Факторы, влияющие на размещение магазинов в городах, принципы рационального размещения

В основе рационального размещения сети розничных тор­говых предприятий в городах лежат принципы равно­мерности и группового размещения, а также ориентации ма­газинов на определенную зону торгового обслуживания.

Принцип равномерности применим к однотипным предприятиям, и в первую очередь к магазинам, торгую­щим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей. Он предполагает равномерное размещение магазинов по всей тер­ритории города с учетом плотности населения. Принцип группового размещения означает необходи­мость территориального сближения магазинов разного то­варного профиля (по продаже хлеба, овощей, молока, ры­бы, мяса и т.д.) с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Не менее важным является принцип ориентации мага­зинов на определенную зону торгового обслуживания. В соответствии с ним вся розничная торговая сеть делится на магазины местного и общегородского значения, мага­зины в составе торговых центров и магазины, располо­женные вдоль автомагистралей.

Магазины местного значения, или «удобные магазины», располагаются в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах и т.д.) в пределах пешеходной доступности. В таких магазинах должен быть представлен универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города, поэтому в их числе должны быть и универсальные, и специализированные, и комбинированные магазины. В таких магазинах покупате­лям необходимо предоставить максимально широкий вы­бор как товаров, так и дополнительных услуг. Магазины в составе торговых центров, как правило, пред­лагают покупателям универсальный ассортимент продоволь­ственных и непродовольственных товаров. Чаще всего такие центры размещают на пересечении крупных автомагистра­лей вне пределов интенсивной городской застройки.

Вдоль автомагистралей, наряду с магазинами (напри­мер, расположенными рядом с автозаправочными стан­циями), размещают и такие предприятия розничной тор­говли, как павильоны, киоски и т.п.

Из вышесказанного следует, что одно из основных тре­бований культуры торговли — удобство для населения — может быть достигнуто, если при размещении торговых предприятий соблюдены следующие условия: магазины максимально приближены к потребителю; в них обеспечена возможность приобретения товаров сложного ассортимента жителями ближайшего мик­рорайона; равномерно, пропорционально численности населе­ния, размещены однотипные магазины; комплексно расположены магазины с ассортиментом товаров, связанных общностью спроса; обеспечены условия рентабельной работы для каждо­го торгового предприятия.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ МАГАЗИНОВ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕТМЫЕ К ЗДАНИЯМ

Торговые здания и сооружения классифицируют по ря­ду признаков: капитальности сооружения; особенностям объемно-планировочного решения; материалу наружных стен.

По капитальности торговые здания и сооружения де­лятся на два вида — капитальные (предназначенные для размещения магазинов) и облегченные (для уст­ройства мелкорозничных торговых предприятий, в том числе используемых в качестве филиалов крупных магазинов).

В зависимости от особенностей объемно-планиро­вочного решения торговые здания могут быть отдельно стоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными и образующими торговые центры. При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, с цоколь­ными и подземными этажами или без них.

Более предпочтительно расположение магазинов в одно­этажных зданиях без подземных этажей: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно из-за трудностей с выделением земельных участков, особенно в районах с плотной застройкой. Поэтому в городах преобладают многоэтажные магазины. Наличие подземных и цокольных этажей позволяет разместить в них технические помещения, а иногда и торговые залы. Например, в подземном этаже универмага может размещаться от­дел по продаже продовольственных товаров.

По материалу наружных стен торговые здания под­разделяют на каменные, кирпичные, шлакоблочные, желе­зобетонные и деревянные.

При строительстве магазинов в настоящее время наибо­лее часто используют сборные железобетонные каркасно-панельные конструкции с несущими наружными стенами из местных строительных материалов.

Все большее распространение получает и строительство павильонов. Их собирают из конструктивных элементов, изготовленных из профилированных стали или алюминия и других современных высокотехнологичных материалов. Для остекления павильонов применяют прозрачное, тони­рованное или зеркальное витринное стекло.

К зданиям и сооружениям для магазинов предъявляют­ся технологические, архитектурно-строительные, экономи­ческие и санитарно-технические требования.

Технологические требования предпола­гают такое устройство здания, при котором обеспечивает­ся рациональная организация торгово-технологического процесса, предусматривающая возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применение прогрессивных методов продажи товаров.

Архитектурно-строительными требова­ниями предусматриваются прочность конструкции зда­ния, использование при строительстве готовых элементов заводского изготовления, соответствие архитектуры зда­ния композиции уже имеющейся застройки, наличие удобных подъездных путей к магазину и тротуаров для пешеходов.

В соответствии с экономическими требо­ваниями должно быть обеспечено снижение затрат на строительство и эксплуатацию здания. Этому способствует уменьшение расхода основных строительных материалов на единицу торговой площади или объема здания, приме­нение унифицированных деталей.

Санитарно-технические требования определяют устройство систем теплоснабжения, отопле­ния, вентиляции, водоснабжения, канализации, освеще­ния. Соблюдение этих требований позволяет создать усло­вия для осуществления операций торгово-технологического процесса в магазине, положительно сказывается на работе персонала, способствует повышению качества обслужива­ния покупателей.

СОСТАВ М ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОМЕЩЕНИЙ МАГАЗИНА, ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ МАГАЗИНОВ

Помещением называется пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ог­раниченное строительными конструкциями.

Помещения магазина подразделяются на: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к про­даже; подсобные; административно-бытовые; технические.

Торговые помещения являются основными в магазине. От их размеров, пропорций и планировки во многом зави­сит организация торгово-технологического процесса и экономические показатели деятельности предприятия тор­говли. К торговым помещениям относят: торговые залы магазинов; отдел заказов; зал кафетерия; помещения или площади дополнительного обслужи­вания покупателей (места отдыха покупателей, помещения для раскроя тканей, мелкой переделки швейных изделий и др.).

В состав помещений для приемки, хранения и подготов­ки товаров к продаже входят: разгрузочные; приемочные; кладовые (в том числе охлаждаемые камеры); помещения для подготовки товаров к продаже; кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела за­казов; вспомогательные помещения кафетерия.

Подсобные помещения предназначены для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслужи­ванию технологического процесса. К таким помещениям относятся: помещения для хранения контейнеров обменного фонда и тары, упаковочных и обвязочных материа­лов, торгового инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств; помещения для приема стеклянной тары от населения; моечные; камеры для мусора и охлаждаемые камеры пищевых отходов; мастерские для мелкого ремонта оборудования и ин­вентаря; рекламно-декорационные мастерские; экспедиции по доставке товаров на дом и др.

В группу административно-бытовых помещений входят: помещения аппарата управления; комната персонала; предприятия питания для персонала (столовая, буфет); помещения для приема пищи; главная касса; гардеробные; здравпункт; санитарно-бытовые помещения и др.

Технические помещения предназначены для размеще­ния технических служб и выполнения работ по техниче­скому обслуживанию рабочих мест и оборудования. Тех­нические помещения включают в себя: машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов; вентиляционные камеры; электрощитовую; котельную; тепловой узел; камеру кондиционирования воздуха; радиоузел; телефонные коммутаторы и др.

Расположение основных групп помещений магазина (их планировка) должно быть таким, чтобы между ними обеспе­чивалась технологическая связь, способствующая перемеще­нию товаров кратчайшими путями, исключались пересече­ния движения потоков товаров и покупателей.

Кроме того, планировка магазина должна обеспечивать возможность увеличения площади торговых помещений за счет неторговых.

При осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;

помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также тор­говыми залами, особенно в том случае, когда товары поступают в таре-оборудовании;

помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной бли­зости от помещений для подготовки товаров к про­даже;

помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и распо­лагаться на одном уровне с ними;

административно-бытовые помещения размещают та­ким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между ними и другими неторговыми, а также и торго­выми помещениями;

взаимное расположение административно-бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);

помещения, входящие в одну функциональную груп­пу, следует, по возможности, объединять (например, небольшие по площади помещения для хранения това­ров объединять в одно, в мелких магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже).

К планировке магазинов предъявляется ряд требований: удобное для покупателей расположение входов, выходов, отделов; создание наилучших условий для перемещения товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам размещения и выкладки; эффективное использование площади торгового зала при размещении торгового оборудования; обеспечение свободного движения потоков покупателей; рациональная организация расчетных операций.

ВИДЫ ПЛАНИРОВОК ТОРГОВОГО ЗАЛА

Рациональное использование площади магазина может быть обеспечено за счет правильного размещения и при­менения торгового оборудования. В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов про­дажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров по методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового за­ла, когда расстановка оборудования и проходы для поку­пателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла. При этом часть оборудования (пристенные горки, ох­лаждаемые прилавки, тару-оборудование) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффек­тивностью использовать его площадь.

С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организо­вать единый контрольно-кассовый узел магазина. Она обес­печивает хороший просмотр торгового зала. Одновременно находящиеся в зале покупатели получают возможность са­мостоятельно отобрать товары и таким образом совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.

Различают три варианта линейной планировки: продольную, при которой линии торгового обо­рудования выстроены вдоль торгового зала; поперечную, когда оборудование образует ли­нии, идущие поперек торгового зала; комбинированную, сочетающую в себе и про­дольную, и поперечную планировки. Продольная линейная планировка применяется, как правило, в том случае, когда торговый зал магазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При большей глубине торгового зала удобнее использовать поперечную или комбини­рованную планировку.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собствен­ный контрольно-кассовый узел, что делает такую плани­ровку менее удобной для покупателей, совершающих ком­плексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время.

Боксовая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т. п.).

Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тка­ней, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных на специально отведенной для их показа площади. Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок.

Наши рекомендации