Теория сравнительных преимуществ
Д. Рикардо открыл закон сравнительных преимуществ,согласно которому каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно они могут быть иногда и несколько больше, чем за границей.
Д. Рикардо обосновал свою теорию в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.), в которой он приводит ставший классическим пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате чего выгоду получают обе страны. В Португалии и Англии стоимость производства вина и сукна составляет следующие величины (табл. 2):
Таблица 2
Затраты труда на производство вина и сукна, рабочих часов [2]
Португалия | Англия | |
Вино (х бутылок) | ||
Сукно (у метров) |
Как видно из представленной таблицы, Португалия может производить вино и сукно в более выгодных условиях, чем Великобритания. Тем не менее, Португалия заинтересована специализироваться в производстве вина, а Англия – сукна. Действительно, если сравнить соотношение издержек производства одного товара (вина) в обеих странах с соотношением издержек производства другого товара в обеих странах, то можно сделать вывод, что Португалия имеет более выгодные условия, более значимое сравнительное преимущество в производстве вина, чем сукна (80/90<120/100).
Португальские издержки составляют 66% английских издержек в производстве вина, но 90% - в производстве сукна. Таким образом, Португалия предпочтет специализироваться в производстве того товара, где она будет иметь наибольшее относительное преимущество, а Англия будет специализироваться в производстве товара, где она обладает наивысшей сравнительной эффективностью, т.е. каждая страна будет стремиться специализироваться в тех производствах, где она обладает наивысшим сравнительным преимуществом, которое определяется соотношением издержек производства товаров в каждой из рассматриваемых стран.
Сравнительные издержки позволяют определить пределы выгодного обмена. В Португалии 1 ед. вина обменивается на 0,88 ед. сукна, а в Англии – 1 ед. вина на 1,2 ед. сукна. Португалия будет заинтересована в международной торговле до тех пор, пока она сможет за 1 ед. вина получать больше 0,88 ед. сукна, а Англия – до тех пор, пока она сможет получать1 ед. вина, отдавая в обмен менее 1,2 ед. сукна. Итак, цена обмена располагается между 0,88 и 1,2 ед. сукна за 1 ед. вина. Любой обмен, осуществляемый в рамках этих величин, является выгодным для обеих стран.
Заслуга Д. Рикардо заключается, во-первых, в том, что он доказал, что торговля между странами выгодна и тогда, когда одна из стран обладает абсолютно большей эффективностью в производстве всех товаров. Во-вторых, он ввел в анализ понятие альтернативной цены.
Альтернативная цена представляет собой время, необходимое для производства одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства другого товара. В соответствии с теорией сравнительных преимуществ, страны специализируются на производстве тех товаров, альтернативная цена которых ниже, т.е. которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. В этом случае торговля будет взаимовыгодной независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой. В результате торговли на основе сравнительных преимуществ каждая страна получает положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли.
Следует отметить, что принцип сравнительных преимуществ справедлив не только для единиц двух различных товаров и двух стран, но и для любого количества стран и товаров. Конечно, применение принципа в практике внешней торговли модифицируется действием многочисленных факторов, в частности, валютными курсами, инфляцией, таможенными барьерами. Но это не отменяет действие закона сравнительных преимуществ. До тех пор, пока в соотношении цен внутри страны сохраняются хоть малейшие различия, каждая страна будет иметь сравнительные преимущества во внешней торговле.
Теория Д. Рикардо, сохраняя свою актуальность и до наших дней, все же не лишена недостатков. Во-первых, она исходит из анализа только одного фактора производства – труда, оставляя без внимания капитал и землю. Во-вторых, теория не содержит ответа на вопрос о природе и причинах возникновения сравнительных преимуществ.