Особенности отдельных видов внешней торговли товарами
Внешняя торговля представляет собой торговлю между странами, состоящую из вывоза (экспорт) и ввоза (импорт) товаров (услуг).
Выделяют следующие основные разновидности внешней торговли товарами.
Торговля готовой продукцией
Готовая продукция (например, спортивные товары) предназначается для конечного потребления. Торговля готовой продукцией осуществляется либо напрямую, путем подписания контрактов непосредственно между сбытовыми организациями производителей и потребителями товаров, либо через посредников.
Отставание технического уровня многих видов отечественной продукции от требований мирового рынка, удаленность производителей от основных рынков сбыта и длительные сроки выполнения ими экспортных заказов снижают конкурентоспособность российских товаров. Решать проблему конкурентоспособности в настоящее время можно двумя основными способами: во-первых, путем предоставления покупателям более благоприятных по сравнению с конкурентами условий продажи товаров и, во-вторых, с помощью привлечения иностранных посредников для доработки товаров до требований рынков и сокращения сроков поставок.
Торговля готовой продукцией не исключает выполнения посредниками дополнительных работ, повышающих конкурентоспособность товаров. Такими работами являются предпродажный сервис и предпродажная доработка, а для некоторых видов товаров - техническое обслуживание.
Предпродажный сервис не изменяет, технических характеристик товара, т.к. представляет собой комплекс работ по расконсервации изделий после их транспортировки, приданию им товарного вида и приведению товара в состояние, когда он окончательно готов к потреблению.
Предпродажная доработка товаров осуществляется посредниками с целью повышения их конкурентоспособности. Посредники поставщиков из промышленно развитых стран осуществляют предпродажную доработку товаров главным образом только для удовлетворения индивидуальных запросов потребителей, что делать в условиях массового производства экономически нецелесообразно.
Торговля продукцией в разобранном виде
Экспорт продукции в разобранном виде применяется для повышения ее конкурентоспособности на внешних рынках и получения поставщиками дополнительной прибыли по сравнению с продажами готовой продукции. В разобранном виде наиболее часто экспортируются машины, оборудование и т.д.
Для защиты национальных отраслей экономики от конкуренции иностранных поставщиков правительства различных стран вводят запреты, количественные ограничения или повышенные таможенные пошлины на импорт готовой продукции, аналогичной выпускаемой национальными производителями. Однако на ввоз продукции в разобранном виде обычно устанавливаются пониженные таможенные пошлины. Это делается по двум главным причинам: во-первых, организация сборки продукции содействует развитию национальной промышленности и повышению занятости рабочей силы; во-вторых, наличие, хотя и ослабленной, конкуренции иностранных поставщиков способствует научно-техническому прогрессу в импортирующей стране.
Поставщики из промышленно развитых стран с относительно высоким уровнем заработной платы нередко стремятся получить дополнительную прибыль за счет сборки изделий в странах с более низкой стоимостью рабочей силы. Широко известны примеры сборки товаров, в том числе спортивных, фирмами стран Юго-Восточной Азии из деталей, произведенных в Японии и других странах мира.
Использование данной формы выхода на внешние рынки накладывает дополнительные требования на организацию производства и коммерческой деятельности. Главными из таких требований являются следующие:
- продукцию следует разделить на такие детали, сборка которых не требует высокой квалификации иностранных рабочих при сохранении высокого качества собранного изделия;
- точность изготовления отдельных частей должна полностью исключить подгоночные работы при сборке;
- разделение продукции на отдельно поставляемые детали должно учитывать максимально возможную экономию на транспортных расходах;
- своевременность поставок деталей должна обеспечивать ритмичность сборочного производства, нарушение которой резко повышает издержки и снижает эффективность экспорта;
- склады запасов деталей за границей должны быть оптимальными.
При поставках продукции в разобранном виде особое внимание следует уделять четкому разделению в контрактах ответственности за качество готовой продукции между поставщиками деталей и фирмами, выполняющими сборочные работы.
Аренда машин и оборудования
Аренда машин и оборудования как форма сбыта товаров получила довольно широкое развитие в международной торговле. Основными причинами этого являются: для производителей -дополнительная возможность сбыта продукции при обострившейся конкуренции на внутренних и внешних рынках; для потребителей - возможность в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса обновлять оборудование без единовременной мобилизации значительных финансовых средств на его приобретение. Кроме того, аренда машин и оборудования используется для обеспечения сезонных работ, для временного увеличения производственных мощностей с целью выполнения отдельных крупных заказов и т.д.
Экономическая сущность аренды машин и оборудования состоит в следующем.
Компания-арендодатель приобретает у производителей в кредит или на кредит, полученный от банка или от другого инвестора, машины и оборудование в свою собственность и сдает их в пользование за арендную плату. Сумма арендной платы должна возмещать арендодателю: рыночную стоимость закупленных машин, оборудования и других предметов аренды за вычетом их остаточной стоимости после окончания срока аренды; стоимость кредита, полученного от производителя, банка или другого инвестора; административные издержки, расходы на страхование и техническое обслуживание и т.д. Кроме того, арендная плата должна обеспечивать арендодателю возможность получения запланированной прибыли. Таким образом, сумма арендной платы с учетом остаточной стоимости может превышать стоимость приобретения предметов аренды по меньшей мере на величину возмещаемых издержек арендодателя и его прибыль. Однако арендаторы получают возможность использовать современные средства производства и обновлять их в соответствии с темпами научно-технического прогресса без значительных единовременных капиталовложений и без обращения за кредитами. Кроме того, арендодатели и арендаторы получают дополнительные экономические выгоды за счет льгот, предоставляемых правительствами промышленно развитых стран, рассматривающими аренду как эффективный метод стимулирования экономики за счет ускоренного обновления производства. Арендодателям предоставляется возможность ускоренного (более 25% в год) списания средств на амортизацию сданных в аренду машин, оборудования и других предметов, что позволяет им уменьшить величину облагаемой налогами прибыли.
В зависимости от сроков, объема и характера предоставляемых арендатору услуг различают три вида аренды машин и оборудования:
- лизинг (долгосрочная аренда) осуществляется сроком на год и более и предполагает осуществление самим арендатором обслуживания, ремонта и страхования взятого в аренду технологического оборудования, крупных машин и целых промышленных предприятий;
- хайринг (среднесрочная аренда) подразумевает предоставление арендодателем разнообразных услуг по управлению машинами и оборудованием, а также по их обслуживанию на срок, как правило, от трех месяцев до одного года. На таких условиях сдаются в аренду, например, крупные транспортные средства, включая авиалайнеры и суда (так называемый, тайм-чартер);
- рейтинг (краткосрочная аренда), как правило, осуществляется на срок до трех месяцев и обычно предусматривает освобождение арендатора от работ по техническому обслуживанию и страхованию предмета аренды. Наиболее типичным примером рейтинга является аренда легковых автомобилей.
Встречная торговля
Встречная торговля представляет собой самый давний вид международной торговли, заключавшийся ранее в натуральном обмене товарами. В современных условиях встречная торговля приобрела новое содержание и получила определенное развитие в международном товарообмене.
К встречной торговле относятся внешнеторговые операции, при совершении которых в контрактах фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. При частично сбалансированном обмене разница в стоимости покрывается денежными платежами.
Инициаторами развития встречной торговли являются, как правило, импортеры, т.к. она позволяет им осуществлять закупки необходимых товаров с полной или частичной оплатой их поставками своих товаров. Правительства поддерживают стремление импортеров к встречной торговле, поскольку она способствует развитию национального экспорта и сбалансированности внешнеторговых расчетов. В условиях обострения проблемы сбыта экспортеры ради повышения возможности продажи своих товаров вынуждены идти на то, чтобы получать от покупателей не денежный эквивалент их стоимости, а другие товары, которые они либо используют в собственном производстве, либо реализуют на рынке.
Специфика встречной торговли оказывает большое влияние на технику осуществления внешнеторговых операций. Обязательным звеном во встречной торговле являются банки, предоставляющие сторонам необходимые кредиты и осуществляющие взаиморасчеты в порядке, гарантирующем выполнение встречных обязательств.
По своей экономической сущности встречная торговля отличается от традиционной тем, что включает по меньшей мере две стадии обмена: на первой стадии - экспортная операция, на второй - встречная импортная. Затем может быть стадия реализации товаров на внутреннем рынке или дополнительная экспортная операция. Многооперационность встречной торговли ведет к снижению эффективности экспорта вследствие необходимости дополнительного финансирования процесса обращения товаров. Так, посредники, которым поручается сбыт товаров, закупаемых в счет встречных обязательств, обычно получают комиссию в размере 3-5% от суммы таких обязательств. Из-за удлинения цикла экспортной операции за счет времени, необходимого на реализацию встречно импортированной продукции и получения денежного эквивалента, увеличиваются сроки оборота денежных средств, что ведет к росту расходов на обращение.
Встречная торговля в настоящее время осуществляется в разнообразных формах, имеющих различную экономическую сущность.
Бартерные операции - наиболее традиционная разновидность встречной торговли, представляющая собой безвалютный, но оцененный обмен товарами. Стоимостная оценка товаров при бартерных операциях делается для обеспечения эквивалентности обмена, гарантией которой может выступать использование так называемых мировых цен. Стоимостная оценка товаров при бартерных операциях необходима также для таможенного учета, определения страховых сумм в случае гибели или повреждения товара, для начисления штрафных санкций за опоздания в поставках, для уценки товара из-за ненадлежащего качества и оценки недостач.
Встречные закупки осуществляются в счет обязательств, принятых экспортерами в контрактах на продажу основных товаров. Чаще всего встречные обязательства по закупкам принимаются под давлением импортеров, фиксируются в контракте, а их выполнение гарантируется штрафными санкциями. Принимая встречные обязательства, экспортеры стремятся ограничить закупки теми товарами, которые могут быть использованы в их собственном производстве или имеют спрос на рынке их страны. Однако обострение конкуренции на рынках заставляет экспортеров принимать встречные обязательства и без ограничительных перечней товаров.
Экспортные контракты могут включать различные варианты встречных обязательств: содержать перечень товаров, подлежащих встречной закупке, либо определять стоимостной объем встречных обязательств в конкретной сумме в валюте или в процентном отношении к сумме основного экспортного контракта. Размер встречных обязательств может колебаться от 5 до 100% сумм этих контрактов.
Выкуп устаревшей продукции является одним из эффективных способов увеличения продаж в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта. Эта форма встречной торговли наиболее широко применяется при сбыте легковых автомобилей, электронно-вычислительных машин и т.д. Так, в странах с развитой рыночной экономикой торговые представители практически всех автомобилестроительных компаний при покупке клиентом новой автомашины вычитают из ее стоимости цену старой.
При выкупе товаров длительного пользования (автомобилей и т.д.) фирмы-изготовители вкладывают дополнительные средства в их обновление и реализуют на том же рынке более бедным слоям населения (система "секонд хэнд").
Операции с давальческим сырьем. В результате неравномерного развития производительных сил, а также в зависимости от наличия природных ресурсов разные страны обладают несимметричными мощностями по добыче и переработке сырья. Это создает предпосылки к заключению международных контрактов, по которым одна из сторон обязуется экспортировать исходное сырье и импортировать продукты его переработки или готовую продукцию, а другая - перерабатывать сырье, называемое давальческим, своими средствами. Оплата услуг перерабатывающих фирм по таким соглашениям осуществляется поставками дополнительных количеств давальческого сырья.
Операции с давальческим сырьем имеют признаки встречной торговли, так как они являются сбалансированными, безвалютными и заранее оцененными: взаимные обязательства сторон по экспорту сырья и импорту готовой продукции оформляются одним контрактом; оценке подлежит стоимость сырья, переработки и готовой продукции; при подписании контрактов определяются взаимные обязательства сторон и оцениваются все дополнительные затраты на транспорт, уплату пошлин, налогов и т.д.; поставками давальческого сырья покрываются не только все согласованные расходы переработчиков, но и обеспечивается получение ими запланированной прибыли.
Торговля кооперируемой продукцией
Под воздействием научно-технического прогресса происходит дальнейшее углубление процессов специализации и кооперации производства как в рамках отдельных стран, так и в масштабе мирового хозяйства.
Названные процессы лежат в основе торговли кооперируемой продукцией (комплектным оборудованием). Поставщики и заказчики совместно разрабатывают технические требования к комплектному оборудованию, увязывают его с инфраструктурой объекта и т.д. Поскольку поставщики выполняют работы в соответствии с индивидуальными требованиями заказчиков, контракты на поставки комплектного оборудования и предоставление дополнительных услуг носят подрядный характер. В объем дополнительных услуг может входить командирование специалистов для руководства монтажом, наладкой и пуском в эксплуатацию, содействие в организации технического обслуживания, обучение специалистов и т.д.
Одним из наиболее характерных примеров торговли кооперируемой продукцией является сооружение объектов (например, физкультурно-спортивных сооружений) на условиях "под ключ". В понятие "под ключ" может входить выполнение иностранной фирмой следующих подрядных работ: выполнение экономического обоснования сооружения объекта; разработка проектного задания, технического и рабочего проектов объекта; поставка строительных материалов, сооружение зданий и объектов инфраструктуры; поставка полного комплекта технологического оборудования; монтаж технологического оборудования, наладка и пуск его в эксплуатацию; укомплектование объекта всем необходимым инвентарем, инструментами и приборами; обучение национального персонала эксплуатации и ремонту объекта; обеспечение эксплуатации объекта в течение гарантийного периода и передача его заказчику в состоянии полной готовности к работе.
В связи с тем, что под влиянием научно-технического прогресса технологическое оборудование становится все более сложным, заказчики из промышленно развитых стран предпочитают получать его полностью смонтированным, налаженным и готовым к промышленной эксплуатации. Поэтому в настоящее время наряду с относительным сужением сферы сооружения различных объектов на условиях "под ключ" расширяется область поставок на условиях "под ключ" отдельных технологических комплексов. Само понятие "под ключ" под действием указанных факторов трансформировалось и теперь означает обязательства поставщика самостоятельно и под свою ответственность разработать, поставить, смонтировать и передать заказчику технологический комплекс или установку в состоянии, полностью готовом к эксплуатации.
Внешняя торговля спортивными товарами осуществляется практически во всех охарактеризованных выше видах и формах. Характер и объемы экспортно-импортных операций России по разнообразным спортивным товарам с различными зарубежными странами проанализированы в главе 23.
15.3. Структура и содержание внешнеторговых контрактов
Базисные условия поставок
Практика международных торговых отношений стихийно выявила наиболее часто встречающиеся условия обмена товарами, а также соответствующие этим условиям обязанности сторон осуществлять определенные действия, которые принято характеризовать как базисные условия поставок.
Базисные условия поставок определяют обязанность продавца за установленную в контракте цену обеспечить доставку груза в определенную географическую точку или погрузить товар на транспортные средства, или передать его транспортной организации. Кроме того, базисные условия поставок определяют и другие обязанности продавцов и покупателей, а именно: кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров по территориям стран продавца, покупателя, транзитных стран, морем и воздухом; обязанности продавцов в части упаковки и маркировки товаров; обязанности сторон по страхованию грузов, по оформлению коммерческой документации и др.
Характеристику базисных условий поставок дала Международная торговая палата в специальном сборнике Международных правил по толкованию торговых терминов "Инкотерм" (1990), в котором содержится описание 13 базисных условий. Наиболее часто в современной практике внешней торговли встречаются следующие.
ФАС - свободно вдоль борта судна (FAS – Free Alongside Ship). Экспортер обязан за свой счет изготовить и испытать товар, приложить документы, подтверждающие его соответствие требованиям контракта, упаковать товар для транспортировки морем и сухопутным транспортом, в контрактные сроки доставить товар в порт и складировать его на причале вдоль борта судна, уведомить покупателя о размещении товара на причале и передать ему расписку порта о принятии груза, по просьбе покупателя и за его счет оказать содействие в получении дополнительных документов для ввоза товара в страну импортера.
Импортер за свой счет фрахтует судно и извещает экспортера о дате его прибытия в порт, страхует груз, оплачивает погрузку товара на судно, оплачивает товар экспортеру. В случае задержки фрахтования судов или задержки их прибытия импортеры несут все дополнительные расходы, связанные с хранением и перегрузками товаров.
Риски повреждения или утраты товара переходят с экспортера на импортера с момента размещения товара на причале.
ФОБ - свободно на борту судна (FOB – Free on Board). Экспортер обязан за свой счет изготовить и испытать товар, приложить документы, подтверждающие его соответствие требованиям контракта, упаковать товар в морскую упаковку, к установленному сроку доставить его в порт и известить об этом импортера, получить экспортную лицензию и выполнить таможенные формальности, погрузить товар на судно, известить импортера о погрузке и передать ему комплект документов, включая морской коносамент - свидетельство о приеме груза на судно, оказать покупателю по его просьбе и за его счет содействие в получении дополнительных документов для ввоза товара в импортирующую страну. Размещение товара на судне оплачивается импортером.
Импортер за свой счет обязан зафрахтовать судно и известить экспортера о дате его прибытия в порт, застраховать груз, оплатить товар экспортеру. Импортеры несут все дополнительные расходы, связанные с опозданиями судов, несвоевременной информацией экспортеров о позиции судов и т.д.
Риски повреждения или утраты товара переходят с экспортера на импортера в момент пересечения грузом борта судна.
Свободно в аэропорту (FOB Airport). Экспортер считается выполнившим обязательства, когда он передал товар авиационному перевозчику, с которым заключил договор. Риски случайной порчи или гибели товара переходят с экспортера на импортера при передаче товара в аэропорт. Экспортер обязан оказывать импортеру содействие в том случае, если у последнего возникнет претензия к перевозчику по поводу сохранности груза. Экспортер обязан также обеспечить получение экспортной лицензии, выполнить таможенные формальности, передать покупателю комплект документов, включая авиационную накладную или авиационный коносамент, который в отличие от морского не свидетельствует о погрузке товара на транспортные средства. В аэропорту назначения груз выдается тому получателю, чье имя указано в транспортном документе.
Импортер оплачивает товар и покрывает все расходы, связанные с транспортировкой, после передачи товара перевозчику.
КАФ - цена и фрахт (C & F – Cost & Freight). Экспортер обязан изготовить и испытать товар, приложить документы, подтверждающие его соответствие требованиям контракта, упаковать товар в морскую упаковку, зафрахтовать судно до порта назначения, доставить товар в порт, выполнить таможенные формальности, предварительно получив экспортную лицензию, погрузить товар на судно, уведомить импортера о погрузке и передать ему комплект документов, включая морской коносамент. Как и при других условиях, экспортер обязан помочь импортеру в получении документов, необходимых для оформления ввоза товара в его страну.
Импортер обязан за свой счет застраховать товар, оплатить выгрузку товара при перевозках на нелинейных судах и нести все другие расходы, связанные с транспортировкой грузов, за исключением фрахта. Импортер обязан принять документы от экспортера и оплатить ему товар.
Риски порчи или утраты груза переходят на импортера при пересечении грузом борта судна в порту погрузки.
СИФ - стоимость, страховка, фрахт (CIF – Cost, Insurance, Freight). Эти условия поставок предусматривают практически те же самые обязанности экспортеров и импортеров, что и КАФ, однако экспортеры должны еще застраховать груз до порта назначения и представить импортерам соответствующие страховые свидетельства.
В связи с развитием индустрии транспортных услуг в "Инко-термс" особое внимание обращено на базисные условия, предусматривающие привлечение транспортно-экспедиторских фирм.
Поставлено на границу (DAF – Delivered at Frontier). Особенностью этих условий является то, что обязательства экспортеров оканчиваются на таможенной границе импортирующего государства. Экспортер обязан за свой счет и в установленные сроки поставить товар, соответствующий требованиям контракта, в пограничный пункт, известить об этом покупателя, передать ему комплект документов, включая транспортные, получить экспортную лицензию, выполнить таможенные формальности и оплатить все расходы до передачи товара покупателю. Экспортер оплачивает стоимость транспортировки и все другие расходы при транзите груза через третьи страны, а также разгрузку товара в пункте назначения. Он также несет все риски при транзите. При прибытии груза в назначенный пункт экспортер обязан уведомить об этом покупателя. При прямом железнодорожном и автомобильном сообщении экспортер по просьбе импортера, за его счет и на его риск может заключить договор о перевозке груза и по территории импортирующей страны от границы до места назначения. Однако забота о получении импортной лицензии и выполнении таможенных формальностей лежит на импортере.
Кроме оплаты товара импортер обязан покрыть все расходы, связанные с ввозом товара в транзитную или свою страну.
Поставлено с оплатой пошлины (DDP – Delivered Duty Paid). Такие условия получили распространение в практике международной торговли под влиянием обострения проблемы сбыта. Они возлагают на экспортеров ответственность и расходы, связанные с доставкой товара до места, указанного импортером, которым может являться склад завода - потребителя товара, склад посредника или строительная площадка сооружаемого объекта. Кроме того, в обязанность экспортеров входит получение экспортных и импортных лицензий, выполнение таможенных формальностей с обеих сторон границы, оплата таможенных пошлин, а также всех других налогов и сборов, связанных с поставкой товара. Экспортеры несут все риски случайной порчи и гибели товара вплоть до доставки его в пункт назначения. Они передают покупателю все документы, необходимые для получения товара от перевозчика.
Импортеры, кроме оплаты товара, покрывают все случайные расходы, которые могут возникнуть при транспортировке, а также принимают на себя риски и расходы после передачи им товара.
Общим правилом "Инкотермс" является обязанность импортера оплачивать расходы экспортера за контроль качества товара, если он выполнен по просьбе импортера независимой организацией.
В практике международных торговых отношений базисные условия поставок применяются как в трактовке "Инкотермс", так и с изменениями и дополнениями, которые согласовываются экспортерами и импортерами с учетом специфики товаров, конкретных условий торговли, транспортных возможностей, портовых обычаев и правил.
Структура и содержание контрактов
Внешнеторговые контракты обычно содержат следующие основные разделы, располагаемые в определенной логической последовательности: определение сторон; предмет договора; цена и общая сумма контракта; сроки поставки товаров; условия платежей; упаковка и маркировка товаров; гарантии продавцов; штрафные санкции и возмещение убытков; страхование; обстоятельства непреодолимой силы; арбитраж.
Охарактеризуем кратко содержание каждого из выделенных разделов внешнеторгового контракта.
Определение сторон. Текст контракта начинается с преамбулы, в которой дается полное юридическое наименование сторон, заключающих договор. На первой странице контракта всегда указывается его регистрационный номер, место и дата подписания.
Предмет договора. В этом разделе в краткой форме определяется вид внешнеторговой сделки (купли-продажи, подряда, аренды). На практике данный раздел часто включает базисные условия поставок, определение товара и его количество. Например: "Продавец продал, а Покупатель купил на условиях ФОБ Мурманский порт один тренажерный комплекс типа...".
Если предметом сделки является товар со сложными техническими характеристиками, то контракты содержат специальные разделы, которые называются "Технические условия" или "Технические спецификации". В этом случае в разделе, представляющем предмет договора, дается только краткое определение товара и делается ссылка на специальные разделы, уточняющие его технические характеристики.
При поставках оборудования и материалов для сооружения комплектных объектов в контрактах, наряду с перечислением основного и вспомогательного оборудования, может быть оговорено обязательство экспортера поставить все оборудование, приспособления, инвентарь и материалы (кроме сырья и эксплуатационных материалов), необходимые для сооружения и нормальной эксплуатации комплекса.
Цена и общая сумма контракта. Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которые должен заплатить покупатель продавцу в той же или другой валюте за весь товар или единицу товара на согласованных базисных условиях. По согласованию сторон цены фиксируются в контракте в валюте одной из стран-контрагентов либо в валюте третьей страны или в международных валютных единицах.
В международной торговле практикуется несколько способов установления и фиксации цен:
- твердые цены согласовываются при заключении контракта и не подлежат изменению в ходе его выполнения;
- цены с последующей фиксацией устанавливаются в назначенные договорами сроки на основании согласованных источников. Так, например, контрактом может быть предусмотрено, что цены на проданные по нему товары будут установлены на уровне цен мирового рынка на определенную дату или в день поставки товара покупателю. В качестве источников цен контракт может предусматривать цены, публикуемые в различного рода справочниках и отраслевых журналах, а также цены, реально складывающиеся на мировом рынке;
- скользящие цены применяются в контрактах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно измениться.
Сроки поставки товаров. Сроки поставки товаров это временные периоды (календарные даты), в течение которых (к которым) товары должны быть доставлены продавцами в установленные контрактами географические пункты. В контракте может быть указано: "Срок поставки 5 октября 2000 г. ФОБ порт Мурманск". Это означает, что товар до истечения установленной даты должен быть погружен на борт судна, что фиксируется в коносаменте.
При определенных условиях допускается указание в контрактах сроков поставок без фиксации календарных дат или периодов. Так, при продаже товаров с выставок и ярмарок или при торговле между соседними странами контрактом может быть предусмотрена немедленная поставка. По обычаям международной торговли "немедленно" означает обязательство продавца поставить товар в течение такого срока, который необходим и достаточен для выполнения формальностей и транспортировки. При условии "как можно быстрее" продавец обязан принять все меры к поставке товара в кратчайший срок. В контрактах встречаются и такие сроки, как "по мере готовности", "по открытии навигации" и т.д.
При установлении сроков поставки нередко в контракт вносятся специальные оговорки: "Допускается досрочная поставка", "Досрочная поставка возможна только при письменном согласии покупателя", "Досрочная поставка не разрешена" и т.д. В зависимости от условий транспортировки, получения импортных лицензий и специфики использования товара покупателем раздел контракта, касающийся сроков поставок, может содержать дополнительные инструкции экспортерам: грузить товар только в комплекте, комплектовать партии по определенному количеству, извещать покупателя о продвижении товара и т.д.
Условия платежей. Раздел, содержащий согласованные сторонами условия платежей, определяет способ и порядок расчетов между контрагентами, а также гарантии выполнения сторонами взаимных платежных обязательств.
Наиболее распространенной формой расчетов являются платежи наличными.
В международной торговле расчет наличными осуществляется:
- чеками по открытому счету. Чеки представляют собой письменные распоряжения покупателей или заказчиков своим банкам выплатить указанные в них суммы предъявителям (конкретным лицам или организациям) или по их приказу другим лицам (ордерные чеки). Ордерные чеки получили наибольшее распространение во внешнеторговых операциях. При нанесении на ордерных чеках передаточной надписи (индоссамента) они могут переходить от одного держателя к другому;
- переводами. При таких расчетах экспортеры направляют импортерам счета и другие документы за поставленные товары, выполненные работы (услуги), по претензиям и по другим взаимным расчетам. На основании этих документов плательщики направляют в свои банки платежные поручения на перевод денег на счета экспортеров или кредиторов.
В ходе исполнения контрактов нередко возникают ситуации, когда резко ухудшается финансовое положение покупателей, отпадает необходимость в товаре или появляется другой поставщик, предлагающий аналогичные товары лучшего качества или на более благоприятных условиях. В таких случаях экспортеры могут понести большие потери из-за отказов в оплате или из-за необходимости возврата товаров и реализации их другим фирмам. Поэтому в условия контрактов с расчетами банковскими переводами обычно включаются обязательства покупателей предоставлять продавцам финансовые гарантии платежей. Наиболее надежными являются гарантии банков, которые берут на себя обязательства осуществить за покупателей предусмотренные контрактами платежи. Покупатели, в свою очередь, платят банкам стоимость гарантий, которые являются оценкой риска невыполнения платежных обязательств и могут составлять три и более процентов гарантируемой суммы;
- аккредитивами. Аккредитивная форма расчетов предусматривает обязательство покупателя открыть к установленному в контракте сроку в определенном банке-эмитенте аккредитив в пользу продавца на оговоренную сумму. Аккредитивы могут быть открыты как в банках стран импортеров, так и в банках-уполномоченных в странах экспортеров.
Аккредитив открывается на определенный срок, при необходимости импортер может продлить время его действия. За открытие аккредитива банк берет с импортера определенную комиссию, размер которой зависит от суммы аккредитива, степени его сложности и срока действия. В некоторых случаях банки при открытии аккредитивов взимают с импортеров авансы в сумме до 30 и более процентов гарантируемого платежа, а оставшуюся часть суммы списывают со счетов покупателей после осуществления платежей.
Для более полной гарантии платежей экспортеры включают в условия контрактов обязанности импортеров открывать безотзывные аккредитивы, которые предполагают дополнительную гарантию банка в том, что он не разрешит покупателю аннулировать уже открытый аккредитив по каким бы то ни было причинам и обеспечит платеж за поставленные товары в течение срока его действия. Для еще более полной гарантии платежей в условия контрактов включаются обязательства продавцов открывать не только безотзывные, но и подтвержденные аккредитивы, защищающие экспортеров от рисков неплатежеспособности самих банков, открывающих безотзывные аккредитивы.
Поскольку стоимость аккредитивов зависит от их сумм и сроков действия, при равномерных поставках, растянутых по времени, выгодно открывать аккредитивы не на полные суммы платежей, а на частичные, ограниченные доли полных сумм, но автоматически пополняемые по мере осуществления расчетов за очередные партии товаров. Такие аккредитивы называются револьверными;
- инкассо. Инкассовая форма расчетов осуществляется при посредничестве двух банков-корреспондентов - инкассирующего банка экспортера и банка-плательщика импортера.
Экспортер после осуществления поставки товара передает в инкассирующий банк своей страны предусмотренный контрактными условиями комплект товарных документов (документарное инкассо) с приложенным к ним инкассовым поручением. Инкассирующий банк пересылает комплект документов банку плательщика, который, в свою очередь, предъявляет их импортеру для проверки. Если документы по составу и содержанию соответствуют условиям контракта, импортер подтвержд