Необходимость и особенности государственного регулирования торговли в условиях рыночного хозяйства.
Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.
Необходимость в государственном регулировании торговли прежде всего связана с:
1.Обеспечением экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров.
2.Экономической безопасностью
3.Конкурентным преимуществом
4.Защитой общественных интересов.
5.Становлением рыночных отношений в сфере торговли
6.Формированием целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплекса обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда.
7.Созданием нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и обеспечение устойчивого экономического роста.
Основными принципами государственного регулирования торговли являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.
Цели, задачи, формы и методы государственного регулирования торговли в рыночных условиях.
Гос. регулирование - система мер установленных государством с целью создания равных благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования.
Цели госрегулирования:
-стратегические (обеспечение стабильности потребление товаров и экономическую безопасность стран, формирование конкурентной среды)
-тактические(формирование в торговле рыночных отношений, целостности системы обслуживания населения).
ЗАДАЧИ:
-установление правил торговли обязательных для всех;
-создание условий,
-проведение политики в области подготовки кадров;
- стимулирование торговой деятельности с помощью субсидий, льгот;
- сбор информации, разработка прогнозов поведения потребительского рынка, развитие торговли для удовлетворения потребностей населения;
- гос инспектирование качества товаров и услуг, независимо от ведомственной подчиненности.
Основные формы регулирования :
-Институциональная
-Программная
-Денежно-кредитная
-Налоговое
-Лицензирование
Система методов регулирования - прямого и косвенного воздействия.
Прямые методы – меры гос. воздействия, основанные на ответственности, принуждении.
Косвенные методы — основанные на экономическом регулировании.
Государственный заказ, налоговая политика, бюджетная политика, кредитная политика, антимонопольное законодательство, квотирование и дотация производства как основные инструменты регулирования.
Государственный заказ - заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Обеспечивает: потребности, гос. заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий, государственных заказчиков , для исполнения международных обязательств.
Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом..
Бюджетная политика - сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Кредитная политика является частью финансовой политики организации и заключается в определении подходов к управлению дебиторской задолженностью в части контрактных условий продажи продукции или услуг. Во взаимоотношениях между продавцом и покупателем кредит предоставляется в виде отсрочки платежа.
Антимонопольное законодательство - комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты.
Квотирование –количественное ограничение экспорта, импорта определенных видов товаров, проводимое государственными органами в качестве меры регулирования внешнеэкономической деятельности