие одного человека на другого, которое изменяет поведение, отношения этого другого человека.

Разные исследователи выделяли разные группы лидерских качеств. Их можно объединить в пять групп: физиологические, психологические (эмоциональные), интеллектуальные, личностно-деловые и моральные.

Лидер должен обладать определенным набором личностных качеств. Однако этот набор не может быть постоянным, пригодным ко всем управленческим ситуациям и присущим всем руководителям. В разных ситуациях руководители обнаруживают разные личностные качества. Это приводит к тому, что список потенциально важных характерных личностных черт не может быть окончательным.

Понятие стиля управления.

Стиль управления - устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу. Первое психологическое исследование стилей управления было проведено в 1938 г. психологом К.Левином. В этом же исследовании была введена повсеместно теперь распространенная классификация стилей управления (авторитарный, демократический и попустительский). В своем эксперименте К.Левин создал из десятилетних школьников несколько групп. Ребята в этих группах занимались одинаковой работой — изготовлением игрушек. Все группы работали в одних и тех же условиях, по общей программе, выполняя одно и то же задание. Единственным отличием было то, что преподаватели существенно отличались друг от друга по стилям управления. Результаты показали, что наихудшим стилем оказался попустительский. При нем было выполнено меньше всего работы и качество ее было хуже. Наиболее эффективным оказался демократический стиль.



Наши рекомендации