Право ВТО о международной торговле услугами (Соглашение ГАТС).
ГАТС, как и любое другое соглашение ВТО, построено таким образом, чтобы дать инвестору все необходимые гарантии для его работы. Что необходимо знать инвестору, чтобы принять решение приходить на рынок или нет?
Во-первых, инвестор должен знать законодательство, на основании которого осуществляется предпринимательская деятельность в соответствующей стране. Для выполнения этого требования ГАТС предусмотрено обязательное требование, которое должно выполняться любой страной-членом ВТО, не зависимо от ее экономического положения, об обеспечении «прозрачности» национального законодательства. Выполнение этого требования позволяется странам-членам ВТО, в том числе и России, после ее присоединения:
· знать, какие новые нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы торговли услугами, приняты в других странах-членах ВТО и какие изменения внесены в действующие акты, а также получать ответы на свои запросы, касающиеся правоприменительной практики по соответствующему законодательству стран-членов ВТО;
· быть уверенным, что тот уровень доступа, который зафиксирован в обязательствах страны-члена ВТО будет действовать на практике, и не будет изменен в худшую сторону.
Во-вторых, инвестор должен иметь гарантию не дискриминационного доступа на рынок страны.
Третье. Инвестор, решая вопрос о выходе на тот или иной рынок, должен иметь не только условия не дискриминационного выхода на рынок, но и знать условия выхода на этот рынок (максимальные ограничения доступа иностранных поставщиков), а также то, что они будут действовать в течение продолжительного периода времени.
Также, инвестор должен иметь определенные гарантии по работе уже на рынке стран-членов ВТО, для обеспечения этого условия ГАТС предусматривает предоставление национального режима услугам и поставщикам услуг. Однако данный режим действует с определенными ограничениями, в частности, ГАТС предусматривает предоставление национального режима только в тех секторах и в тех объемах, которые оговорены в Перечне специфических обязательствсоответствующей страны.
Последние два вопроса являются предметом переговоров и объем и качество обязательств во многом зависят от политики, проводимой соответствующей страной и переговорных возможностей этой страны.
Еще один важный элемент, предусмотренный ГАТС – защита инвестора, если его права нарушены. Так, если права инвестора нарушены, то он может обратиться в суд или другой орган на тех же условиях, что и национальный поставщик услуг. Кроме того, например, если страна-член ВТО нарушила свои обязательства, то другая страна-член ВТО может обратиться в Орган по разрешению споров ВТО с просьбой рассмотреть его жалобу против нарушения другой страной своих обязательств. Так, по состоянию на 2005 год, в Орган по разрешению споров было подано более 300 жалоб, большинство из которых затрагивали положения ГАТТ, однако и по услугам уже разрешено достаточно споров.
В ГАТС систематизированы правила торговли услугами. Сами услуги классифицированы в рамках 12 секторов:
-деловые (включая профессиональные и компьютерные) услуги;
-услуги в области связи;
-строительные и связанные с ними инженерные услуги;
-дистрибьюторские услуги, включая услуги оптовой и розничной торговли;
-услуги в области образования;
-услуги, связанные с защитой окружающей среды;
-финансовые (страховые и банковские) услуги;
-услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;
-туризм и услуги, связанные с путешествиями;
-услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;
-транспортные услуги;
-прочие услуги, не вошедшие в перечисленные выше.
Каждый сектор делится на подсектора. Всего классификатор услуг насчитывает 155 подсекторов. Например, сектор «деловые услуги» делится на 5 подсекторов: профессиональные услуги; компьютерные и связанные с ними услуги; услуги в областях исследований и разработок; услуги, связанные с недвижимым имуществом; услуги по аренде/лизингу без оператора.
Что же такое торговля услугами?
В ГАТС ответ на этот вопрос дается через группирование торговли услугами на 4 способа:
1. Трансграничная торговля. Предполагает, что потребитель и поставщик находятся по разные стороны границы. Для некоторых секторов услуг, таких как услуги связи, финансовые услуги, перестрахование рисков за рубежом российской страховой компанией, осуществление международных платежей и т.п. значение трансграничной торговли весьма существенно
2. Передвижение потребителя в страну, где предоставляются услуги («потребление за рубежом»). Например, услуги, оказываемые туристу в стране его временного пребывания (гостиницы, предприятия общественного питания и т.д.).
3. Учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга («коммерческое присутствие»). В этом случае речь идёт о создании (приобретении) и организации деятельности юридического лица в форме дочерней компании, филиала или представительства.
4. Временное передвижение поставщика услуги – физического лица – в другую страну для предоставления услуги («перемещение физических лиц»). Речь идёт о случаях, когда, например, хирург – гражданин США – выезжает в Москву для проведения операции российскому гражданину.
Отнесение способа поставки к тому или иному виду из указанных четырех является основной предпосылкой для определения мер регулирования доступа иностранных поставщиков услуг на национальные рынки. В Соглашении определен важный круг вопросов, касающихся национального регулирования сферы услуг. Для регулирования торговли услугами большинство стран используют различного рода ограничения. Для унификации этих процессов ГАТС ввёл два основных принципа.
Первый принцип: «Режим наибольшего благоприятствования» (РНБ).
РНБ является основой Соглашения. Он предполагает, что правительства не должны дискриминировать услуги и поставщиков услуг других стран-членов между собой, а предоставлять всем им одинаково благоприятный режим. Из этого следует, что Россия, после присоединения к ВТО, не сможет предоставлять услуге, поставляемой из США, или поставщику услуги из США, худшие условия доступа на национальный рынок, чем те, которые она предоставляет услуге, или ее поставщику, из любой третьей страны. В общем, если доступа на рынок нет, то его нет для всех стран. Если он есть, то он един для всех. Если он ограничен, то ограничен опять же одинаково для любого участника. Но из этого правила есть исключения. Первое исключение касается отношений установившихся между странами до вступления в ВТО. Такие отношения при желании могут сохраняться на протяжении десяти лет и после вступления в международную организацию, но об этом страны должны объявить официально. Второе исключение касается стран, не желающих допускать иностранцев на свой рынок. В этом случае страна имеет право сослаться на одну из возможных причин, которые также прописаны в документах ВТО, и зафиксировать этот факт в Перечне специфических обязательств.
К примеру, статья ХIV Соглашения позволяет принять меры по ограничению доступа иностранных компаний, если это необходимо «…для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка...».
Второй важнейший принцип ГАТС: «Принцип национального режима» (ПНР)
В соответствии с этим принципом иностранные поставщики услуг не могут дискриминироваться по сравнению с национальными поставщиками. Это означает, что иностранные услуги и их поставщики в случае допуска на национальные рынки должны пользоваться теми же нормами и правилами работы, что и местные поставщики услуг.
В случае присоединения РФ к ГАТС, произойдет полное открытие российского рынка торговли услугами для иностранных компаний. Что может означать для России такое открытие рынка? Прежде всего, возможность прихода транснациональных корпораций на рынок услуг и на местные рынки, включая образование, здравоохранение, страхование, не говоря уже о специфических услугах. Проще говоря, крупная западная корпорация, просчитав затраты и прибыли, может, например, открыть сеть парикмахерских в России. Причем западная фирма вполне может не заниматься парикмахерскими услугам у себя на родине: просто ее экономисты подсчитают, что в России этот бизнес будет прибыльным. Такое внедрение на российский рынок иностранных компаний может привести к масштабному ухудшению положения российского малого и среднего бизнеса в сфере услуг.
Следует ещё раз отметить, что Соглашения ВТО не регулируют инвестиционный климат, как таковой, и ни в одной стране не происходил автоматический приход инвестиций сразу после подписания договора. Для иностранцев кроме вышесказанного также важно приведение законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО. По их мнению, принципиальное следование принципам РНБ, ПНР и транспарентность создают благоприятные и прозрачные условия для функционирования бизнеса. Специалисты отмечают, что положительные последствия либерализации международной торговли в области доступа на рынок услуг проявятся в нашей стране в большей степени, чем в торговле товарами.
Это обусловлено, прежде всего, тем, что рынок услуг находится еще в стадии становления, и что пока к конкретным секторам услуг не привязаны ни крупные капиталы, ни другие серьёзные ресурсы. А это означает, что более высокая подвижность таких ресурсов позволит им в большей мере воспользоваться преимуществами либерализации. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать на него положительное стимулирующее воздействие. При этом возможно ухудшение положения на рынке и ослабление конкурентных позиций некоторых российских поставщиков услуг. Однако эти трудности могут испытывать отдельные фирмы, но не экономика в целом.
Одна из сфер, где ожидается наибольшее внедрение западных компаний – туризм. Российский рынок туризма на данный момент развит гораздо слабее чем иностранный. Финансовая слабость и неконкурентоспособность российских компаний на фоне западных «монстров» (например, «TUI AG» – крупнейший европейский оператор с годовым оборотом свыше 3 млрд. долларов США) может привести к отмиранию отечественных туроператоров, или превращению их в агентов или филиалы иностранных корпораций в России
К положительным эффектам от присоединения России к ГАТС можно отнести, например сферу юридических услуг. Необходимость участия РФ во множестве новых международных договоров приведет к увеличению конкуренции на рынке юристов-адвокатов и консультантов. Развитие международных отношений российских компаний приведет к необходимости повышения качества их юридического сопровождения. Конкуренция с иностранными юридическими организациями приведет к улучшению качества кадрового состава в российской юридической среде.
Применение ПНР и РНБ, если и приведет к некоторому обострению конкуренции на внутреннем рынке, но компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей. А изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет устранения некоторых излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности.
После вступления России в ВТО будет постепенно обесцениваться и главное конкурентное преимущество некоторых российских компаний - административный ресурс. Международные обязательства заставят правительство начать борьбу с коррупцией, что в свою очередь повлечет за собой ослабление роли чиновников и государства в целом.
ГАТС содержит три блока прав и обязательств:
1) собственно ГАТС, в котором сформулированы базисные правовые нормы, относящиеся ко всем видам услуг, а также основные концептуальные определения;
2) приложения, касающиеся отдельных отраслевых видов услуг, определяющие как конкретные статьи ГАТС должны применяться в отношении этих видов услуг (морской транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги, услуги воздушного транспорта и др.), в частности изъятия по статье II ГАТС (изъятия из режима наибольшего благоприятствования);
3)перечни конкретных обязательств стран-членов ВТО в отношении отдельных видов услуг.
Предметом ГАТС являются меры, оказывающие воздействие на торговлю услугами осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства (статья I ГАТС).
Круг ведения ГАТС включает все виды услуг и любые отраслевые направления торговли услугами, исключая услуги, поставка которых вызвана выполнением правительством функций управления. ГАТС регулирует как трансграничную торговлю услугами, так и торговлю ими в пределах национальной территории.
ГАТС предусматривает две группы обязательств, которые берут на себя участники Соглашения: общие (горизонтальные), распространяющиеся на все виды услуг, и конкретные (специфические) в отношении отдельных отраслей, производящих и поставляющих услуги. Обязательства отдельных стран по доступу на рынки суммируются в перечнях их обязательств. Эти перечни являются правовыми обязательствами каждой страны. Они создают правовое поле в отношении каждого из четырех видов поставок услуг. Эти перечни составляют часть Протокола о присоединении страны к ВТО.
Общие требования к внутреннему регулированию торговли услугами
В ГАТС определены общие требования к системе внутреннего регулирования торговли услугами, которые должны быть учтены страной – членом ВТО в её национальном законодательстве:
- в каждом секторе услуг, по которому страной – членом ВТО приняты специфические обязательства, меры, затрагивающие торговлю услугами, должны применяться разумным, объективным и беспристрастным образом;
- страны – члены ВТО не должны создавать неоправданных барьеров в торговле услугами посредством квалификационных требований и процедур, технических стандартов и требований по лицензированию;
- в секторах по профессиональным услугам, по которым приняты специфические обязательства, страна – член ВТО вводит процедуру проверки компетенции иностранных специалистов, и др.
Общие обязательства стран – членов ВТО в сфере торговли услугами:
· предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
· обеспечение транспарентности (прозрачности) регулирования торговли услугами.
Для своевременного получения объективной и полной информации о национальном законодательстве и регулировании, относящихся к сфере торговли услугами, каждая страна – член ВТО обязана:
- опубликовывать информацию о всех мерах общего применения, имеющих отношение к ГАТС, в т.ч. о международных договорах по вопросам торговли услугами;
- незамедлительно давать ответы на запросы других стран – членов ВТО, связанные с торговлей услугами;
- создать один или несколько информационных пунктов (enquirypoint) для предоставления информации по вопросам торговли услугами в соответствии с запросами других стран – членов ВТО в лице их правительств.
Следует отметить, что развитые страны – члены ВТО и по возможности другие страны – члены ВТО должны создавать контактные пункты для облегчения доступа развивающихся стран к информации о рынках услуг указанных стран – членов ВТО.
При этом страна – член ВТО не обязана предоставлять конфиденциальную информацию, раскрытие которой могло бы препятствовать исполнению законов, противоречить общественным интересам, нанести ущерб законным интересам конкретных государственных или частных организаций;
- признание квалификации иностранных поставщиков услуг.
Для соблюдения действующих национальных норм по выдаче разрешений иностранным поставщикам услуг, их лицензированию и сертификации страна – член ВТО может устанавливать порядок, в соответствии с которым будут признаваться выданные в другой стране – члене ВТО свидетельства и дипломы о полученном образовании и имеющемся опыте, о соответствии определённым требованиям, а также лицензии и сертификаты. Однако во всех случаях странам – членам ВТО следует избегать превращения признания квалификации в средство дискриминации или в скрытое ограничение торговли;
· принципы деятельности монопольных поставщиков услуг, а также поставщиков услуг, получивших от органов власти исключительные (эксклюзивные) права.
Страна – член ВТО должна обеспечить, чтобы любой такой поставщик:
- при поставке монопольной услуги поступал в соответствии с обязательствами страны – члена ВТО по обеспечению РНБ и специфическими обязательствами;
- при поставке услуги, которая не относится к сфере его монопольных прав и по которой приняты специфические обязательства, включённые в национальный перечень страны – члена ВТО, не злоупотреблял своим монопольным положением, действуя образом, несовместимым с такими обязательствами.
Положения об исключениях:
· участие в экономической интеграции - ГАТС не препятствует стране – члену ВТО стать участником:
- другого соглашения, направленного на дальнейшую либерализацию торговли услугами в значительном количеств секторов услуг при условии, что такое соглашение соответствует определённым условиям, указанным в ГАТС;
- соглашения о полной интеграции рынков труда, если такое соглашение освобождает граждан стран – членов ВТО от получения разрешений на жительство или на работу;
· ограничения в целях защиты платёжного баланса. Как правило, страна – член ВТО не должна ограничивать международные платежи и переводы по текущим операциям. Однако в случае серьёзных затруднений с платёжным балансом и с внешними финансовыми трудностями или угрозы этого страна – член ВТО может устанавливать или сохранять ограничения на торговлю услугами, по которым этой страной были приняты специфические обязательства;
· исключения общего характера. К ним относятся меры, несовместимые с обязательствами страны - члена ВТО по ГАТС, но которые необходимы для: защиты общественной морали; поддержания общественного порядка; защиты жизни и здоровья людей, животных или растений; обеспечения справедливого и эффективного налогообложения в отношении услуг и поставщиков услуг из других стран – членов ВТО; выполнения соглашений об избежании двойного налогообложения и др. Такие меры должны применяться на недискриминационной основе и не должны представлять из себя скрытые ограничения в торговле услугами;
· исключения по соображениям национальной безопасности (статья XIV-bis). Согласно положениям указанной статьи страна – член ВТО:
- не обязана предоставлять другим странам – членам ВТО информацию, раскрытие которой, по её мнению, противоречит существенным интересам её безопасности;
- может осуществлять любые действия, которые она считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности:
- в отношении поставки услуг, осуществляемых прямо или косвенно для целей снабжения какой-либо военной структуры;
- в отношении расщепляющихся материалов и материалов для ядерного синтеза или материалов, из которых они получаются;
- если они принимаются во время войны или других чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях;
- может осуществлять любые действия, необходимые для выполнения этой страной своих обязательств по поддержанию международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН.
65.Арбитражныйсуд за рубежом. (ссылаться если что –на Францию=))
Трете́йский суд (арбитраж) — институт саморегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.
Виды арбитражей:
- арбитраж adhoc (создаётся сторонами для разового рассмотрения возникшего спора)
- институционный (постоянно действующего в определённом месте по определённым правилам)
Арбитраж — негосударственный коммерческий суд, рассматривающий споры между сторонами.
Стороны, выбирая место, где будет осуществлён их арбитраж, преследуют несколько целей:
- чтобы арбитраж был быстрый и объективный;
- чтобы судьи были квалифицированными и не затягивали процесс рассмотрения дела;
- чтобы арбитражные решения были обязательными для сторон и не пересматривались;
- чтобы арбитражные решения признавались в других странах мира.
Выбор места арбитража является важным в связи с тем, что это место определяет, право какой страны будет применяться при попытке отменить арбитражное решение в государственных судах.
В некоторых странах возможности отмены арбитражных решений государственными судами ограничены национальным законодательством; в других, наоборот, законы предоставляют достаточно обширные возможности для пересмотра арбитражного решения или его отмены.