Теоретические аспекты рынка средств производства
Как известно, под рынком понимается сфера, где производится эквивалентно-возмездный обмен, выражающийся в купле-продаже тех или иных видов товаров. При этом сам процесс реализации товара означает общественное признание всех затрат индивидуального производителя, связанных с производством данного товара, а также включение его труда в единый общественный оборот.
Кроме этого любой рынок объективно предусматривает куплю-продажу различных товаров. Однако не вся купля-продажа может свидетельствовать о наличии рынка. Таким образом, наличие самого акта купли-продажи является еще недостаточным основанием для фиксации рыночной связи, так как купля-продажа может иметь место и в любой фондируемой системе распределения и при этом не менять содержания самого процесса.
Долгое время объектом купли-продажи в нашей экономической литературе определяли либо товары народного потребления, либо услуги. В условиях же рыночной экономики в России формируются инфраструктуры разных типов рынков: рынка труда, рынка земли, фондового рынка, валютного рынка, а также рынка средств производства.
Для формулировки понятия «рынка средств производства» необходимо прежде всего четко уяснить, что средства производства в условиях рыночной экономики становятся таким же товаром, как, к примеру, товары народного потребления, услуги, земля, труд, валюта, ценные бумаги и т.д.
Известно, что так называемое производство средств производства наряду с производством товаров народного потребления по своей сути относится к товарному производству, так как средства производства производятся для обмена их на рынке путем купли-продажи. Соответственно средства производства становятся тем продуктом труда, который как раз и произведен для обмена, т.е. товаром. При этом с точки зрения экономической теории, чтобы продукт труда стал товаром, он должен будет обладать двумя свойствами:
во-первых, удовлетворять потребности, т.е. быть полезным и, следовательно, обладать потребительной стоимостью; во-вторых, иметь способность обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях, т.е. обладать меновой стоимостью.
Также этим свойствам средства производства удовлетворяют: с одной стороны, средства производства участвуют в процессе производства и продажи товаров народного потребления, т.е. они полезны, а с другой стороны, их меновая стоимость становится внешним проявлением стоимости средств производства посредством обмена их на другие товары путем бартерных операций или товарно-денежных отношений. Таким образом, в условиях рынка средства производства становятся самым настоящим товаром, со всеми присущими ему свойствами.
Сформировался рынок средств производства в России лишь в последние годы, когда в ходе реализации коренной экономической реформы система фондируемого распределения средств производства централизованными органами снабжения полностью прекратила свое существование и, таким образом, возникла объективная необходимость перехода к их свободной продаже. При этом объектом купли-продажи здесь являются собственно средства производства по всей широкой номенклатуре.
Но так как в целом категория рынка средств производства представляет собой сферу, в которой происходит обмен продукцией производственно-технического назначения, при которой реализуются ее потребительные стоимости, то ее следует рассматривать также и как часть всей сферы товарного обращения. При этом для создания условий возникновения конкурентной среды на рынке средств производства, необходимо наличие достаточного количества обособленных фирм — производителей однородных видов оборудования, которые выходили бы на свободный рынок с предложением своей продукции, отвечающей требованиям научно-технического прогресса.
Степень развитостирынка средств производства, его влияния на поведение участников процесса материально-технического обеспечения и его экономику определяется способами организации обмена товарами.
Другой особенностьюрынка средств производства является его высокая неоднородность и исключительное разнообразие товаров. На рынке товаров и услуг разнообразие еще больше, но здесь каждый товар или группа товаров имеет свой рынок, что отсекает его от остальной массы, позволяя учитывать все его специфические особенности. Рынок же средств производства такими возможностями не располагает.
Свобода предприятия зависит от обеспеченности средствами производства, возможности свободной реализации продукции, установления на, нее цен, заключения договоров. В этой связи большое значение имеет наличие рынка средств производства. Такой рынок существует главным образом в форме оптовой торговли средствами производства, т.е. торговли более или менее крупными партиями.
Оптовая торговля включает как непосредственные коммерческие связи между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями, так и связи между ними через посредника - товарной бирже, ярмарки, аукционов и мелкооптовые торговые предприятия. Прямые договорные связи между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями средстве »производства наиболее распространенные тогда, когда между предприятиями сложилась устойчивая кооперация труда. Заключая договоры, предприятия определяют объемы и ассортимент средств производства, их качество, сроки и условия поставки.
Рынок средств производства, как любой другой тип рынка, связывает интересы двух сторон — продавца и покупателя. Обычно это юридические лица различных организационно-правовых форм собственности. Продавец — это фирма-производитель или фирма-посредник. Покупатель — это предприятие, которым будет установлено и пущено в рабочий режим то или иное продаваемое оборудование. При этом интересы такого покупателя определены спросом на конкретный вид оборудования или техники, вернее, спросом на его потребительную стоимость (полезность), выраженную в деньгах как всеобщем эквиваленте. Интересы же продавца продукции производственно-технического назначения представлены товарным предложением широкой его номенклатуры. Эта продукция, предлагаемая на рынок средств производства, также представляет собой определенную потребительную стоимость. Только ей, в свою очередь, еще только предстоит реализоваться в стоимости товара: машин, оборудования, станков, техники и т.д. Поэтому такие отношения между продавцами (производителями) средств производства и их потребителями, проявляясь на рынке в форме предложения и спроса, в целом отражают совокупность экономических связей между производством и конечным использованием приобретенных средств производства.
К сожалению, российский рынок средств производства начал формироваться в весьма неблагоприятной экономической ситуации. Прежние хозяйственные связи оказались разбалансированы либо вообще разорваны как на вертикальном, так и горизонтальном уровнях. Это в свою очередь привело к падению объемов производства отечественных видов продукции производственно-технического назначения. Низкое их качество и технические характеристики также привели к ориентации потенциальных покупателей средств производства на импорт.
В целом же для полноценного функционирования отечественного рынка средств производства, по нашему мнению, необходимы следующие предпосылки.
Во-первых, исходя из того, что под рынком средств производства понимается экономическая категория, отражающая совокупность эквивалентно-обменных операций, возникающих между их производителями и потребителями, объективно возрастает роль товарно-денежных отношений, их активизация,
углубление и всеобщность. В противном случае возможна замена товарно-денежного обращения различного рода бартерными сделками, ведущими к натурализации обмена средствами производства и тормозящими распространение их на рынке.
Во-вторых, важной предпосылкой развития рынка средств производства становится расширение прямых хозяйственных связей, складывающихся между фирмами-изготовителями и предприятиями-потребителями, поскольку каждое экономическое отношение, возникающее между ними по поводу обмена продуктами своего труда, по сути, является связью. Эти хозяйственные связи понимаются как прямые в том смысле, что они не опосредованы какими-либо формами распределения. Это, конечно, ни в коем случае не исключает наличие оптово-посреднических фирм. Но при условии полного их партнерства в коммерческих отношениях.
Интересно вспомнить, что в начале XX в. в царской России существовал вполне полноценный рынок средств производства. В те годы широкое распространение стали получать крупные синдикаты и тресты, занимавшиеся производством и продажей разнообразной продукции производственно-технического назначения. Такие предприятия зачастую создавались со значительной долей участия иностранного капитала. В значительной мере способствовала развитию рынка средств производства в те годы мобилизация всего промышленного и финансового потенциала России накануне Первой мировой войны. Столыпинская реформа в сельском хозяйстве, преобразования в экономике министра Витте значительно оживили рынок сельскохозяйственной техники, средств транспорта, машин и станков. В это же время изменилось техническое состояние средств производства, связанное с научными открытиями в области механики, электрики, термодинамики. Но вместе с этим отечественный рынок средств производства на заре XX в. все еще значительно зависел от поставок импортной техники. Отечественные аналоги зачастую были технически примитивны, использование их представлялось малоэффективным. Значительная номенклатура техники в России вообще не производилась.
Революция 1917 года полностью перечеркнула рыночные отношения в области средств производства, введя жестко фондируемую систему их распределения, которая за редким исключением (период нэпа), практически в неизменном виде просуществовала вплоть до середины 60-х гг. XX в. Такая система материально-технического обеспечения промышленных и торговых предприятий предусматривала не только централизованное выделение фондов и лимитов средств производства, но и централизованное прикрепление потребностей к поставщикам.
Вновь к вопросу формирования рынка средств производства вернулись лишь в период экономической реформы второй половины 80-х гг. Тогда был принят ряд постановлений, направленных на перевод всей отрасли материально-технического обеспечения на торговлю оборудованием. При этом во внимание принималась лишь оптовая торговля, продажа единичных образцов либо лизинг тогда еще не рассматривались.
Таким образом, если в 1987 г. удельный вес торговли средствами производства в общем обороте материально-технического снабжения составлял около 4%, к 1991 г. он достиг уже 70%. При этом оборот по оптовой реализации средств производства за эти годы увеличился в 20 раз. Рыночные преобразования 90-х гг. коренным образом сказались также на системе материально-технического обеспечения. Фондируемое распределение средств производства в нашей стране было ликвидировано к 1994 г., в связи с чем возникли предпосылки формирования в РФ полноценной инфраструктуры рынка средств производства, что объективно способствует внедрению маркетинга в данной отрасли.
Распространенным видом оптовой торговли средствами производства б торговля через товарные биржи. Товарная биржа представляет собой особый рынок, на котором осуществляется оптовая торговля массовыми однородными товарами и зарождается спрос и предложение этих товаров по масштабу региона; страны, содружества стран и мирового рынка. Особенность торговли на бирже является то, что товары непосредственно не переходят из рук в руки. Соглашения заключаются на основе предъявления и осмотра установленных форм документов, регламентирующих номенклатуру, объем, сроки, форму доставки, а также цену товара.
Особую роль в развитии рынка средств производства играет внешняя среда, поскольку определяющая роль факторов внешней среды, различных по направленности и продолжительности воздействия, постоянно меняется. Очень ярко такая сложная взаимосвязь длительных тенденций, среднесрочных колебаний и краткосрочных изменений видна при изучении конъюнктуры впервые появляющихся на рынке новых товаров.
Механизм взаимодействия внешней среды с рынком средств производства обеспечивает его функционирование. К внешним факторам относят:
– экономические;
– политические;
– географические;
– научно-технические;
– социальные.
Учет внешней среды при комплексном исследовании рынка позволяет оптимизировать управленческие решения, особенно в области материального обеспечения.
Эффективное функционирование рынка средств производства в значительной степени зависит от инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура - это система институтов и посреднических структур, связывающая производителя продукции (услуг) и потребителя в едином рыночном пространстве, устраняющая противоречия между масштабами производства и потребления и позволяющая всем ее участникам обеспечить достижение поставленных целей.
Важнейшим звеном инфраструктурного комплекса является инфраструктура оптового рынка, которая представляет собой комплекс рыночных элементов, обеспечивающих эффективное функционирование рынка. К ней относятся биржи, коммерческие банки, аудиторские фирмы, инвестиционные компании и т.д.
Как показывает зарубежный опыт функционирования рынка средств производства в значительной степени зависит от развитого инфраструктурного комплекса.
Несмотря на наличие определенных экономических свобод в рыночной экономике следует признать, что рынок средств производства нуждается в регулировании. Это связано с необходимостью поддержания сложившихся рациональных хозяйственных связей в регионе и установления новых, использования при этом современных экономических форм взаимоотношений, например, лизинг, региональный заказ и т.д.
Причем все методы регулирования регионального рынка средств производства можно подразделить на прямые и косвенные.
К прямым методам регулирования регионального рынка средств производства можно отнести:
- квотирование средств производства и сбыта отдельных видов продукции, предметов и средств труда;
- госзакупки, субсидии и субвенции производителям средств производства и прямое финансирование перспективных разработок новых видов средств производства.
К косвенным, или экономическим, методам регулирования регионального рынка средств производства относятся:
- предоставление льгот производителям средств производства, дотаций на оплату потребительских ресурсов, разрешение ускоренной амортизации;
- понижение ставки налогов или полное освобождение от них;
- выдача государственных гарантий под кредиты коммерческих банков производителям средств производства;
- регулирование цен в целях ограничения спроса на отдельные виды средств производства.