Особенности внешней торговли РФ.

Показатели внешней торговли любой страны определяют уровень ее участия в мировой торговле. Чем выше эти показатели, тем выше уровень экономического развития этой страны, и соответственно, выше уровень влияния на глобальные экономические процессы, происходящие в мировой экономике. Страны, доля которых в мировой торговле является доминирующей, имеют не только экономические, но и политические рычаги влияния на мировую торговлю.Россия экспортирует, в основном, энергоносители (нефть и нефтепродукты, газ, уголь), стальной прокат, черные и цветные металлы и полезные ископаемые. Большую часть российского экспорта обеспечивает нефть и нефтепродукты. Также ведущими статьями экспорта являются природный газ, лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, вооружение. В страны дальнего и ближнего зарубежья экспортируется более 300 млн. тонн нефти и около 250 млрд. кубометров газа.

Импортирует Россия машины и оборудование, транспортные средства, потребительские товары, продовольствие, химическую продукцию, потребительские промышленные товары

Основные торговые партнёры России - Германия, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США, Финляндия.Россия обеспечивает большую часть потребностей стран СНГ в нефти и нефтепродуктах, газе, лесоматериалах, машинах и оборудовании. Для большинства стран ближнего зарубежья Россия остается главным торговым партнером.


35. мировой рынок услуг: стру-ра,динамика,тенденции разв-ия. Услуги-это экн-ая дея-ть удовл-ая личные потре-ти общ-ва,потре-ти разного рода предп-ий,объе-ий орг-ий или потре-ти общ-ва вцелом невоплощенные в матер-но вещест-ой форме. Закономерность:увел.доли трудовых матер-ных финан-ых ресур. Наблюд-ся увел.занятости. Специфика торговли услугами:1) неосязаемость 2) невидимость 3) неравзрывность про-ва и потре-ия 4) неоднородность и измен-ть кач-ва 5) неспособность услуг к хранению. Стр-ра 1) транспорт(пассаж.,грузовой) 2) поездки(деловые,личные) 3) связь (почта,курьерство,телефон-ая) 4) строит-во 5)страх-ие 6)финан-ые 7) компью-ые 8) роялти и лицен-ые платежи 9) личные культ-ые рекреац-ые услуги 10) правительств-ые. Ведущие страны мира в экспорте услуг: США, Франция, Германия, Япония, Италия, Швеция, Китай и др.Главная закономерность:опережа-ий рост сферы услуг в сравнении с матери-ым произв-ом и расширение её хозя-ых позиций. ВТО выделяет 12 отраслей.Наиболее открытый туризм. Регул-ет м\д-ую торговлю услугами генеральное соглаш-ие о торговле услугами (ГАТС). ГАТС яв-ся одним из главных приложений к согла-ию об обр-ии ВТО, круг его ведения охваты-ет все виды услуг кроме тех,поставка кот. связана с првит-ыми функ.упра-ия,подробно оно рассм-ет финан-ые услуги,кот. вкл. Услуги перемещ-ые через нацио-ые границы,кот.произ-ся и потреб-ся иностр-ыми физ и юр лицами на терр-ии стран-учстниц. ГАТС пред-ет 2 вида обяз-в: 1) общие 2) специф-ие,касаю-ся конкр-ых условий,доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязат-ва,обес-ет равный доступ стран на национ-ый рынок услуг,но не опр-ет условия такого доступа. К специф-им обяз-ам: по предоставлению иност-ым поставщикам услуг свободного доступа или нацио-ого режима на рынке данной страны. Подписывая ГАТС гос-во не обяз-но сразу либерализировать свой рынок услуг во всех секторах до уровня предо-ия нац-ого режима. Проводя переговоры о всту-ии в ВТО по рынку услуг РФ должна принять общие требо-ия ГАТС. Способы поставки услуг: 1) трансграничная-потреб-ль и постав-ик наход-ся по разные стороны границы 2) потре-ие за рубежом-перемещение потре-ля в др. страну 3) коммер-ое присут-ие-созд. Филиалов и представи-в 4) перемещ-ие физ-их лиц-работники оказ-ют услуги в др. стране. Особен-ти торговли услугами 1) регули-ся не на границе а внутри страны 2) услуги не подлежат хранению 3) имеют гос.защиту 4) тесная взаимосвязь с торговлей товарами 5) не все виды услуг яв-ся предметом торговли. Сейчас эпоха сетевой компьютеризации (лидер США). Развитие системы Интернет. В конце 90-х про-во компью.прог.по заказам зарубеж.фирм – оффшорное программ-ие (достои-ва-появл.доп.рабочих мест для высоко квалиф.специал.заинт-ых в эмиграции). В РФ это важный источник доходов. Еще вид услуги-реклама,консультац-ый бизнес,кредитно-финан-ые и страхо-ые услуги, образ-ие,услуги социа-но культ-ого профиля. В РФ доля занятых в сфере услуг выше 50%. В РФ трансграничная торговля и создание филиалов





36. . Лизинговые и арендные операции. Лизинг-арендовать,брать в аренду. Лизинг-договор аренды,преду-ий предо-ие лизигодателям (арендодателям) принад-их ему обору-ия машин,ЭВМ, и склад-ого назн-ия лизингополуч-лю (арендатору) в искл-ое Поль-ие на уста-ый срок за опред-ое вознагр-ие-аренд-ую плату,кот. вкл. % ставку,закр-ую стои-ть привл-ия сред-в арендодат-ям на денежном рынке с учетом необ-ой прибыли банка и аморти-ию имущ-ва.Лизангодатель и лизингополучатель оперирует с капиталом,не в денежной, а в произв-ой форме,что сближ-ет лизинг с инвестр-ем.После оканч-ия срока и выплаты всей суммы договора объект лизинга остает-ся соб-ью лизингодателя.Виды Лизинга: в зав-ти от состава участников сделки: 1) прямой лизинг-поставщик сам сдает объект в лизинг 2) косвенный-передача через посредника 3) оперативный – контракты на короткий средний срок,право в любое время расторгнуть договор 4) финан-ый – длит.срок контракта от 5-10 лет и аморти-ия всей части стоим-ти обору-ия, различают: лизинг нового имущ-ва (из первых рук), лизинг б\у имущ-ва (из вторых рук). По объектам сделок: лизинг движи-ого и недвижим-ого имущ-ва.Лизинговые компании могут привлекать ссуды-лизинг с допол.привлечением сред-в. Преимущ-ва лизинга перед обычной ссудой: 1) лизинг-100% кредитование 2) не требует немедле. Начала платежа 3) не требует допол.гарантий 4) лизинг более гибок чем ссуда, т.к. предос-ет возм-ть выработать удобную для покупа-ля сферу финан-ия 5) ссуда-ограни-ые сроки и размеры погашения 6) лизинг-платежи по договор-ти,суммы платежа отлич-ся. Риск устаревания оборуд-ия на арендодателе. Простой учет аренду-ого имущ-ва. Платежи лизинга ведутся из суммы прибыли от исп-ого обор-ия и не подл-ат налогооблаж-ию. При м\н лизинговых операциях арендатор полу-ет налоговые льготы,т.о снижение выплат. Недостатки лизинга: арендатор не выигрывает на повыш-ии остато-ой стоим-ти оборд-ия;сложность орг-ии,стои-ть лизинга больше ссуды.

37. Международный страховой бизнес,виды страхования ВЭД. Фронтинг.Страхование-это способ возме-ия убытков которые потерпело юр или физ лицо посредствам их распред-ия м\д многими лицами. Возме-ие убытков-из средств страхо-ого фонда страховой орг-ии. 4 сектора стра-ия: 1) прямой страх-ие 2) перестрах-ие 3) рынок посреднических услуг в страх-ии 4) рынок вспомаг-ых услуг в страх-ии. Операторы мирового страх-ия: 1) страховщик универ-ый (страх-ая компания по всему виду рисков) 2) страховщик специализ-ый-страх-ая компа-ия по ограни-ому виду рисков. Виды страх-ия: 1) по форме орг-ии а) гос-ая (страховщик гос-во) б) акционерное – страховщик частный капитал в виде АО в) взаимное страх-ие – страховщик не гос-ая орга-ия форма г) копер-ая – негос-ая орга-ая форма, страх-ие проводится кооперативами д) медиц-ая. 2) отраслевой признак а) личное страх-ие (жизнь,здоровье человека) б) имущ-ое (имущество в различных видах) в) страх-ие ответ-ти (перед 3-ми лицами) г) страх-ие эк-их рисков (2 подотрасли-1) риска прямых потерь (прибыли) 2) косвенных потерь (выгоды). 3) по форме проведения а) обязат-ое б) добровольное. Фронтинг-операция в процессе кот.компания офор-ет страх-ой полис (фронт-полис),но передает риск др.страховщику. Он осущ-ся-страховщик желает попасть на рынок,куда он сам либо его полисы не допус-ся. Эта компания предл-ет офор-ть за вознагр-ие страховой полис, а затем переводит на себя риски и страх-ой взнос. Страхователь-юр или дееспособное физ лица заклюю-ие со страхов-ками договоры страх-ия. Страховщик-юр лица созданные для осущ-ия страх-ой деят-ти и получ-ие лицен-ию на осу-ие этой деят-ти. Страховая стои-ть-действительная, фактическая стои-ть объекта для цели страхования. Страховая сумма-опред-ая договором страх-ия или устано-ая законом денежная сумма исходя из кот. устан-ся размеры страх-ого взноса. Обяз-н договор страх-ия (это согл-ие м\д страхователем и страховщиком по кот. страховщик обяз-ся при страх-ом случае проивести страх-ую выплату страхователю). Страховой риск-риск кот. м.б. оценен с точки зрения вероят-ти наступления страхового случая и количе-ых хар-к ущерба. Виды рисков связянных с ВЭД: 1) внутренние (завис-ая от Дея-ти пред-ия) (аварии,пожары,забостовки,воровство и др.) 2) внешние-не зависят от деят-ти предп-ия (риск падения спроса,изм-ия цены,банкроства,полит.,военные,стихийные бедствия и др.). Последствия рисков: 1) рыночные (изм-ие спроса и предложения) 2) полит-ие (тариф.и нетариф. Огра-ия) 3) комме-ие (недобросовестть контрагента) 4) валютные (колебание валютных курсов) и др. Страхование полит. Рисков занима-ся ИНГОССТРАХ.

38. Международный туризм,виды,масштабы,география. Эко-ая сущность. Межд-ый туризм-успешно развив-ая отрасль мирового хозя-ва.Оказывает влияние на ключевые отрасли эк-ки (транспорт,связь,стро-во и др.). Туризм – 1) временное перемещение (до 1 года) людей из мест где они живут и работают в др.места.2)лица посещаемые др.страну (мин 1 ночлег) с любой целью кроме работы. Виды туризма:1) по цели поездки а) позноват-ый или культурно-развлекат. Б) деловой в) этнический – посещение родст.родителей. г) религио-ый(поломничество) д) спортивный е) рекреации-ый (отдых) ж) учебный з) экзотический 2) способы передвижения 3) по сроку поездки (продолж. Краткоср. Тур выходного дня 4) сезонности (летний, зимний,межсезон) 5) по уровню орг-ии (инд-ый,групповой,самодеят-ый туры) 6) по демограф-ому составу участников 7) по направл-ти турист.потоков (въездной,выездной,внутренний) 8) по принципу оплаты (коммер-ий,социал-ый,интенсив туризм-поощрительная поездка). Геогра-ое сосред-ие м\н тури-их обменов соотве-ет геогр-ой концентрации торговли. Особенно-ти: в отличие от внешней торговли обмен не товарами,а туристами, немобильные,не подлежат хранению,отсут-ет гибкость,сезонность,наиболее капиталоемкое и трудоемкая отрасль,зависит от полит-ой и эк-ой ситуации,а также моды и рекламы,источник валютных постаплений и др.Вклад м\н туризма в платежный баланс страны выражается в виде разницы м\д расходами иностр-ых туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за рубежом. Полаж-ый турист-ий баланс: Франция,Кипр,Италия,Мексика,Тайланд и др. Отриц-ый: Германия,Канада. 5 перспек.тури-их направ-ий 21 века: 1) преключенческий туризм 2) круизы 3) экотуризм 4) куль-познав. 5) темат-ий (интерес к конкретному явлению

39. Толлинговые операции.(ТО)М\д ТО-это широко распр-ая в мировой практике и одобре-ая ВТО про-во с испл. Довальческого сырья. Эти операции экспорта услуг. Толлинг-произ-ая Дея-ть связанная с переработкой ввозимого из-за рубежа сырья принад-его на правах соб-ти иностр-ому партнеру по бизнесу с послед-им вывозом готовой прод-ии также принад-ий владельцу сырья в его страну. Внутренний толлинг-партнер закупает сырье внутри страны. Внешний-сырье ввозится из-за рубежа. При толлинге соб-ик сырья-соб-ик конечной прод-ии. Формы расчетов оплаты: 1) денежными сред-ами по согл-ой цене 2) частью готовой прод-ии 3) часть давальче-ого сырья переходит в соб-ть предп-ия переработчика. Цель:загрузка имею-ся на пред-ях мощностей,трудовых ресурсов и получ-ие прибыли от эфф-ого разд-ия функций м\д пред-ями переработчиками и толлинговыми комп-ями.Мотивы: для заказчика 1) снижение себе-ти прод-ии 2) отсут-ие в стране заказчика произ-ых мощностей 3) испл-ие выгодных условий м\н тран-ов 4) испл-ие толлинговых схем в странах с наиболее выгодными там-ыми и налог-ыми условиями. Для переработчика: 1) загрузка простаивающих произ-ых мощ-ей 2) нехватка оборотных сред-в 3) выход на мировой рынок (в РФ алюмин. Пром-ть) 4) получ-ие прямых инве-ий. Для страны: 1) осущ-ие прямых инве-ий в перера-ую страну в форме созд-ия в ней своего предп-ия для выполн-ия процесса переработки à занят-ть. Толл-ая Дея-ть осущ-ся во многих отраслях пром-ти: чер и цв металл-ии,пищевая,текст-ая и др. отрасли. Договор на переработку давальческого сырья – смешанны договор. Способы оформ-ия сделок: 1) заем зачет взаимных требо-ий, встречная закупка и поставка и т.д. Основа договора-договор подряда.К м\н ТО применя-ся НДС.

Инжиниринг.М\н инжиниринг-форма обмена нау-тех знаниями-оказа-ие одной стороной (консуль-ом) др. стороне (заказчику) комплекса или отд-ых видов инж-но-тех-их услуг связанных с проектри-ем строи-ом и вводом объекта в экспл-ию с разработкой новых и усовер-ем имеющихся технол-их процессов на предпри-ии заказчика, внедрением изд-ия в про-во,сбытом прод-ии. Полный комплекс услуг и поставок необ-ых для сооруж-ия нового объекта наз-ся комплек-ым инжинирингом. Инжиниринг (ИН) м. разделить на несколько состав-их: 1) консультативный ИН-услуги по проек-ию объекта,подготовка м\н торгов,разработка планов строи-ва и контроль за провед-ем работ 2) техно-ий ИН-предост-ие техн-ий для стро-ва промыш-ого объекта 3) строительный ИН-строит-во,поставка и монтаж оборуд-ия 4) управл-ий ИН-услуги по орг-ии произ-ой стр-ры и др. Объекты инженерно-тех-ого консуль-ия м.б. разрабатываемые и реализ-ые проекты,так и отд-ые само-ые,разные по масштабам меропри-ия. Фирма оказ-ая м\н инжиниринговые услуги: 1) специа-ые ИН фирмы (инженерно-консу-ые фирмы,инженерно-строит-ые фирмы) 2) промыш-ые компании (компании проектировщики,компании произ-ли обор-ия). Услуги оказываемые инженерно-консуль-ыми фирмами: 1) прединвестиционные иссл-ия и консультации 2) разработка проектов и контроль за их осущ-ем или базовые услуги. Виды договоров на оказание ИН услуг:1) договор подряда (на проектные и изыскат-ые работы) 2) возмездные договоры (на провед-ие маркети-ых иссле-ий и рекламных услуг). Отношение консуль-та с заказчиком зависят от избранного метода внедрения проекта, различают: 1) обычный метод 2) метод внутрифирменного осущ-ия проекта 3) метод руко-ва проекта 4) метод осущ-ия проекта в проекте «под ключ» - фирма консультант выпол-ет функции консуль-ия и для заказчика и для фирмы осуще-ая проекты «под ключ».

40. Сущность и принципы международных расчетов. Способы платежа и формы м/н расчетов.

М/н расчеты- это система орг-ции и регулир-ния платежей по ден-м треб-ниям и обязат-вам, возник-м при осуществлении внешнеэкон-кой деятельности между гос-ми, фирмами, предпр-ями и гражд-ми, наход-ся на терр-ях разных стран. В м/н торговле сущ-ет 2вида расчетов: 1)денежные формы расчетов 2)безденежные формы.

К безденежной форме расчетов относятся только бартерные сделки. Все остальные расчеты относ-ся к денежной форме, кот. делится на наличные и безналичные. Безналичные расчеты напр-р: акцептные формы, аккредитивы, платежное поручение, тов-ный кредит, чек, инкассо, вексель и т.д. Под наличным расчетом подразумевается полная оплата товара до срока или в момент перехода тов. либо товарораспорядительных док-ов в распоряжение покупателя (возможны и авансовые платежи). Основными формами м/н расчетов яв-ся: банковский перевод, документарное инкассо, докум-ый аккредитив, авансовые расчеты, расчеты по открытому счету, расчеты в виде векселей и чеков. 1) банков-ий перевод- это расчетная банковская операция, производимая посредством направления телеграфом или по почте платежного поручения одного банка другому. (Плат-ое поручение это банк-ий док-т свидет-ющий о выплате суммы покуп-лем продовцу).2) инкассовая форма- банк по поручению клиента(экспортера) получает платежи от импортера(плательщика) после отгрузки тов. или оказания услуг. Получ-ные средства зачисляются на счет клиента в банке. Эта операция более выгодна для импорера. 3)Аккредитивная форма-(более выгодна для экспортера) поручение банка произвести по просьбе клиента оплату док-ов в пользу 3-го лица-экспортера при вып-нии им опред-х условий. Аккред-в может обеспечить краткосрочный кредит при условии согласия банка произвести покупку док-ов.4) расчеты в форме аванса (выгодна для экспортера)- оплата части стоимости контракта до отгрузки тов (=1/3 общей суммы контракта ).Платеж после отгрузки тов. производится покуп-ем после получения телеграф-го сообщ-ния от продавца с подробным описанием отгруженных тов.5)по открытому счету(для импортера)- импортер соверш-ет периодические платежи экспортеру после получения тов. После завершения расчетов произв-ся окончат-ная выверка и погашение оставшейся задолжности. 6) валютные клиринги-расчеты во внешней торговли в форме обяз-го взаим-го зачета м/н требов-ий и обязательств на основе межправит-ных соглаш-ний. Зачеты произв-тся в обязат-ом порядке.7) другие формы расчета-расчеты с использ-ем с-мы СВИФТ (акционерное общ-во «Всемирная межбанковская финансовая телекоммуникационная сеть»).

41. Базисные условия поставки товара. Структура “Инкотермс”. Основные положения условий поставки товаров.

Носит рекомендат хар-р, имеет обязат силу, если в контр-те на него делается соотв ссылка. При расхождении преимущ-ва отдаются контр-ным усл-ям. 13 базисов поставки: послед-но, по мре увеличения расходов и ответ-ти продавца по доставке тов. (цены увеличиваются). Всего 4 категории в зависимости от трансп расходов и рисков. Это делении введено с 1990 г. «Е» - отгрузка: продавец не несет рисков и расходов по доставке грузов; с завода. «F» - основная поставка (перевозка частично оплачена): продавец оплачивает трансп-ку, и несет риски до промежут-го пункта. Покуп-ль забирает тов с тер-рии продавца. «С» - осн поставка (перевозка оплачена). Продавц несет расходы до места назначения, но риски передаются на промежуточн пункте отгрузки, как при «Е». «D» - доставка или прибытие. Продавец несет расходы и риски до места назначения. Цена увеличилась.Условия поставки: универсальные , специальные (для 1 вида трансп-та). FAS, FOB, CFR, CIF, DES, DEQ - водные, DAF (не спец, для ж/д или авто).EXW – с завода в наименованном пункте, продавец выполняет обязат-ва, когда пердает тов покуп-лю у себя на предпр-тии (складе), тов д б полностью готов к отгрузке. Покуп-ль несет все расходы и риски за организацию перевозки до места назначения, в тч там очистку, получение эксп-й лицензии. FCA – свободно у перевозчика. Прод-ц выполнят обязат-ва по поставке тов, при передаче го в оговоренном месте (чаще всего – грузовой терминал магистр трансп-та: ж/д станция, аэропорт) Эксп там пошлина (очистка) оплачивается продавцом. Выбор у прод-ца: м поставить тов на своем предприятии (есть ж/д колея) и отвчает за погрузку тов на трансп ср-во перевозчика ил доставляет за свой счт на терминал магистр трансп-та, где перевозчик за счет покуп-ля разгружает тов, прибывший на тов ср-ве продавца. FAS – свободно вдоль борта судна. Продавец обязан разместить тов вдоль борта судна. На причале в согласованном порту отгрузки. Покуп-ль с этого момента несет все расходы и риски гибели или повреждения тов. Тамож и эксп очистка – на продавце. FOB – свободен на борту судна. Продавец д поставить тов на борт судна в указанном порту отгрузки. Далее расходы и риски несет покуп-ль. Тамож эксп очистка – на продавце. CFR – ст-ть и фрахт. Продавец несет расходы и фрахт для поставки тов в порт назначения. При этом риск утраты и повреждения тов переходит с прод-ца на покуп-ля, когда тов нах-ся на борту судна в порту отправления. Эксп очистка – на прод-це. СIF – ст-ть, страх-ние, фрахт. Усл-я CFR + страхование груза в пользу получателя. Прод-ц заключ-ет дог-р страх-ния и передает полис вместе с др док-ми получателю. CPT – трансп-ка оплачена до опред пункта. Продав-ц оплачивает доставку тов до поименованного пункта в стране назнач-я. Риск переходит с прод-ца на покуп-ля в момент передачи тов в распоряж-е первозчика в пункте отправления. Обязанность прод-ца – эксп там очистка. CIP – трансп-ка и страх-ние оплачены до. CPT + страх-ка. Продав-ц закл дог-р страх-я и оплачивает страх премию, обеспесивает там очистку для эксп-та. Этот базис сухопутный (=CIF (только CIF-морской)). DAF – поставка на границу. Продав-ц обеспечивает уплату вывозных там пошлин и поставку на погранич пункт страны отправления (м оговар-ся граница-страна назнач-я). DES – доставлено на судно в поименованном месте. Прод-ц несет все расходы и риски по доставке тов в порт назнач-я. Имп там очистка осущ-ся покуп-ем (водн тр-т). разгрузка не входит в обязанности прод-ца. DEQ – поставлено на причал в поименованном пункте. Прод-ц доставляет тов на причал, т.е. разгружает, несет риски. Имп там платежи, имп лицензия – покуп-лем. DDU – доставлено, пошлина не уплачена. Прод-ц оплачивает вс расходы и риски по дост-ке тов в поименов пункт страны назн-я. Расх по уплате ввозн там пошлин - на покуп-ле. DDP – поставлено с оплатой пошлины в поименов пункте. Прод-ц берет на сбя все расх по дос-ке тов в место наз-я, несет риски и оплачивает все сборы, включая там пошлины страны назнач-я.

42. Класси-ия форм м\н движения инвестиций,сущ-ть вывоза капитала,масштабы и формы движения капитала, феномен ТНК. Пред-ий капитал-прямые или косвенные сред-ва,кот. вклад-ся в про-во с целью полу-ия прибыли. Класси-ия форм движения инве-ий:по источ-ам проих-ия 1) гос-ый 2) частный; по хар-ру испо-ия 1) заемный 2) предпри-ий; по сроку вложения 1) долгосрочные 2) среднесрочные 3) краткосрочные; по форме предоста-ия 1) товарная 2) денежная; по исп-ию 1) прямые-вложение капитала с целью преоб-ия долго-ого эк-ого интереса в стране приложения капитал, обес-ая контроль инвестора над объектом разме-ия капитала а) вложения компа-ями зарубеж соб-ого капитала б) ренивестирование прибыли в) внутрефирменные переводы 2) партфельные-вложение капитала в иност-ые ценные бумаги не дающие инвестору право реального контроля над объектами инвести-ия а) акционерные ценные бумаги 2) долговые ценные бумаги (прямые дереваты).Сущ-ая часть миграции капитала приходитсяся на зарубежные инвес-ии. Приток капитала в страну выз-ет спрос на нац-ую валюту, что м. явиться способом предержания высокого уровня валютного курса. Гос-во заинтер-но в импорте своих капиталов, т.к. это обес-ет приток доходов в страну из др. стран. Рынок капиталов-это сфера форм-ия спроса и предл-ия на капитал обесп-ая аккумуляцию и перераспр-ие денежных ср-в, движение основного капитала, максимизация прибыли. Он делится на:1) на рынок ценных бумаг 2) рынок средне- и долгосрочного кредита 3) рынок прямых инвестиций в т.ч. иност-ых. Основным каналом экспорта произ-ого капитала из индуст-ых стран стали ТНК. ТНК-это группа компаний использующаяая в своей дея-ти м\н подход и предлаг-ая форм-ие транснацио-ого произ-ого, торгового и финан-ого комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования. За основу ТНК приняты след-ие критерии: крупный размер фирмы, элементы монопольного поло-ия на рынке, интернацио-ая произ-ая структурара, значи-ая доля зарубежных операций в общей дея-ти, транснацио-ый хар-р, единая глобальная стратегия.

43.

44.

45. Эволюция мировой валютно-финансовой системы.

Для регулирования возникших валютных отношений между странами необходима мировая валютная система, под которой понимается совокупность денежных кредитных отношений, сложившихся на базе интернационализации хозяйственной жизни и развития мирового рынка и закрепленных в международных и государственных правовых нормах.

Мировая валютная система - глобальная форма организаций валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.

Мировая валютная система - включает валютные отношения (повседневные связи в которое вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках в целях осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций, валютный механизм - правовые нормы и представляющие их инструменты на национальном и международном уровнях.

В своем развитии мировая валютная система прошла несколько этапов. Каждый этап отличается основными принципами функционирования системы, но имеет определенную преемственность по отношению к предыдущему.

Выделяют следующие этапы:

Парижская валютная система (с 1867 г. по 20-е годы XX в.);

Генуэзская валютная система (с 1922 г. по 30-е годы);

Бреттон-Вудская валютная система (с 1944 г. по 1976 г.);

Ямайская валютная система (с 1976—1978 годов по настоящее время).

Первая мировая валютная система сложилась стихийно в результате промышленной революции XIX века и на базе расширения международной торговли в форме золотомонетного стандарта. Данную мировую валютную систему называют Парижской в соответствии с местом, где состоялись переговоры о принципах ее функционирования. В этот период национальная и международная валютные системы были тождественны, и только золото выполняло функцию мировых денег, попадая на мировой рынок, где платежи принимались по весу.

Окончание первой мировой войны и восстановление внешнеэкономических связей стран привели к необходимости разработки новых принципов МВС, так наступил второй этап в эволюции МВС, называемый золотодевизным стандартом или Генуэзской валютной системой. На международной конференции по экономическим и финансовым вопросам в Генуе в 1922 году отмечалось, что имеющиеся запасы золота капиталистических стран недостаточны для урегулирования расчетов по внешней торговле и других операций. Кроме золота и английского фунта стерлингов, рекомендовалось использовать так же доллар США. Обе валюты, призванные выполнять роль международного платежного средства, получили название девизных. Большинство стран, таких как Германия, Австралия, Дания, Норвегия, ввели золотодевизный стандарт.

С 1944 года наступает третий этап эволюции МВС — на Бреттон-Вудской конференции был принят золотодевизный стандарт, основанный на золоте, и двух девизных валютах — долларе США и фунте стерлингов. Последним отводилась основная роль, поэтому чаще встречается название золотовалютный стандарт. Данный стандарт относился только к международной валютной системе, внутренняя денежная система функционировала на базе неразменных кредитных денег.

В 1972 г. был сформирован Комитет по реформе МВС, который занимался разработкой и согласованием новых принципов ее функционирования. Современный этап развития МВС начинается с 1976 года, когда на совещании в Ямайке представители 20 стран достигли соглашения о реформировании мировой валютной системы. В 1978 году Ямайские соглашения были ратифицированы большинством стран-членов МВФ. С этого момента вступают в силу принципы системы, которая получила название Ямайская валютная система. резервными валютами официально признаны доллар США, марка ФРГ, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, французский франк;

установлен режим свободно плавающих валютных курсов, т. е. их формирование на мировом валютном рынке на основе спроса и предложения;

разрешено самостоятельное определение государствами режима валютного курса.

46.

47.

48. Международный кредит. Признаки международного кредита. Формы кредита.М/н кредит – м/н перем-е финан-х требований, потоки м\ду кредиторами и заемщиками в разл-х странах или фин-е потоки м\ду собств-ми и предпр-ми, кот-ми они владеют за рубежом, с целью получения % или дивиденда.Основной кредитор- США и страны-нефтеэкспортеры, заемщиками – развив-ся страны Сегодня США стала крупнейшим импортером капитала, а нефтеэкспортирующие страны берут в кредит в сумме почти столько же, сколько они сами дают в кредит.Формы м/н кредита:1. назначению:• коммерческие, обслуж-щие м/н торговлю тов-ми и ус-ми;• финансовые кредиты-для инвест-ых объектов, приобр-ия ценных бумаг, • промежуточные кредиты- обслуж-ия смеша-х форм экспорта капиталов.2.видам:• товарные(при экспорте тов-в с отсрочкой платежа);• валютные (в денежной форме);3. технике предост-ния:• наличные кредиты, зачис-ые на счет заемщика;• акцептные в форме акцепта (согласия платить) тратты им­портером или банком;• депозитные сертиф-ты;• облигационные займы, консорциональные кредиты и др.;4 валюте займа:• м/н кредиты в валюте страны-должника,страны-кредитора,третьей страны.5. срокам• сверхсрочные• краткосрочные кредиты• среднесрочные;• долгосрочные.6. обеспечению:• обеспеченные кредиты;• бланковые кредиты7. в завис-ти от категорий:фирменные(частные);банковские;брокерские;правительственные, смешанные, с участием частных предприятий (в том числе банков) и гос-ва;межгосударственные кредиты м\н фин-х институтов.Фирменный (частный) кредит предост-ся эксп-м инос-му имп-у в виде отсрочки платежа (от 2 до7 лет) за товары. Он офор-ся векселем или по открытому счету. К фирменным кредитам относится также авансовый платеж импортера. Банковские м/н кредиты предост-ся банками эксп-ам и им-ам,под залог товарно-материальных ценностей, Крупные банки пред-ют акцептный кредит в форме ак­цепта тратты.акцептант стан-ся непоср-ым плат-ом по векселю, но за счет средств должника.Брокерский кредит— промежуточная форма между фирменным и банк-им кредитами.Межгосуд-ные кредиты-межправительственных соглашений. Кредитование внешней торговли включает кредит-ие экс-та и имп-та.Кредит-ие экспорта пров-ся в двух формах.1. Фирменного кредита — покупат-их авансов, выд-ых имп-ми той или иной страны инос-ым произв-ям или экс-ам. 2. Банковского кредита в виде:• кред-ия под товары в стране-экспортере• предост-ия ссуд под товары, наход-ся в пути • выдачи кредита под товары или товарные док-ты в стране-имп-ре;• ссуд, не обесп-ых тов-ми, кот-ые получают круп­ные фирмы-эксп-ры от банков, имеющих с ними длитель­ные деловые связи или уч-их в их капитале.Кредитование импорта:формы фирменного и банковского кредита.Фирменные кредиты-два вида1. Кредит по открытому счету (на основе соглашения, по кот-му экс-ер записывает на счет имп-ра в качестве его долга стоимость проданных и отгруж-ых товаров, а имп-ер обязуется погасить кредит в установлен­ный срок). 2. Вексельный кредит, при кот-м экспортер после отгрузки товара выст-ет тратту (переводный вексель) на импортера. Банковские кредиты виды.1. Акцептный кредит — кредит, выдаваемый в форме акцеп­та, или согласия, банка-имп-ра на оплату тратты экс-ра.перед наступлением срока платежа импортер вно­сит в банк сумму долга, а банк в срок погашает его обязат-во перед экс-ом.2. Акцептно-рамбурсный кредит — акцепт векселя банком при условии получения гарантии со стороны иностранного банка, обслуживающего импортера. СВЯЗАННЫЕ КРЕДИТЫ - кредиты, предост-ие ко-ых связано, обусловлено не только условием своевр-ного возврата ссуды и выплаты% по ней, но и доп-ми условиями, выдвиг-ми кредитором.

49. Стр-ра м/днар рынка труда.М/дунар. миграции раб силы.М/дунар. и гос регулир-ие раб силы. М/дунар миграция раб силы - пересел-ие трудоспос насел из одних гос в др для поиска работы(более1года) по эк, полит, этнич и др прич. Типы труд мигр:1)рабочие по контракту(обыч по сезону),2)профессионалы высок квалиф,3)нелегалы,4)беженцы(из-за угрозы жизни),5)переселенцы(на постоян место жит-ва). К перемещ раб силы действует си-ма гос и м/дунар регул-ия мигр-и(жесткие огранич-я на иммиграцию).Мировые центры притяж раб силы:1)старые: Зап Евр(Герм,Фр, Англ,Бельг)-15млн.мигр-ов из Вост Евр,Сев Афр. Здесь общий рынок раб силы ЕС; США 1млн/год из Мексики и др; Австралия 200тыс мигр из Вост и Юж Азии; 2)новые: страны Азиат-Тихоокеан региона(Яп,Ю Корея) 25тыс мигр из Кит,Вьет.;Нефтедобыв стр Ближ Вост(ОАЭ,Сауд Арав, Катар) 4млн мигр из Бл Вост, Егип;Лат Амер 3млн мигр из Вост Евр, Рос(с/х сезон мигр-ия);Африка(внутр мигр)из центра А на север и в ЮАР(алмазо,золотодобыча);РФ-потери квалиф раб силы, увел нелегалов в М, СПб, Примор крае. Гос мигр полит – регулир Э,И раб силы.Эмигр полит: огранич выдача загран паспортов, запрет на выезд. Иммигр полит:возраст ценз, здоровье,времен ограгнич,нац-географ приоритеты. М/дунар организ, жестко рег-ие мигр-ю: М/дунар организ труда, М/дунар организ по мигр(выраб м/дунар труд станд, полит,борьба с безраб).

50.

51. Виды лицензий. Лицензионные платежи. Международные кооперационные соглашения, виды.Международный тех.обмен-сов.эк-их отношений м\д иностр. контрагентами по поводу исп.резу-ов н-т Дея-ти, имеющих научную и практич.ценность. Формы передачи технологий:1) патентные соглашения – м\д торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на исп. изобретения покупателям патента. 2) лиценз.сог-ия – сделки по кот-м собст-ик изобрет-ия пред-ет др.стране разреш-ия на исп-ие в опр-ых пределах своих прав по изобт-ию. 3) согла-ия ноу-хау – предост-ие техн-ого опыта и секретов про-ва включ-ых в сведения технол-ого эк-ого фин-ого адм-ого хар-ра исп-ие кот-ых обесп-ет опре-ые преим-ва. 4) согл-ие по инжинирингу – предоста-ие технологическихих знаний необ-ых для преоб-ия монтажа и исп-ия купленных или арендных машин и обор-ия. 5) кооперационные согл-ия – объед-ся науч-тех потенциалы каждой из сторон и проис-ит опер-ый и стаб-ый обмен тех-ей в теч. Длит.времени.6) франчайзинговые согл-ия – франчайзинг –согла-ие при кот-ом родит-ая фирма (франчайзер) предо-ет др. фирме франчайзи права в течение опр-ого времени в спец. Опр-ом месте вести свое дело в соот-ии с предо-ыми тех-ями и торг-ой маркой. Франшиза-сложная форма лицен-ия товарного знака или фирме-ого наим. Озна-ее практику передачи права исп-ия особых приемов и способов ведения бизнеса под тов-ым знаком франчайзера. Виды лицен-ого согл.: 1) по объему прав а) простые-у лицензиара права подтв-ые патентом б) искл. – у лицензиата право на исп. объекта в пределах закл-ого договора с сохр-ем за ним права на его исп-ие в части не передаваемой лицензиату в) полные-патентные лицензии по кот.в полном объеме предо-ся права на изоб-ие на весь срок Дей-я патента г) возвратные –лице-ии предост-ие лицензиару право исп-ть усовершен-ие объекта лице-ии осуще-ый лицензиатом 2) по оплате а) роялти-посред-ам ежегод.отчисл-ий (от прибыли получ-ой от дейст-ия товара) в пользу лицензиара в теч. Дей-ия соглаш. Б) поушальный – посред-ам едино-ого платежа в) смешанная Виды копер-ого согл. 1) подрядное копе-ие-стороны закл. Договор на изг-ие опре-ого изд-ия из мат-ла заказчика или поставщика (часто перед-ся ноу-хау и тех-ая докум-ция) имеет место долгоср-ая аренда (лизинг) машин и оборудованияия заказчика 2) коопе-ие на основе лицен-ии (предо-ой одной из сторон) 3) кооп-ие на основе взаимного обмена.

52. Франшиза:цели и сод-ие. Формы оплаты соглашения. Типы франшизы.Франчайзинговые соглашенияия – франчайзинг –согла-ие при кот-ом родит-ая фирма (франчайзер) предо-ет др. фирме франчайзи права в течение опр-ого времени в спец. опр-ом месте вести свое дело в соот-ии с предо-ыми тех-ями и торг-ой маркой. Франшиза-сложная форма лицен-ия товарного знака или фирме-ого наим. озна-ее практику передачи права исп-ия особых приемов и способов ведения бизнеса под тов-ым знаком франчайзера. Типы франшизы: 1) произв-ая 2) торговая 3) лицен-ая. Франчайзи-первон-ый взнос за помощь по созд-ию бизнеса, ежемес-ые взносы за право польз-ия торговым знаком. Способы получ-ия разреш-ия,чтобы им стать:1) прямой франчайзинг. Франчайзор продает франшизу на прямую мест-ому предприн-лю. 2) мастер франшиза-межд-ый франчайзер-исключ-ые права на разв. всей системы на терри-ии всей страны одному франчайзи 3) пром-ый-про-во товаров, франчайзи по средствам лицен-ий произв-ит товары под маркой франчайзера при его поддер-ке. 4) франзинг распред-ие-франчайзер-произв-ль,оптовик,реализ-ий товары под своей маркой, через франчайзинговую сеть. 5) франчайзинг услуг-фрачайзер обладает методом предост-ия опр-ых услуг,уполномач-ет франчайзи исп-ть эти же методы. Преим-ва для франчайзера: расшир-ие бизнеса с миним-ыми инвест-ями,исп-ся предпри-ие усилия и капитал франчайзи, избежание закон-ых барьеров. Преим-во франчайзи:присоед-ие к успешно развиваю-ся бизнесу,риск банкротства низок, обучение персонала и контроль над ведением бизнеса со стороны франчайзера, расспрос-ие успешного опыта в рамках франчайзин-ой сети.

53. Цели и инструменты государственного и международного регулирования внешней торговли. Внешнеторговые правовые режимы. Либерализм и протекционизм во внешнеэкономической деятельности.Внешнеторг полит

Наши рекомендации