ВТО и ее основные составляющие
Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ(1947)–предшественник ВТО–многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны.ВТО-законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирование торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой аргументации. ВТО образована в 1995г. Правовой основой ВТО является ГАТТ в редакции 1994г, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).в составе 148 страна, цели: дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил, рост торгового обмена товарами и услугами, сокращение тарифных и нетарифных ограничений в мировой торговле, деятельность на основе принципа наибольшего благоприятствования. Функции:
1. надзор за исполнением многосторонних торговых соглашений
2. проведение многосторонних торговых переговоров
3. содействие решению торговых споров
4. контроль за развитием международной торговли торговой политики
5. оказание технического содействия и обучение персонала
6. сотрудничество с другими международными организациями по вопросам торговой политики.
Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящий из представителей на уровне министров всех стран-членов. Генеральный совет - орган, отвечающий за ежедневную работу ВТО.
Отличие ГАТТ от ВТО:
- ГАТТ было простым сводом правил, многосторонним соглашением, а ВТО-постоянной международной организацией
- ГАТТ состояло из сторон, участвующих в нем, ВТО состоит из стран-членов
- ГАТТ считалось временным соглашением, действующим до момента создания ВТО – постоянно действующей организации
- соглашения ГАТТ были селективными(выборочны) по характеру своего действия, соглашения ВТО универсальны
- разная степень эффективности урегулирования торговых споров
ГАТС определяет торговлю услугами как предоставление услуги с территории одной страны на территорию другой страны и покрывает все виды услуг, кроем предоставляемых правительством. Россия предоставила в ВТО Меморандум о торговой политике в июне 1993г. С тех пор проводятся переговоры об условиях ее вступления. Главная проблема переговоров – соответствие российской экономики в целом и внешнеторгового регулирования в частности требованиям ВТО. Главное преимущество в присоединении к ВТО для российских экспортеров заключается в возможности защиты с помощью ее механизмов интересов российских экспортеров, поскольку масштабы дискриминации российского экспорта на мировом рынке являются критическими.
Внешняя торговля стран СНГ
Развитие внешней торговли постсоветских республик в 90-е годы характеризуется колебаниями объемов оборота и изменением главных направлений товаропотоков. После распада СССР произошло сильное падение ее объемов. Особенно сильное в 1992-93 гг, когда объем товарооборота снизился в несколько раз за счет сокращения торговли между странами членами СНГ и государствами Балтии. Хотя в последующие годы в большинстве бывших советских республик шел рост внешней торговли, он был обусловлен не столько восстановлением прошлых связей, сколько ростом торговли с другими странами. Падение объемов внешней торговли объясняется общим сокращением производства (в результате чего уменьшились экспортные возможности и импортные потребности), трудностями перехода к новому механизму отношений и изменениями в структуре внешнеторговых связей. Уменьшение торговли готовыми изделиями изменило и сузило базу прежнего разделения труда между странами — членами СНГ. К 1998 основными внешнеторговыми партнерами 10 из 15 бывших советск республик (кроме Белоруссии, Молдавии, Киргизии, Туркмении и Таджикистана) стали страны за пределами СНГ. На их долю приходилось около 3/4 экспорта и 2/3 импорта стран — членов СНГ. Для стран Балтии особое значение приобрели отношения со Скандинавией, для Украины — с Зап Европой и Польшей, Закавказья — с Турцией и Европой, Центральной Азии — с Китаем, Японией, Южной Кореей, Ираном и Турцией. В связи с тем, что структурные сдвиги в промышленности и сельском хозяйстве постсоветских республик пока еще были незначительными с точки зрения создания новых производств, эти страны могли предложить на внешние рынки то, что у них имелось — топливно-сырьевые товары, полуфабрикаты, продукцию легкой и пищевой промышленности. По ряду важных товаров страны — члены СНГ стали заметными экспортерами на мировых рынках: это нефть и нефтепродукты, черные металлы, ряд цветных металлов, прежде всего медь, хром и алюминий, золото, калийные удобрения, химическое сырье. Основную часть своих потребностей в машинах и оборудовании страны — члены СНГ и государства Балтии стали удовлетворять за счет закупок в развитых странах. Важное место на рынках потребительских товаров длительного пользования занимают Япония и новые индустриальные страны Азии. Потребности в указанных товарах удовлетворяются почти исключительно за счет импорта из этих стран.