Тарифные методы регулирования внешней торговли. Функции и структура таможенного тарифа
Существуют две основные группы методов протекционизма: таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных таможенных пошлин к внешнеторговой деятельности.
Наиболее распространенным и традиционным способом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли является таможенная пошлина.
Таможенная пошлина — это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории, и который не может изменяться в зависимости от двух факторов: от общего уровня налогообложения и от стоимости услуг, оказываемых таможней.
По направлению товарного потока: 1) экспортные; 2) импортные
По времени воздействия: 1) постоянные; 2) сезонные
По способу установления: 1)преференциальные; 2) конвенционные (устанавливаются в ходе переговоров сторон); 3) автономные (пошлины, установленные страной (государственной властью) вне двухсторонних или многосторонних договоров)
По способу начисления пошлины (по типам ставок) могут быть: 1) адвалорные; 2) специфические; 3) комбинированные.
Адвалорные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара. Специфические — в зависимости от единиц измерения товаров (за 1 т, за 1 шт., за 1 см3 и т.п.). Комбинированная сочетает адвалорный и специфический способ начисления. Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешнеторговой деятельности. Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная — для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная, или преференциальная, ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагаются таможенными пошлинами.
Антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины относятся к особым защитным мерам. Они не прописываются в таможенном тарифе, вводятся в особых случаях. Это особая защитная группа мер.
Таможенный тариф –это законодательный акт, содержащий перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны.
Содержанием таможенного тарифа является перечень товаров, облагаемых (и не облагаемых) таможенной пошлиной и совокупность ставок таможенных пошлин, соответствующих каждому виду товара.
Общая структура таможенного тарифа РФ представляет собой табличные данные, имеющие следующий вид:
Код товара по ТН ВЭД России | Наименование позиции | Дополнительные единицы измерения | Ставка Таможенной пошлины |
Наименования и обозначение товаров в таможенном тарифе РФ осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской федерации.
Все товары в ТН ВЭД России классифицированы по таким признакам как происхождение, вид материала (из которого изготовлен товар), назначение товаров, их химический состав, степень обработки (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция).
Основными функциями Таможенного тарифа, выступающего инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком являются;
1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
2) поддержание рационального соотношение вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
4) защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.
17Методы стимулирования экспорта.
Стимулирование экспорта - поощрение деятельности национальных предприятий-экспортеров.
Методы стимулирования:
1. Экспортные премии (субсидии) - финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу.
2. Экспортные кредиты распространяются в основном на готовую продукцию, Включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования.
3. Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, сроки страхования достаточно разноообразны. Реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамент гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).
4. Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов.
5.Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют.