Тема 6. организация персидской державы при дарий i
ИЗ БЕХИСТУНСКОЙ НАДПИСИ ДАРИЯ I
Большая надпись на Бехистунской скале - надпись Дария I крупнейшая и важнейшая из всех известных нам до сих пор ахеминидских надписей. Надпись высечена на высокой скале в Мидии и издана впервые Роулинсоном. Она была составлена на трех языках: персидском, эламском и вавилонском. Она сыграла важную роль в дешифровке клинописи не только персидской, но и вавилонской.
Я — Дарий, царь великий, царь царей, царь Персии, царь провинций, сын Гистаспа, внук Аршамы, Ахеменид.. Искони мы пользуемся почетом, искони наш род был царственным. Восемь человек из моего рода были до меня царями. Я— девятый. Девять [человек] нас было последовательно царями. По воле Аурамаздыя — царь. Аурамазда дал мне царство.
Следующие провинции мне достались по воле Аурамазды, я стал над ними царем: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, [провинции] у моря, Лидия, Иония, Мидия, Армения, Каппадокия, Парфия, Дрангиа-на, Арейя, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Гайдара, Скифия, Саттагидия, Арахозия, Мака: всего 23 провинции...
Говорит Дарий царь: «Вот что мною сделано, после того как я стал царем».
Камбиз, сын Кира, из нашего рода, был здесь царем. У Камбиза был брат по имени Бардия, от одной матери, одного отца с Камбизом. Камбиз убил Бардию. Когда Камбиз убил Бардию, народ не знал, что Бардия убит.
Между тем Камбиз отправился в Египет. Когда Камбиз отправился в Египет, народ возмутился, и было великое зло в стране, и в Персии, и в Мидии, и в других провинциях.
Потом появился человек, маг, по имени Гаумата. Он восстал в Пишияваде, у горы по названию Аркадрнш. Это было в 14-й день месяца вияхна, когда он восстал. Народ он так обманывал: «Я Бардия, сын Кира, брат Камбиза». Тогда весь народ взбунтовался и перешел от Камбиза к нему, и Персия, и Мидия, и другие провинции. Он [Гаумата] захватил царство. Это было в 9-й день месяца гармапада, когда он захватил царство. Вслед за тем Камбиз умер своей смертью.
Царство, которое Гаумата-маг отнял у Камбиза, принадлежало искони нашему роду. И Гаумата-маг отнял у Камбиза и Персию, и другие провинции, захватил ;[их], присвоил [их] себе, стал царем. Не было человека — ни перса, ни мидянина, ни кого-либо из нашего рода, кто мог бы отнять царство у Гауматы-мага. Народ очень его боялся, что он перебьет многих, которые прежде знали Бардию, дабы никто не узнал, что он не Бардия, сын Кира. Никто не осмеливался сказать что-либо против Гауматы-мага, пока я не прибыл. Затем я помолился Аурамазде, Аурамазда мне помог. Это было в 10-й день месяца багаядиш, когда я с немногими людьми убил и Гаумату-мага, и виднейших его приверженцев в крепости, по имени Сикаяватиш, в мидийской провинции Нисайя. Царство у него я отнял. По воле Аурамазды я стал царем. Аурамазда дал мне царство. Царство, которое было отнято у нашего рода, я вернул, восстановил его в прежнем виде. Святилища, которые Гаумата-маг разрушил, я восстановил. Я вернул народу пастбища (?), имущество, жилища, которые Гаумата-маг у него отнял. Я восстановил страну в прежнем виде, и Персию, и Мидию, и другие провинции. То, что было отнято, я вернул обратно. По воле Аурамазды я это совершил. Я добился того, чтобы дом [престол] наш восстановить на прежнее место, чтобы Гаумата-маг не захватил наш престол...
Говорит Дарий-царь:
Вот что я совершил по воле Аурамазды в течение одного года. После того как я стал царем, я дал 19 сражений. По воле Аурамазды я разбил [противников] и захватил в плен 9 царей...
_________________________________
Ахеменид- Т. е. из рода Ахемена.
Аурамазда — верховный бог у древних иранцев, веривших, что он ведет вечную борьбу со злым началом, богом Анхрамайнью.
Кир — основатель Персидского царства.
Месяц Вияхна— март.
Месяц Гармапада— апрель.
Месяц Багаядши— сентябрь.
Провинция Нисайя –область на северо-западе Ирана.
(Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред В. В. Струве М., 1963. С. 358-364.)
ГЕРОДОТ. ИСТОРИЯ, КН. III, 89—97
Геродот - греческий историк (484 до н. э.— 425 до н. э.) автор первого полномасштабного исторического трактата - «Истории»,— описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории».
ЛЖЕСМЕРДИС
67. Между тем по смерти Камбиса маг, пользуясь тождеством своего имени с именем Кирова сына, Смердиса, спокойно царствовал в течение семи месяцев, недостававших Камбису для полных восьми лет его царствования. За это время он сделал много доброго всем своим подданным, так что, когда он погиб, все в Азии жалели по нем, за исключением самих персов. Действительно, маг разослал по всем народам своего царства распоряжение о свободе от военной службы и от податей на три года,
68. У Фарнаспа был сын Отан, по происхождению и состоянию принадлежавший к знатнейшим персам. Этот Отан первый возымел подозрение против мага, что новый царь не Смердис, сын Кира, основываясь на том, что он вовсе не выходил из царского замка и не вызывал к себе никого из знатных персов.
70. Отан пригласил к себе Аспафина и Гобрию, знатнейших персов, которым он вполне мог довериться и рассказать им все дело. Они, впрочем, и сами подозревали, что это так, и потому, когда Отан объяснил им все, они согласились с его заключением. Решено было, что каждый из них приобщит к заговору еще по одному персу, к которому будет питать полнейшее доверие. Таким образом Отан ввел Интафрена, Гобрию, Мегабиза, Аспафина, Гидарна. Когда их было шесть, в Сусы явился сын Гистаспа, Дарий, из персидской земли, где он был царским наместником. По прибытии Дария шестеро персов решили сделать и его участником заговора.
71. Эти семь персов сошлись в одно место; обязали друг друга верностью и держали совет.
76. Семь персов, порешивши после совещания напасть тотчас на магов, не откладывая, помолились богам и направились к царскому замку.
77. У ворот случилось именно то, чего ждал Дарий. Стража почтительно встретила знатнейших персов и, не подозревая с их стороны ничего, пропустила их по вдохновению свыше; никто из стражи даже не опросил пришедших. Вступивши во двор, персы повстречались с евнухами, доставляющими известия царю; евнухи стали спрашивать, зачем они пришли, и вместе с тем грозили наказанием привратникам за то, что та пропустили их; когда семеро персов пытались пройти дальше вперед, евнухи удерживали их, но те сговорились между собою, обнажили свои мечи, удерживавших евнухов положили на месте, а сами стремительно бросились в мужское отделение замка.
78. Как раз в то время оба мага находились в замке и обсуждали последствия поступка Прексаспа. Но увидавши и услыхавши смятение и крики евнухов, они оба кинулись назад и, постигши все случившееся, бросились к оружию; один поспешно схватил лук, другой взялся за копье. Тут произошла схватка. Лук в этом положении оказался для мага бесполезен, потому что враги наступали сблизи; другой маг отбивался копьем и ранил Аспафина в бедро, а Интафрена в глаз; от полученной раны Интафрен потерял глаз, но не умер. Этих двух персов ранил один из магов; другой маг ничего не мог сделать своим луком и бросился в спальню, смежную с мужскими покоями, и хотел запереть за собою двери; но вместе с ним ворвались в спальню два перса, Дарий и Гобрий. Гобрий сцепился с магом, а Дарий стоял подле в нерешительности, потому что в комнате было темно и он боялся, как бы не ударить Гобрию. Видя, что Дарий стоит тут же без дела, Гобрий спросил, почему он не действует, на что Дарий отвечал: «Боюсь нанести удар тебе». — «Бей мечом, — возразил Гобрий,— хотя бы и по обоим». Дарий ударил мечом и попал в мага.
79. Таким образом маги были убиты и головы их отрублены; раненые персы оставлены в замке как по причине обессиления их, так и для охраны замка; остальные пять персов с головами магов в руках выбежали вон с криком и шумом, созвали прочих персов, объяснили им все происшедшее и показали головы; после этого они убивали всякого мага, попадавшегося им на глаза. Узнавши о том, что сделали вельможи и как обманывали их маги, персы нашли нужным действовать таким же образом: обнажили мечи и убивали каждого встречного мага; если бы не наступившая ночь, персы перебили бы всех магов до единого. День этот — для персов важнейший государственный праздник; в этот день они совершают великолепное торжество, именуемое у персов избавлением от магов. Тогда ни один маг не смеет показаться на улице, и потому они проводят весь этот день по своим домам.
ЦАРСТВОВАНИЕ ДАРИЯ
89. ...Он (Дарий) установил у персов двадцать областей, которые сами они называют сатрапиями; установив области и назначив их управителей, он приказал, чтобы подати поступали по народам; при этом он причислил к каждому из народов его ближайших соседей и (кроме того), пропуская непосредственных соседей, тот или другой из более отдаленных народов. Области же и ежегодное поступление податей он распределил сообразно еле дующим основаниям: тем из них, которые платили серебром, было сказано платить талант по вавилонскому весу тем же, которые платили золотом, — по эвбейскому весувавилонский же талант равен семидесяти эвбейским минам. Ибо в правление Кира, а также Камбиза не было установлено ничего относительно дани, но подданные приносили подарки; из-за этого же установления дани и других, близких к этому, мероприятий персы говорят, что Дарий был торгашом, Камбиз — деспотом, Кир же — отцом, первый — потому, что вносил во все дела дух торгашества, другой — потому, что был суров и высокомерен третий же — потому, что был кроток и предоставил им все блага.
90. Итак, от ионян, нагнетов, которые в Азии, эолийцев, карийцев, ликийцев, милиэев, памфилов(ибо общая была установлена для них сумма дани) поступало четыреста талантов серебра. Это, таким образом, первый из устроенных им округов; от мисийцев же, лидийцев, ласониев, кабалиев, гиттенеев — пятьсот талантов, это — второй округ... От киликийцев же — триста шестьдесят белых коней, по одному за каждый день, и пятьсот талантов серебра. Из этих же сто сорок издерживалось на конницу, охранявшую Киликийскую землю, триста же шестьдесят шли Дарию, это — четвертый округ.
91. От города Посейдеия, который основал Амфилох, сын Амфиарая, на границах киликийцев и сирийцев, начиная от него до Египта, кроме части земли арабов (ибо она была свободна от податей), дань была триста пятьдесят талантов; относятся же к этому округу вся Финикия,
Сирия, называемая Палестиной, и Кипр, это — пятый округ. От Египта же ливийцев, прилегающих к Египту, Ки-рены и Барки (ибо последние были причислены к Египетскому округу) поступало семьсот талантов, кроме серебра, получавшегося от Меридова озера, каковое получалось от ловли рыб; итак, без этого серебра и дополнительных сборов хлеба поступало семьсот талантов, ибо они отмеряют 120000 (медимнов) хлеба тем из персов, которые живут в Белой стене, что в Мемфисе, и их наемникам, это — шестой округ...
92. От Вавилона же и остальной Ассирии поступали ему (т. е. персидскому царю) тысяча талантов серебра и пятьсот оскопленных мальчиков, это — девятый округ...
94. ...Народ же индийцев гораздо более многочисленный, чем все, которых мы знаем, и подати платили против всех других больше — триста шестьдесят талантов золотого песку, это — двадцатый округ...
97. ...Таким образом, существовали такие области и размеры податей; Персида же страна одна не названа мною как (страна), обложенная данью, ибо персы населяют страну, свободную от налогов...
______________________________
Вавилонский талант - 30,3 кг.
Эвбейский талант - 26,19 кг.
Ионяне, нагнеты — жители греческих городов западного побережья Малой Азии.
Эолийцы, карийцы, ликийцы, милиэи, памфилы — племена населявшие Малую Азию.
Мисийцы, лидийцы, ласонии, кабалии — малоазийские племена
Гиттенеи — жители г. Гиттены в Памфилии (Малая Азия).
Киликийцы— жители Киликии, области на юго-востоке Малой Азии.
Амфилох- Мифический герой, участник Троянской войны.
Кирена и Барка — греческие колонии на северном побережье Африки к западу от Египта.
Медимн — мера сыпучих тел, от 51,84 до 58,94 л.
Белая стена — укрепленная часть Мемфиса.
(Тематическая хрестоматия по истории древнего мира. М., 1963. Вып 1 С. 149-151.)
КСЕНОФОНТ. ЭКОНОМИКА, ГЛ. 4
Ксенофонт — греческий писатель, историк,афинский полководец и политический деятель (ок. 430 г. до н. э. 356 до н. э.) В 401 г. до н. э. участвовал в борьбе персидского царя Кира Младшего против его брата царя Артаксеркса; после гибели Кира вместе с другими греческими наемниками совершил поход через значительную часть Персии и вернулся в Грецию.
...Персидский царь чрезвычайно заботится о военном деле: каждому правителю каждого народа, с которого он собирает дань, он предписал, сколько всадников, стрелков, пращников и вооруженных щитами он должен содержать, сколько необходимо их для управления подчиненными ему и для защиты страны в случае нашествия неприятеля. Кроме того, он содержит гарнизоны в акрополях. Содержит их правитель, которому это поручено, а царь ежегодно производит смотр наемникам и другим войскам, которым предписано быть в полном вооружении. Всех, кроме гарнизонов, он собирает в одно место, которое называется сборным пунктом. Части, расположенные вблизи его резиденции, он смотрит сам, а для смотра частей, расположенных далеко, посылает надежных людей. Те из комендантов, или хилиархов, или сатрапов, которые окажутся с полным комплектом и представят войска с хорошими лошадьми и оружием, получают повышения и обогащаются ценными подарками. А тех, которых царь найдет нерадивыми относительно гарнизонов, или недобросовестными из-за корыстолюбия, он подвергает тяжелым наказаниям и, отрешив от начальства, заменяет другими. Такое отношение его к военному делу несомненно доказывает его заботливость. Но, кроме того, часть своей страны он объезжает и осматривает сам, часть — через посылаемых надежных людей, и если заметит, что правители представят землю обитаемой, обработанной и обильной свойственными ей деревьями и плодами, то присоединяет к ним еще области и награждает подарками и почетными седалищами. Если же увидит, что земля не обработана, мало населена вследствие их суровости, или тяжелого нрава, или нерадения, то наказывает их и, сместив с должности, назначает других правителей. Неужели, так поступая, он представляется менее заботящимся о том, чтобы земля обрабатывалась жителями, чем защищалась гарнизонами? Начальники, назначенные им для двух обязанностей, не одни и те же, но одни начальствуют над жителями и работающими — они же и собирают подати; другие командуют вооруженными гарнизонами. Если командир недостаточно защищает страну, начальник жителей и заведующий обработкой доносит, что трудиться нельзя, вследствие отсутствия охраны; если же комендант обеспечивает мир, а у начальника обрабатываемая земля мало населена и не обработана, то на последнего доноси комендант. И почти всегда те, которые плохо обрабатывают землю, не могут ни содержать гарнизонов, ни выплачивать податей.
_____________________
Хилиарх — тысяцкий (воинский чин).
(Тематическая хрестоматия по истории древнего мира. М., 1963.Вып. 1. С. 157-158.)