Основные особенности действия механизма валютного контроля внешней торговли в современных условиях

Либерализация валютной политики государства привела к ряду законодательно оформленных изменений, относящихся к системе валютного контроля внешней торговли. Эти изменения затронули: а) структуру контролирующих органов; б) валютные ограничения, применяемые в отношении экспорта и импорта; в) содержание механизма валютного контроля.

Изменения в структуре контролирующих органов выразились в уменьшении числа органов валютного контроля за счет утраты этого статуса таможенными органами, а также упорядочении состава агентов валютного контроля и его законодательном закреплении.

Валютные ограничения, применяемые в отношении экспорта и импорта, лишились временного параметра, устанавливаемого государством (90 дней). Сроки, в которые экспортеры должны репатриировать выручку на счета в уполномоченные банки, а импортеры – возвратить в РФ денежные средства, уплаченные нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию России, стали определяться во внешнеторговых контрактах, т.е. самими экспортерами и импортерами.

Существенную модификацию претерпел механизм валютного контроля внешней торговли. Изменения в нем связаны с утратой взаимоотношений между участниками контрольных действий, прежде всего уполномоченными банками и таможенными органами, характера информационного обмена, достаточно жестко регламентированного на основе единого совместного (ЦБ РФ и ФТС РФ) нормативного акта. Данный обмен стал осуществляться по преимуществу в запросно-ответной форме, на основании двусторонних соглашений между участвующими в контроле ведомствами. Так, взаимоотношения между таможенными органами и Росфиннадзором регулируются Соглашением от 15.08.2005 «О взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля», а взаимоотношения между таможенными органами и Банком России – Соглашением от 28.11.2006 № 01-48/12 «Об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы». Аналогичные соглашения заключены на региональном уровне – между территориальными структурами данных ведомств.

Современный механизм валютного контроля внешней торговли складывается из достаточно большого числа взаимодействий его органов и агентов (см. рис. 10.1).

Данные взаимодействия имеют различное содержание, заключающееся в следующем:

1 – представление экспортерами и импортерами информации и документов, связанных с проведением валютных операций, и получение данных документов в окончательно оформленном виде;

2 – представление экспортерами и импортерами документов для таможенного оформления и таможенного контроля;

3 – направление в ГНИВЦ ФТС РФ информации из ГТД в электронном виде, получение из ФТС электронных копий паспортов сделок;

4 – направление ОВК таможни запросов в целях получения необходимой информации для проведения проверок соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

Основные особенности действия механизма валютного контроля внешней торговли в современных условиях - student2.ru

Рис. 10.1. Схема осуществления валютного контроля
внешней торговли

5 – направление ОВК таможни запросов в целях получения необходимой информации для проведения проверок соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

6 – передача информации, содержащей признаки нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

7 – после анализа базы данных ГТД, ПС и ведомостей банковского контроля передача в РТУ поручений на проведение проверок и информирование ФТС об их результатах;

8 – получение ОВК таможни поручений от РТУ на проведение проверок и информирование РТУ об их результатах; информация о нарушениях передается через РТУ и ФТС электронными каналами связи;

9 – передача протоколов об административных нарушениях (АП);

10 – передача протоколов об АП, дел и информации о нарушениях валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

11 – передача в электронном виде паспортов сделок и других сведений из ведомости банковского контроля, а также информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

12 – передача в электронном виде паспортов сделок и других сведений из ведомости банковского контроля;

13 – направление запросов в целях получения информации об участниках внешней торговли;

14 – передача информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Наиболее значимые из данных взаимоотношений имеют определенный порядок, который устанавливается особыми нормативными актами. Это касается прежде всего исходного пункта действия механизма валютного контроля – оформления резидентами и нерезидентами документов, необходимых для его осуществления.

10.3. Порядок представления резидентами
и нерезидентами уполномоченным банкам документов
и информации при осуществлении валютных операций[6]

Взаимоотношения участников внешней торговли и уполномоченных банков как агентов валютного контроля в исходном пункте действия его механизма регламентируются двумя основными взаимодополняющими нормативными актами: 1) Инструкцией Центрального банка РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (в дальнейшем – Инструкция); 2) Положением Центрального банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (в дальнейшем – Положение).

Согласно Инструкции участники внешней торговли, осуществляющие валютные операции, должны оформлять: 1) справку о валютных операциях, являющуюся документом, подтверждающим осуществление валютной операции; 2) паспорт сделки.

Справка о валютных операциях представляется вместе с документами, которые являются основанием для проведения валютной операции, в уполномоченный банк резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) при списании с его счета средств в иностранной валюте либо при их зачислении на счет в срок не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления.

Справка о валютных операциях, оформленная в соответствии с требованиями Инструкции (правильно заполненная, подписанная уполномоченными на то лицами и заверенная печатью резидента) (см. приложение 1), подлежит проверке со стороны уполномоченного банка на соответствие указанных в ней сведений информации, содержащейся в документах, которые являются основанием для проведения валютных операций в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления в банк.

При отсутствии замечаний со стороны банка к оформлению справки она подписывается его уполномоченным лицом, заверяется печатью и помещается в материалы валютного контроля (досье по паспорту сделки), формируемые в целях учета валютных операций. При наличии таких замечаний банк отказывает резиденту в принятии справки, что влечет за собой и отказ в осуществлении валютной операции. В случае возникновения у резидента необходимости в данном документе по его письменному заявлению банк выдает копию справки в день подачи заявления.

При осуществлении валютных операций в рублях резидент и нерезидент представляют в свои уполномоченные банки соответствующим образом оформленный расчетный документ – аналог справки о валютных операциях – в таком же порядке, как и при представлении последней.

Паспорт сделки (ПС) является одним из основных документов валютного контроля, которому посвящена особая статья (20-я) Закона. ПС оформляется при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, связанных с расчетами через счета, открытые в уполномоченных банках, за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на нее товары по внешнеторговому договору. Если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по официальному курсу иностранных валют к рублю, установленному на дату заключения контракта, паспорт сделки не оформляется. ПС содержит сведения, необходимые для обеспечения валютного контроля, а также учета и отчетности по валютным операциям, сопровождающим внешнеторговые сделки:

· наименование уполномоченного банка;

· номер ПС;

· сведения о резиденте (наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер, дата внесения записи в государственный реестр, ИНН/КПП);

· реквизиты иностранного контрагента (его наименование, наименование и код страны);

· общие сведения о контракте (номер, дата подписания, наименование и код валюты цены, сумма, дата завершения исполнения обязательств по контракту, особые условия);

· информация о разрешениях;

· справочная информация.

Паспорт сделки оформляется резидентом по каждому контракту в одном уполномоченном банке (банке паспорта сделки), в котором через открытые счета по нему производятся валютные операции. Если аналогичные действия резидент осуществляет через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении ЦБ РФ.

Для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк в срок не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше: 1) дваэкземпляра ПС, заполненных в соответствии с Инструкцией (см. приложение 2); 2) контракт, являющийся основанием для проведения по нему валютных операций; 3) другие необходимые документы.

В процессе оформления ПС проходит процедуры, аналогичные тем, которые необходимы для оформления справки о валютных операциях. При этом срок проверки паспорта сделки не может превышать 3 рабочих дня со дня его представления резидентом в банк. В случае надлежащего заполнения и оформления один экземпляр паспорта сделки возвращается резиденту, другой – вместе с копиями обосновывающих документов помещается банком в досье по ПС. Паспорт сделки закрывается в трех случаях: 1) при переводе контракта на расчетное обслуживание в другой банк (по письменному заявлению резидента); 2) в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (по письменному заявлению резидента); 3) по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения обязательств по контракту.

Для выполнения контрольных действий в отношении валютных операций, проведенных резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, уполномоченный банк должен обладать информацией, документально подтверждающей факт такого проведения. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам данной информации, содержащейся в подтверждающих документах, определяется указанным выше Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П.

Резидент (юридическое лицо и физическое лицо – индивидуальный предприниматель), обязанный производить валютные операции по контракту только через свои банковские счета, открытые в уполномоченном банке, представляет в него в соответствии с определенным порядком документы, связанные с проведением данных операций, которые подтверждают факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности. Главными из таких документов являются грузовая таможенная декларация, а также документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты РФ, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

В случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты РФ, поступившей от нерезидента на счет резидента в уполномоченном банке, последний наряду с указанными выше документами оформляет два экземпляра справки о поступлении валюты РФ (см. приложение 3).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной в соответствии с Положением (см. приложение 4) в согласованный с банком срок, не превышающий:

· 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска(условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию РФ или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров. Эта дата определяется по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (графа «Д»);

· 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в ее регистрационном номере;

· 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории РФ или его ввоз без подачи таможенной декларации.

В случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент (наряду с экземплярами справки о подтверждающих документах и самими этими документами) представляет в банк два экземпляра справки о расчетах через счета за рубежом с приложением копий банковских выписок, подтверждающих проведение валютных операций.

Все эти три вида справок при оформлении проходят такие же процедуры, как и справка о валютных операциях. После их успешного завершения один экземпляр справок вместе с копиями подтверждающих документов и банковских выписок помещаются банком в досье по паспорту сделок. Второй экземпляр справок вместе с оригиналами подтверждающих документов в семидневный срок со дня предоставления справок в банк возвращаются резиденту.

Информация о нарушениях валютного законодательства и актов органов валютного регулирования лицами, осуществляющими валютные операции, передается уполномоченным банком в территориальное учреждение Банка России для последующей передачи в территориальное управление Росфиннадзора в соответствии с порядком, установленным Положением ЦБ РФ от 20.07.2007 № 308-П.

Наши рекомендации