Обобщенная характеристика экономического эффекта от проведения Олимпийских игр
В связи с тем, что в разных странах используются различные методики оценки экономического эффекта от проведения крупнейших международных спортивных соревнований (показатели, их размерность, валюта и т.д.), охарактеризуем кратко экономические результаты проведения Игр Олимпиады в ряде городов в обобщенном виде, используя материалы французских специалистов (Gouguet J.-J., Nys J-.F., 1993).
Игры Олимпиады: Монреаль-76
Игры Олимпиады в Монреале имели дефицит в 1 млрд. канадских долларов, который был покрыт городом-организатором (200 млн.) за счет увеличения земельного налога и правительством провинции Квебек (800 млн.) за счет выпуска специального займа.
Игры Олимпиады: Лос-Анджелес-84
Специфическими особенностями экономики Игр Олимпиады в Лос-Анджелесе явились следующие:
- общие затраты на проведение игр составили 2376 млн. долларов;
- государственные инвестиции были незначительными и составили менее 10% от их общего объема, что объяснялось, в первую очередь, наличием в городе развитой инфраструктуры (спортивной, транспортной и т.д.)» которую необходимо было лишь усовершенствовать;
- в структуре расходов приоритетными являлись управленческие расходы (86,2%), расходы на создание спортивных сооружений составили 13,8% общего объема, а расходы на транспортную и т.п. инфраструктуры полностью отсутствовали;
- рост занятости населения оценен в 25580 рабочих мест в год;
- рост среднегодового объема валового национального продукта графства Лос-Анджелес оценен в 1,6% и т.д.
Игры Олимпиады в Лос-Анджелесе принесли Оргкомитету прибыль в объеме 150 млн. долларов.
Игры Олимпиады: Сеул-88
В момент получения (начало 80-х годов) Сеулом права на проведение Игр Олимпиады Корея принадлежала к группе стран, лишь недавно ставших промышленно развитыми. Проведение крупнейших международных спортивных соревнований, каковыми являются Игры Олимпиады, должно было способствовать ускорению экономического развития страны. Действительно, темпы роста валового национального продукта возросли с 5,4% в 1985 году до 12,1% в 1988 году и снизились до 8,5% в 1989 году. Таким образом, на следующий после Игр Олимпиады год Корея почувствовала экономический спад, хотя он и был гораздо более слабым, чем спад экономики Японии после проведения Игр Олимпиады в Токио в 1964 году (13,1% в 1964 году и 5,1% в 1965 году).
Общие затраты на проведение Игр Олимпиады составили около 3 млрд. долларов.
В период 1982-1988 годов в стране было создано 336 тыс. рабочих мест.
Игры Олимпиады оказали благоприятное влияние на платежный баланс страны, оцененный в 434 млн. долларов.
Игры Олимпиады: Барселона-92
Общие инвестиции (802135,9 млн. песет или около 7 млрд. долларов) на проведение Игр Олимпиады распределялись следующим образом: спортивные сооружения и олимпийская деревня - 331881,5 млн. песет; транспортные коммуникации - 300310,1 млн. песет; отели - 63975,5 млн. песет; телекоммуникации - 77701,1 млн. песет; расходы Оргкомитета - 28267,7 млн. песет.
В общем объеме государственные инвестиции составляли 71,7%.
В связи с созданием спортивных сооружений, транспортной и иных инфраструктур в течение 4 лет было введено дополнительно 76500 рабочих мест.
Экономический эффект от работ по подготовке Игр Олимпиады, произведенных в 1987-1992 годах, и от расходов, произведенных во время проведения соревнований, соответствовал 1% валового национального продукта Испании. Более значительным был экономический эффект для провинции Каталония: валовый национальный продукт повысился в ней в период 1986-1991 годов до 40,4%, в то время как для всей Испании только до 33,9%; в 1991 году провинция получила 43% всех иностранных инвестиций, вложенных в Испанию, и т.д.
Зимние Олимпийские игры: Альбервилль-92
Расходы, связанные с выдвижением кандидатуры Альбервилля на роль столицы зимних Олимпийских игр, составили 30 млн. франков (4,3 млн. долларов).
Расходы на проведение зимних Олимпийских игр оценены в 11,3 млрд. франков, из них: прямые расходы (транспортная инфраструктура, электрификация, телекоммуникации, обеспечение безопасности и т.д.) - 5,8 млрд. франков, косвенные расходы (жилищное строительство, окружающая среда, культурная программа и т.д.) - 1,6 млрд. франков и бюджет Оргкомитета - 3,9 млрд. франков. Более 80% всех этих инвестиций не имели отношения к департаменту Савойя, на территории которого находится Альбервилль. Государство приняло на себя 35,0% общих расходов. Все это благоприятно сказалось на экономике департамента Савойя. Тем не менее, экономика департамента не испытала значительного роста в связи с тем, что наибольший объем работ реализовывался крупными национальными фирмами, а не предприятиями и предпринимателями Савойи.
Создание сети спортивных сооружений оценивалось в 789,4 млн. франков; доля государственного финансирования составляла 59,4%.
Макроэкономические результаты зимних Олимпийских игр были оценены следующим образом: рост валового национального продукта - 0,8%; создание дополнительных рабочих мест - 5300 (ежегодно) в год в период 1988-1992 годов; текущий баланс внешней торговли - + 0,4 млрд. франков. Таким образом, на общенациональном уровне экономический эффект может быть оценен как весьма незначительный.
Микроэкономические результаты зимних Олимпийских игр - отрицательные. Дефицит составил 279 млн. франков, расходы по которому понесло государство (75%) и департамент Савойя (25%). Окончание строительства, связанного с проведением зимних Олимпийских игр, оказало резко депрессивный эффект на экономику департамента: в преддверии проведения соревнований число безработных в Савойе увеличилось на 21,2%, в то время как этот показатель равнялся в регионе Рона-Альпы 14,6%, а по Франции в целом - 5,3%.
Чрезвычайно важными, с точки зрения оценки экономического эффекта от проведения зимних Олимпийских игр, являются проблемы эффективного использования построенных для них спортивных сооружений. В наибольшей степени эти проблемы имеют отношение к таким специфическим спортивным сооружениям, как бобслейная трасса, трамплины и др.
Строительство бобслейной трассы в Лаплане обошлось в 230 млн. франков. Ассоциация, которая строила трассу, не в состоянии в настоящее время обеспечивать текущие затраты, которые ежегодно составляют 4 млн. франков, а уж тем более эффективное использовать столь специфичное спортивное сооружение. Поэтому все более актуализируется проблема сноса трассы, как это было сделано в олимпийском Гренобле в 1968 году.
В Куршевеле были построены два трамплина. Они могут использоваться не только зимой, но и летом благодаря своему керамическому покрытию, по которому стекает тонкий слой воды, и возможности приземления на ковер из синтетической травы. Стоимость функционирования трамплинов оценивается в 1,6 млн. франков ежегодно, а доходы от эксплуатации составляют только 550 тыс. франков. В связи с этим департамент и коммуна вынуждены в равных долях покрывать дефицит эксплуатации этих спортивных сооружений.
17.3. Комплексная характеристика экономического эффекта от проведения чемпионата мира по футболу во Франции (1998 год)
В настоящее время чемпионаты мира по футболу являются спортивными соревнованиями, приобретшими поистине планетарные масштабы и оказывающими серьезное влияние на экономику.
XVI чемпионат мира по футболу был проведен во Франции с 10 июня по 12 июля 1998 года. Право на участие в соревнованиях получили 32 команды, которые в финальной части сыграли 64 матча в 10 городах-организаторах.
На чемпионате было аккредитовано более 50 тыс. лиц (официальные делегации, организаторы, представители средств массовой информации, волонтеры и др.). На соревнования чемпионата был продан 2559241 билет. В качестве телезрителей выступало 37 млрд. жителей планеты. Права на трансляцию матчей были приобретены телекомпаниями мира за 65 млрд. франков.
Масштабность чемпионата мира по футболу, охарактеризованная выше, неизбежно порождает различного рода экономическую активность.
► Экономическая активность в связи с чемпионатом мира
Общая характеристика инвестиций
В проведение чемпионата мира по футболу было инвестировано 9,4 млрд. франков.
Бюджетные инвестиции составили 5,4 млрд. франков: государственный бюджет - 3,2 млрд. (34% от общего объема инвестиций), бюджеты органов местного самоуправления - 1,6 млрд. (17%), фирмы - 0,6 млрд. франков (6%).
Частные инвестиции составили 4 млрд. франков: Оргкомитет - 2,4 млрд. (26% от общего объема инвестиций), консорциум "Stade de France" - 1,4млрд. (15%), другие организации - 0,2млрд. франков (2%).
Инвестиции в сеть спортивных сооружений
Общий объем инвестиций в сеть спортивных сооружений составил 3,7 млрд. франков, примерно две трети которых профинансировано из государственного бюджета.
В связи с проведением чемпионата мира по футболу было построено или реконструировано 10 стадионов.
Наиболее крупных инвестиций потребовало строительство "Stade de France". Стоимость работ по строительству этого стадиона составила 2,672 млрд. франков, 47,4% из которых (1,267 млрд.) было профинансировано государственным сектором. Остальные средства были предоставлены консорциумом, созданным тремя компаниями (Bouygues, Dumez, SGE), который являлся концессионером строительства и эксплуатации стадиона сроком на 30 лет. Вспомогательный стадион (поле для разминки) был полностью построен на государственные средства и потребовал дополнительных инвестиций в объеме 12,6 млн. франков. Стоимость работ по очистке от остаточного загрязнения территории, а также мер по охране окружающей среды оценена в 154 млн. франков. Проект строительства "Stade de France" включал также работы по строительству подъездных путей к нему (ремонт шоссе, реконструкция линии метрополитена и др.), что потребовало инвестиций в размере 2,14 млн. франков. Таким образом, в целом реализация проекта строительства потребовала 1,436 млрд. государственных средств.
Общая стоимость работ по строительству и реконструкции остальных девяти стадионов, размещенных в различных регионах Франции, составила 847 млн. франков, в том числе 316 млн. государственных субсидий (37%). Остальные затраты взяли на себя местные власти.
Участие государства не ограничилось только инвестициями в создание сети спортивных сооружений. Оно предоставило в распоряжение организаторов оборудование, помещения, персонал (служба безопасности, полиция и т.д.); участвовало в реализации культурной программы и т.д. Достаточно сказать, что только организация Футбольного праздника, проведенного в Париже накануне начала матчей чемпионата, обошлась в 50 млн. франков. Различного рода культурные мероприятия были проведены во всех городах, принимающих чемпионат мира, за счет местных бюджетов.
Для сравнения:
Общие реальные инвестиции государства в чемпионат мира по футболу, который проходил в Италии в 1990 году, составили 38,5млрд, франков, что вдвое превысило прогнозные расчеты. Такое беспрецедентное увеличение объема государственных инвестиций было связано со срывом сроков начала строительства и реконструкции необходимой инфраструктуры, а следовательно с резким повышением стоимости работ в связи с их проведением в срочном порядке.
Общий объем государственных инвестиций предназначался для создания (реконструкции):
- транспортной инфраструктуры (автодороги, железные дороги) - 16,5 млрд, франков;
- сооружений (неспортивных) в различных городах страны - 12,5 млрд, франков;
- спортивных сооружений - 5,25 млрд, франков;
- пресс-центра РАИ - 2,25 млрд, франков;
- гостиничной инфраструктуры - 2 млрд, франков.
Бюджет Оргкомитета
По доходной части бюджет Оргкомитета составил 2,4 млрд. франков, а по расходной части - 1,9 млрд. франков. Таким образом, бюджет предусматривал превышение доходов над расходами.
Доходная часть бюджета формировалась за счет продажи билетов (1,4 млрд. франков), поступлений от спонсоров (0,9 млрд. франков) и др. источников.
Спонсорами чемпионата мира являлись 12 эксклюзивных спонсоров ФИФА – Adidas, Canon, Coca-Cola, Fuji-Film, Gillette France, JVC France, Mastercard International, McDonalds, Opel, Philips, Snickers, Budweiser. Официальными спонсорами Оргкомитета выступали такие компании, как Credit Agricole, France Telecom, La Poste, Danone, EDS, Hewlett-Packard France, Sybase, Manpower. Официальными поставщиками товаров и услуг являлись CPW-Nestle France,Cyanamid, Lavazza, Michelin, Total, Air France, American Power Conversion, LG Electronics, La Francaise.
Расходы Оргкомитета предусматривали:
- заработную плату (600 штатных сотрудников, 200 из которых были предоставлены компаниями-партнерами), финансирование программы привлечения и подготовки волонтеров (12 тыс. человек) - 806 млн. франков;
- организацию радио- и телекоммуникаций - 211 млн. франков;
- маркетинговые расходы, связанные с заключением контрактов о партнерстве, о разработке эмблем, атрибутики и т.п., - 189млн. франков;
- расходы на материально-техническое оборудование (аренда спортивных сооружений, пропускные сооружения и пр.) - 186млн. франков;
- организацию продажи билетов - 161 млн. франков;
- проведение культурных мероприятий -115 млн. франков и др.
Дополнительная экономическая активность
В данном случае речь идет о расходах, осуществляемых непосредственно командами-участницами, официальными лицами, зрителями и т.д.
Размещение и содержание 50 тыс. аккредитованных на чемпионате мира лиц - команд-участниц (32 команды), их окружения, особо важных персон, официальных лиц и т.д. - влечет за собой финансовые поступления для отелей, ресторанов, транспорта, магазинов, мест проведения досуга и др. Некоторые из этих расходов берет на себя Оргкомитет, другие оплачиваются самими частными лицами. Для реализации товаров с символикой чемпионата, ассортимент которых не ограничивается традиционными майками, бейсболками и шарфами, но включает также ошейники для собак, специальные половые покрытия, имитирующие футбольное поле, и т.д., на территории Франции было открыто 80 бутиков "Mondial foot", сеть которых будет недолговечной и прекратит свое существование как только закончится соревнование.
Чемпионат мира представляет интерес не только для 2,5 млн. зрителей, присутствующих на стадионах, но и для 37 млрд. телезрителей, которые представляют собой потенциальных потребителей товаров с символикой чемпионата. В связи с этим на официальной странице чемпионата мира в Internet был открыт виртуальный магазин, создавший возможность продавать товары с символикой во всем мире.
Бесспорно, что чемпионат мира порождает значительную экономическую активность. Однако необходимо показать еще и его экономический эффект.
► Экономический эффект от проведения чемпионата мира
Экономический эффект от проведения чемпионата мира, как, впрочем, и любого другого крупного международного спортивного соревнования, заключается в притоке финансовых средств или в создании дополнительных рабочих мест, которые не имели бы места, если бы соревнования не были организованы (Barget E.,., 1998). Исходя из этого, необходимо измерить изменения экономических показателей и идентифицировать их именно с организацией и проведением спортивного соревнования.
Основные подходы к измерению экономических показателей
При определении экономического эффекта и, следовательно, при измерении экономических показателей, необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, пространственный масштаб влияния спортивного соревнования. В данном случае речь идет об установлении экономического эффекта на той территории, где проводится спортивное соревнование, и на окружающих территориях. Особенно важно учитывать этот подход при анализе экономического эффекта чемпионата мира по футболу, т.к. его матчи проходят во многих городах, расположенных в самых различных регионах страны. Таким образом, может иметь место анализ экономического эффекта как на национальном, так и на территориальном (регион, департамент, коммуна) уровне.
Во-вторых, временной масштаб влияния спортивного соревнования. Чаще всего экономический эффект определяют на коротком временном периоде. Однако возможен и другой подход, суть которого заключается в том, чтобы определить тенденции экономических изменений в долгосрочном периоде (до 10-15 лет).
В-третьих, сферу влияния спортивного соревнования. В идеальном варианте необходимо осуществлять комплексный анализ влияния на развитие промышленности, туризма, спортивной и иных инфраструктур и т.д.
Экономический эффект на национальном уровне
Специалисты (Foucard H., Torrenti J.-M., 1991) предварительно рассчитали экономическое влияние чемпионата мира на валовый внутренний продукт, на занятость и на платежный баланс.
Влияние чемпионата на валовый национальный продукт было оценено в 11,25 млрд. франков и квалифицировано как незначительное. Однако, с другой стороны, показатель влияния на валовый национальный продукт расценивается как максимально возможный с учетом значительного участия государства в инвестициях.
Подготовка и проведение чемпионата позволили создать дополнительно 16 тыс. рабочих мест в год. Природа этой занятости имеет временный характер. Постоянные рабочие места созданы только в связи с необходимостью обеспечения функционирования "Stade de France".
Дефицит платежного баланса был оценен в 1,6-2,6 млрд. франков. Это означает, что чемпионат ведет к ухудшению состояния внешнеэкономических связей Франции.
Экономический эффект на региональном уровне
Кроме экономического эффекта чемпионата мира на национальном уровне, был рассчитан экономический эффект на уровне региона Лангедок-Русильон.
При предварительном расчете экономического эффекта специалисты (Benezis O., 1995) исходили из следующего сценария: полное (100%) заполнение стадиона на всех матчах; соотношение иностранных и местных зрителей 1:1; пребывание иностранных зрителей в регионе от 5 до 9 дней и т.д.
В результате сопоставления расходов и доходов с учетом естественной утечки финансовых средств за пределы региона экономическое влияние чемпионата на уровне региона было оценено в 239,4 млн. франков, а на уровне города Моссона - в 148,5 млн. франков.
Таким образом, матчи чемпионата мира потенциально могут привести к значительному обогащению региона. Однако эти расчеты нуждаются во внесении корректив, связанных с рядом специфических обстоятельств.
Дополнительный экономический эффект
На экономический эффект чемпионата мира влияет ряд специфических обстоятельств, имеющих краткосрочный и долгосрочный характер.
Одним из важнейших обстоятельств, имеющих краткосрочный характер, является риск отсутствия обычно приезжающих в город (регион, страну) туристов, а также бизнесменов из-за боязни пробок и иных транспортных проблем, покушений, чрезмерного повышения цен и др. В связи с этим может иметь место так называемая упущенная выгода.
Проблема исключения (снижения) обычной туристической или деловой клиентуры была подтверждена во время проведения чемпионата мира по футболу в Италии (1990 год), который завершился провалом в области туризма. Специалисты дают различные объяснения этому провалу, в частности: из-за чемпионата была потеряна часть традиционных (по разным оценкам от 20 до 30% и более) туристов из-за страха перед толпой и беспорядками, вызванными хулиганами; "спортивные" туристы прибыли в меньшем количестве, чем было предусмотрено, из-за страха столкновений с хулиганами; приезд хулиганов был меньше, чем рассчитывали организаторы; фирма "90 Tours", имевшая эксклюзивное право на продажу билетов и мест в гостиницах, практиковала политику завышенных цен, которая подавила желание приехать у части потенциальных туристов и т.д. Таким образом, попытка с помощью чемпионата мира позитивного влияния на процесс постоянного снижения (с 60 млрд. франков в 1985 году до 30 млрд. франков в 1989 году) положительного сальдо туристического баланса не увенчалась успехом.
Государственный департамент Франции по туризму подсчитал, что обычно в период между 10 июня и 20 июля страну посещает 1,8 млн. туристов. В случае их отказа от поездки Францию посетит лишь 500 тыс. "спортивных" туристов. Это означает, что упущенная выгода потенциально может составить 1,3 млн. приезжих.
Подтверждение в той или иной степени потери туристической клиентуры приведет к пространственному неравенству в распределении возможной прибыли от чемпионата мира: 10 городов, принимающих чемпионат, а также коммуны, выбранные как места размещения команд-участниц, могут получить выгоду от позитивного туристического эффекта; другие же коммуны могут понести потери. Более того, для последних экономический эффект может быть не просто нулевым, но и негативным как в связи с отсутствием традиционных туристов, так и в связи с оттоком денежных средств в регионы, прямо или косвенно участвующие в проведении чемпионата мира, поскольку их жители, уезжая на матчи, будут тратить деньги в другом регионе. Таким образом, чемпионат мира может повлечь отрицательный перераспределительный эффект, связанный с оттоком средств из менее богатых и развитых к более богатым и развитым регионам.
Долгосрочный характер имеют обстоятельства, связанные с эффектом имиджа и судьбой спортивных сооружений.
Благодаря рекламной кампании, проводимой средствами массовой информации и специализированными агентствами, а также квалифицированной организации, чемпионат мира (как, впрочем, и другое крупное международное спортивное соревнование) может либо привлечь, либо оттолкнуть туристов на длительный период.
В качестве примера первой ситуации можно привести специализированную рекламную кампанию итальянских туристических достопримечательностей, проведенную во время чемпионата мира по футболу в Италии и рассчитанную на долгосрочную перспективу: каждый из 12 городов, где проходили соревнования, имел в своем распоряжении рекламный ролик на 45 секунд, снятый всемирно известными итальянскими кинорежиссерами Бертолуччи, Дзеффирелли, Антониони и др. Этот ролик транслировался перед каждым телевизионным показом матча. Несмотря на то, что подсчитать прямой экономический эффект этой кампании представляется весьма затруднительным, нет сомнения в том, что имидж Италии был повышен в глазах жителей различных стран мира, являющихся потенциальными туристами.
В качестве примера второй ситуации можно привести ухудшение имиджа Франции в связи с политикой Оргкомитета чемпионата мира по футболу, связанной с билетной программой. Эта политика характеризовалась как дискриминационная по отношению к иностранцам, так как для резервирования билетов на матчи в обязательном порядке требовался адрес во Франции. Такое требование крайне отрицательно было воспринято во многих странах мира, особенно в Англии и Бельгии. Негативно сказалось на имидже и вторжение фанатов на стадион в Марселе во время проведения там жеребьевки.
Инвестиции в спортивную инфраструктуру международного уровня, вызванные проведением чемпионата мира, могут создать тяжкое бремя в долгосрочной перспективе.
Наибольшую тревогу вызывает финансовая жизнеспособность "Stade de France". У специалистов сформировалось мнение, что этот стадион будет заполнен только раз десять в году, в частности, во время финальных игр Чемпионата Франции по футболу и регби. Поэтому на стадионе международного уровня необходимо будет осуществлять прием регулярных матчей профессиональных команд по футболу для того, чтобы хотя бы сделать попытку сбалансировать счета доходов и расходов или, по крайней мере, сократить дефицит управленческих расходов. Еще одним резервом для того, чтобы сделать эксплуатацию стадиона рентабельной, является организация на нем концертов и других мероприятий, не связанных напрямую со спортом. Это также поможет сократить дефицит, бремя которого в настоящее время несут налогоплательщики. В связи с существующей ситуацией стадион все чаще характеризуют как "бесполезный колосс", "финансовая пропасть".
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные виды и формы внешнеэкономических связей?
2. Какими принципами руководствуется государство в процессе регулирования внешнеэкономических связей?
3. Какие административные методы используется государство для регулирования внешнеэкономических связей?
4. Какие экономические методы используется государство для регулирования внешнеэкономических связей?
5. Какие области и направления деятельности могут быть предусмотрены в двустороннем международном соглашении о сотрудничестве в отрасли "физическая культура и спорт"?
6. Что такое таможенная пошлина и каковы ее размеры на отдельные виды спортивных товаров?
7. Каковы основные разновидности внешней торговли и в чем заключаются их принципиальные особенности?
8. Что такое базисные условия поставок и каковы их основные разновидности?
9. Какова структура и содержание внешнеторгового контракта?
10. В чем заключаются особенности внешней торговли социально-культурными услугами?
11. Каковы основные способы внешней торговли социально-культурными услугами отрасли "физическая культура и спорт"?
12. По каким группам спортивных товаров Россия осуществляет экспортно-импортные операции с зарубежными странами?
13. Какие страны "дальнего" и "ближнего" зарубежья являются важнейшими партнерами России во внешней торговле различными группами спортивных товаров?
14. Каковы основные факторы экономического эффекта от проведения крупнейших международных спортивных соревнований?
15. Каковы основные показатели экономического эффекта от проведения крупнейших международных спортивных соревнований?
16. Каков в обобщенном виде экономический эффект от проведения Олимпийских игр?
17. Каков экономический эффект на национальном и региональном уровнях от проведения чемпионата мира по футболу во Франции?
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 15. Организация и содержание внешнеэкономических связей в отрасли «физическая культура и спорт» | |
15.1. Сущность внешнеэкономических связей, основные принципы и методы их регулирования | |
15.2. Особенности отдельных видов внешней торговли товарами | |
15.3. Структура и содержание внешнеторговых контрактов | |
15.4. Особенности внешней торговли социально-культурными услугами | |
Глава 16. Внешняя торговля России спортивными товарами | |
Глава 17. Экономика крупнейших международных спортивных соревнований | |
17.1. Факторы и показатели экономического эффекта от проведения крупнейших международных спортивных соревнований | |
17.2. Обобщенная характеристика экономического эффекта от проведения Олимпийских игр | |
17.3. Комплексная характеристика экономического эффекта от проведения чемпионата мира по футболу во Франции (1998 год) | |
Вопросы для самоконтроля | |