Этапы развития мировой торговли

С.П. МОСКВИЧЕВ

ОСНОВЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Учебное пособие по курсу

«Мировая экономика»

Обнинск 2007

Предлагаемое учебное пособие составлено в соответствии с государственным стандартом и представляет собой базовый курс дисциплины «Мировая экономика». В нем рассматриваются такие ключевые проблемы, как история и тенденции развития международной торговли, эволюция теорий торговли, инструменты и методы внешнеторговой политики, валютный рынок, валютные курсы, платежный баланс, макроэкономическая политика государства в условиях открытой экономики.

© С.П. Москвичев, 2007 г.

 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Курс теории международной экономики, наряду с микроэкономикой и макроэкономикой, является одной из составляющих общей экономической теории. И хотя отдельные разделы теории международной экономики иногда включаются в курсы микро- или макроэкономики, в целом мировая экономика представляет собой отдельный предмет исследования, поскольку развитие международных связей сопряжено с действием целого ряда специфических факторов. Международная экономика – это часть экономической теории, применяемая для изучения экономики современного взаимосвязанного мира. Она основывается на теории рыночной экономики и развивает ее в отношении закономерностей взаимодействия хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности в области международного обмена товарами, движения факторов производства и формирования международной экономической политики государств.

Изучение теории международной экономики в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку углубляющаяся интернационализация товарных и финансовых рынков, усиливающаяся взаимозависимость национальных экономик оказывают все большее воздействие на развитие каждой отдельной страны.

Внешнеторговые связи предполагают, что часть продукции, произведенной в данной стране, вывозится за границу (экспортируется), в то время как часть товаров и услуг, произведенных за рубежом, импортируется, т.е. потребляется или используется в данной стране. В финансовой сфере взаимозависимость национальных эконо­мик выражается в том, что граждане той или иной страны наряду с национальными активами могут владеть и иностранными, держать денежные вклады в зарубежных банках, поку­пать ценные бумаги, выпущенные иностранными компаниями или правительствами, приобретать недвижимость за пределами своей страны. В результате международные рынки товаров и услуг, а также фи­нансовые рынки, оказывают непосредствен­ное воздействие на такие макроэконо­мические показатели, как национальный доход, уровень занятости, темпы инфляции и другие. В свою очередь, характер и направление международных пото­ков капитала зависят от того, какую кредитно-денежную политику проводит Центральный банк той или иной страны.

Все это свидетельствует о том, что при разработке экономи­ческой политики правительство каждой страны должно уделять значительное внимание механизму взаимосвязи макроэкономических показате­лей в открытой экономике, оценивать последствия проводимой политики не только для своей страны, но и для других государств с тем, чтобы избежать возможных нега­тивных последствий. В частности, экономические спады, финансовые и валютные кризисы, первоначально возникнув в отдельных странах или регионах, приобретают глобальный характер. Учет этого обстоятельства является необходимым условием проведения эффективной макроэкономической политики. Более того, становится очевидным, что ни одна из стран не может успешно решать экономические проблемы, не координируя свою национальную политику с политикой, проводимой другими странами.

Структура учебного пособия обеспечивает последовательное рассмотрение основных закономерностей функционирования международной экономики. Оно состоит из пяти тем. Первая тема «Структура и тенденции развития международной торговли» посвящена определению основных категорий теории международной экономики, функциональных взаимосвязей показателей, истории развития мировой торговли. Во второй теме «Теории международной торговли» рассматривается эволюция взглядов на причины внешней торговли, излагаются классические и альтернативные теории международной торговли, оценивается выигрыш от торговли для участвующих в ней стран. Третья тема «Внешнеторговая политика» посвящена анализу целей, инструментов и методов, применяемых государствами при регулировании внешнеэкономической деятельности. Изучаются наиболее распространенные тарифные и нетарифные методы регулирования, оцениваются последствия их применения. В четвертой теме «Международные валютные отношения» рассматриваются проблемы валютных рынков стран, закономерности формирования и изменения валютных курсов, изучается роль государства в регулировании валютных курсов. Пятая тема пособия «Платежный баланс» посвящена проблемам регулирования одного из важнейших макроэкономических показателей – платежного баланса.




ТЕМА 1. Структура и тенденции развития международной торговли

1.1. Базовые определения

Международная торговля – это сфера устойчивых международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Согласно историческим исследованиям, эта традиционная форма международных экономических отношений древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д. История развития мировой торговли связана с длительной эволюцией следующих форм рынка.

Внутренний рынок – это форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается производителем внутри страны.

Национальный рынок – это внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей.

Международный рынок – это часть национальных рынков торгующих стран, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.

Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства.

Предметом международной торговли является товар, который в международной экономике трактуется несколько иначе, чем в общей экономической теории. Как известно, товар – это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена. В теории международной экономики товар важен не как продукт производства, а как объект спроса и предложения. Товар является таковым только тогда, когда он кому-либо нужен, его хотят обменять на другой товар (или деньги), более того, одна из сил действует из-за рубежа. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то товар становится простой вещью и не является предметом международной экономики.

Правильное для национальной экономики предположение о том, что все товары продаются и покупаются на рынке, оказывается неверным для международной экономики. Способность произвести продукт еще не означает, что он будет признан товаром на мировом рынке, что его кто-либо купит. Товары могут не продаваться за рубежом по многим причинам, например, их неконкурентоспособности или принципиальной невозможности вывоза за границу. Поэтому с точки зрения международной мобильности все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.

Торгуемые товары – это товары, которые могут передвигаться между различными странами.

Неторгуемые товары – это товары, которые потребляются в той же стране, где были произведены, и не перемещаются между странами.

К торгуемым товарам относится продукция таких отраслей, как сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство, добывающая и обрабатывающая промышленность. Как правило, неторгуемой является продукция строительства, транспорта, коммунальных услуг, розничной торговли, ресторанов и гостиниц, образования, здравоохранения, национальной обороны.

Вместе с тем, границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами весьма условны. Существуют многочисленные примеры, когда при определенных условиях товары переходили из одной категории в другую.

Является ли товар торгуемым или неторгуемым, зависит также от транспортных издержек на его перемещение за рубеж и от торговых барьеров, существующих на этом пути.

Если цена товара на единицу веса высока, то практически всегда такой товар будет являться торгуемым. Например, цена золота и драгоценных камней практически одинакова во всех мировых центрах торговли.

Таким образом, главные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами заключаются в следующем.

Во-первых, цены на торгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения на них как внутри страны, так и за рубежом. Цены на неторгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения только на национальном рынке. Колебания цен на такие товары в других странах значения не имеют.

Во-вторых, поддержание баланса внутреннего спроса и предложения на торгуемые товары не так важно, как для неторгуемых товаров. Недостаток внутреннего спроса может быть всегда компенсирован увеличением спроса из-за рубежа, а недостаток внутреннего предложения – увеличением поставок иностранных товаров. Для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения крайне важно. При его нарушении возникают серьезные экономические диспропорции.

В-третьих, динамика и уровень внутренних цен на торгуемые товары следуют за динамикой и уровнем цен в других странах. Внутренние цены на неторгуемые товары могут существенно отличаться от цен других стран, а их изменение может не приводить к изменению зарубежных цен на такие же товары.

Показатели мировой торговли

Для анализа развития такого сложного явления, как внешняя торговля, применяется система показателей. Поскольку международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров, то ее можно охарактеризовать величиной экспорта и импорта, внешнеторговым оборотом и торговым сальдо.

Экспорт – это продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу. Измеряется количеством товаров (в натуральном или стоимостном измерении), вывезенных из страны. Особой формой является реэкспорт – вывоз товаров, не подвергшихся в данной стране переработке (транзит).

Импорт – это покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Измеряется количеством товаров (в натуральном или стоимостном измерении), ввезенных в страну из-за границы. Реимпорт – обратный ввоз из-за границы отечественных товаров, не подвергшихся переработке.

Сумма объемов экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот.Стоимостной оборотисчисляется за определенный период времени в текущих ценах с использованием действующих курсов. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штук, тонн, метров). С целью проведения сопоставлений и определения динамики развития внешней торговли физический объем внешней торговли рассчитывается в постоянных ценах.

Одним из наиболее важных понятий является торговый баланс или сальдо внешней торговли. Данный показатель рассчитывается как разность стоимостных объемов экспорта и импорта страны. Сальдо внешней торговли может иметь положительную или отрицательную величину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное сальдо характеризует активный торговый баланс страны.

Существуют также показатели, отражающие темпы роста внешней торговли. К таковым, например, относится показатель темпов роста экспорта ( этапы развития мировой торговли - student2.ru ):

этапы развития мировой торговли - student2.ru

где этапы развития мировой торговли - student2.ru – экспорт текущего периода;

этапы развития мировой торговли - student2.ru – экспорт базисного периода.

Для оценки степени зависимости страны от внешней торговли применяется ряд показателей открытости экономики. К ним относятся:

1) экспортная квота ( этапы развития мировой торговли - student2.ru )

этапы развития мировой торговли - student2.ru

где Exports – стоимость экспорта;

GDP (gross domestic product) – валовой внутренний продукт страны за год (ВВП);

2) импортная квота ( этапы развития мировой торговли - student2.ru )

этапы развития мировой торговли - student2.ru

где Imports – стоимость импорта;

GDP (gross domestic product) – валовой внутренний продукт страны за год (ВВП).

Структура мировой торговли

Большой интерес представляет также динамика товарной структуры мировой торговли. Доля сырья и сельскохозяйственной продукции, составлявшая в начале ХХ в. 2/3 мирового товарооборота, уменьшилась до 24% в начале ХХI в., в то время как доля обрабатывающей промышленности выросла с 34 до 76%. При этом доля машин и оборудования составляет не менее 1/3 мировой торговли. Уменьшение доли сырья на мировом рынке объясняется снижением потребности в нем, вызванном научно-технической революцией; более глубокой переработкой сырья и уменьшением потребности в количестве сырья; более экономичным использованием сырья, заменой натурального сырья синтетическим. При этом потребление сырья и энергоресурсов в количественном выражении неуклонно растет. Рынок машин, оборудования, транспортных средств, химической продукции, наукоемкой продукции стремительно растет. Рынок наукоемкой продукции практически полностью контролируют развитые страны. Его объем составляет более $500 млрд., или 40% экспорта развитых стран. Важной тенденцией является уменьшение доли продуктов питания на мировом рынке, что связано с развитием сельского хозяйства на интенсивной основе, с широким использованием достижений науки в промышленно развитых странах.

Доля рынка услуг, который практически отсутствовал в начале ХХ в., в настоящее время составляет не менее 20%, и растет в среднем по 3% в год. По классификации МВФ, основными видами услуг являются: фрахт судов, остальные транспортные услуги, туризм, прочие услуги, к которым можно отнести научно-технические, производственные, финансовые услуги, оказываемые как государственными органами, так и частным сектором. Активная торговля машинами и оборудованием породила такие виды услуг, как лизинг, консалтинг, инжиниринг. Широко распространены международные арендные сделки.

Главный доход приносят два вида услуг – транспортные услуги и международный туризм. Рынок товаров и рынок услуг тесно связаны и взаимно влияют друг на друга, стимулируя рост каждого из них и мировой торговли в целом. Новый вид товаров на мировом рынке – объекты интеллектуальной собственности, темпы роста торговли которыми составляют 12% в год.

Основными экспортерами (и одновременно импортерами) услуг являются промышленно развитые страны. Высока доля на этом рынке Индии, Сингапура, Египта и Израиля. Так, например, одним из направлений международной специализации Индии является создание программного обеспечения на экспорт. Доля России в экспорте услуг ничтожна мала – 0,7%, в импорте – 0,9%, что объясняется неразвитостью данного сектора, неконкурентоспособностью большинства отечественных услуг, неумением предложить на мировом рынке услуги как товар. Между тем Россия обладает конкурентными преимуществами (которые не может пока реализовать) по крайней мере в сфере образовательных услуг, услуг в космической сфере, транспортных услуг, связанных с реализацией выгоднейшего географического положения страны, связывающей Европу и Азию прямым железнодорожным сообщением.

Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание промышленно развитых стран. Основные товаропотоки протекают в рамках «большой триады»: США – Западная Европа – Япония. Так, в 90-х годах на них приходилось около 70% мирового экспорта, причем 4/5 его составляли непродовольственные товары. Развитие и углубление международного разделения труда между промышленно развитыми странами ведет к увеличению их взаимной торговли и уменьшению доли развивающихся стран.

За послевоенный период доминирующее положение США, которое они заняли в результате Второй мировой войны, было существенно ослаблено. Так, в 50-е годы на долю США приходилась 1/3 мирового экспорта, а в 90-е годы – только 1/9. Экспорт Германии не только вплотную приблизился к американскому, но в отдельные годы даже превосходил его. Например, в 1990 г. на долю Германии приходилось 12% мирового экспорта, тогда как доля США составляла 11,5%. Значительный рывок сделали и другие европейские страны, в результате которого с 70-х годов Западная Европа стала главным центром мировой торговли – на ее долю приходится более 40% мирового экспорта.

В 80-е годы доля Японии в мировой торговле существенно выросла. В 1983 г. она впервые вышла на первое место в мире по экспорту машин и оборудования. В 1948 г. ее доля в мировом экспорте составляла всего 0,4%, в 1960 г. – 3,2%, в 1997 г. – 7,9%, а в начале XXI в. – 9,5%. Главным образом успехи Японии связаны с активным и агрессивным проникновением на рынки, прежде всего США, торговлей автомобилями, судами, электроникой. Треть японского экспорта приходится на США. Дефицит США в торговле с Японией в 90-е годы находится на уровне 50-60 млрд. долл. в год.

В последние годы только «новые индустриальные страны» Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) демонстрируют быстрый рост экспорта – их доля в мировом экспорте составляет более 10%. Эти страны сумели добиться существенных сдвигов в структуре своего экспорта: в нем доминирует готовая продукция, машины и оборудование, а рынками сбыта стали как развивающиеся страны, так и промышленно развитые. Они экспортируют продукции больше, чем любая европейская страна. В целом в экспорте машин и оборудования доля развивающихся стран составляет более 16%. Быстро растет также доля Китая, за 1980 – 1997 гг. она выросла более чем в 10 раз. При этом 87% экспорта Китая составляет промышленная продукция, и страна все более начинает конкурировать с «новыми индустриальными странами» по одной и той же номенклатуре товаров, на одних и тех же рынках (США, ЕС, Япония). Очевидно, что победа Китая – вопрос времени.

По данным 2005 г., 1 место в мировом экспорте заняла Германия с объемом $970,7 млрд., (или 9,3%), второе место у США – $904,7 млрд. (8,7%), на третьем месте Китай – $762 млрд. (7,3%). Япония заняла 4 место. Россия переместилась на 13 место в мире с объемом экспорта $245,3 млрд. (1,3% общемирового).

ТЕМА 2. Теории МЕЖДУНАРОДНОЙ торговли

Меркантилистская теория

Поиском ответа на исходный вопрос в теории международной торговли – почему страны торгуют между собой? – экономисты занимаются с возникновения первых школ экономической мысли. Систематические исследования проблем внешней торговли впервые провели меркантилисты (от итальянского «мерканте» – купец). Меркантилизм – это направление экономической мысли, разработанное европейскими учеными (Т. Мун, У. Петти, А. Монкретьен и др.) в XV-XVIII вв. Меркантилисты считали:

1) богатство нации определяется количеством накопленного золота; поскольку мир располагал лишь ограниченным количеством золота, то богатство одной страны может увеличиться только за счет перераспределения;

2) необходимо поощрять экспорт готовых товаров и запрещать их импорт, особенно предметов роскоши, с целью обеспечения притока золота в страну. При этом продавать следует как можно дороже, а покупать – как можно дешевле;

3) следует строго ограничивать экспорт сырья и разрешать его беспошлинный импорт, в особенности того, которое не добывается внутри страны;

4) необходимо запретить всякую торговлю колоний с иными странами, кроме метрополии, превращая их тем самым в поставщиков сырья.

Меркантилизм обогатил экономическую теорию идеей протекционизма – защиты отечественного производства путем высоких таможенных пошлин и других подобных мер. Государства устанавливали высокие импортные пошлины, платили своим купцам экспортные премии (субсидии), предоставляли льготы торговым компаниям, поощряли путем субсидий создание экспортоориентированных и импортозамещяющих производств.

Одним из первых, кто обратил внимание на недостаток теории меркантилизма, был английский экономист Д. Юм. Он поставил под вопрос положение о том, что страны могут в течение длительного времени наращивать количество имеющегося у них золота и что это не повлияет на их международную конкурентоспособность. Д. Юм обратил внимание на то, что приток золота в результате поддержания положительного сальдо торгового баланса увеличит предложение денег внутри страны и приведет к росту зарплаты и цен. В результате роста цен конкурентоспособность страны упадет, экспорт сократится. Следовательно, страна не сможет постоянно поддерживать положительное сальдо торгового баланса – внутриэкономические факторы будут препятствовать этому. Так, в результате колоссального притока золота и серебра из Америки и Азии произошло их быстрое обесценивание и рост цен на товары.

Протекционизм осложнял международную торговлю, создавая преимущества для отдельных стран, особенно метрополий, ограждая барьерами колониальные территории. В таких условиях международная торговля разделялась на зоны доминирования метрополий. На мировом рынке меркантилизм вел к усилению напряженности, конфронтации в отношениях между конкурирующими странами, вводившими все большие и большие ограничения друг против друга. Создавались предпосылки устойчивого дисбаланса во внешнеторговых отношениях, невыгодность их для одной из участвующих сторон. Возникли серьезные препятствия для развития международной торговли. Еще одним недостатком меркантилистской политики стало замедление и упадок производств, ориентированных на внутренние рынки, местного сельского хозяйства и ремесла.

Меркантилистский подход в этой ситуации утратил свои позиции, уступив место теориям, основанным на принципе свободы торговли. Но и в настоящее время возникают неомеркантилистские варианты во внешнеторговой политике отдельных стран, которые, прибегая в той или иной мере к протекционизму, ориентируются на активный торговый баланс, форсируя экспорт и сдерживая импорт по некоторым видам товаров и услуг, отдельным секторам и отраслям экономики.

Теория эффекта масштаба

В начале 80-х годов П. Кругман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяс­нение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэконо­мической теории эффекта заключается в том, что при определен­ной технологии и организации производства долговременные сред­ние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпуска­емой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массо­вым производством.

Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными фак­торами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затра­тами и, следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необхо­дим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, международная торговля позволяет сфор­мировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой отдельно взятой страны, и таким образом делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ве­дет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с пре­обладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внут­риотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных кор­пораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внут­рифирменной торговли, направления которой часто определяют­ся не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими це­лями самой фирмы.

Понятие и виды валют

Валютный курс играет важную роль в рыночной экономике и оказывает большое влияние на многие макроэкономические про­цессы, происходящие в стране. С помощью валютного курса сопоставляются цены на товары и услуги, произведенные в раз­ных странах. От уровня валютного курса зависит конкурентоспо­собность национальных товаров на мировых рынках, объемы эк­спорта и импорта, состояние баланса текущих операций.

Валютный курс воздействует на направление международных потоков капитала. Решение о вложении национального капитала в активы той или иной страны принимается исходя из ожидаемой реальной прибыли на инвестируемый капитал, которая зависит от процентной ставки и ожидаемых изменений валютного курса.

Валютный курс наряду с процентной ставкой сам по себе вы­ступает ценой актива. При наличии развитых финансовых рынков сегодняшняя стоимость актива, получение которого ожидается в будущем, определяется дисконтированием его будущей стоимос­ти в соответствии с процентной ставкой и ожидаемым уровнем валютного курса. Динамика валютного курса, степень и частота его колебаний являются показателями экономической и политической стабиль­ности общества.

Валютный курс выступает объектом макроэкономической по­литики. С его помощью нередко происходит урегулирование пла­тежного баланса. Валютный курс играет важную роль при разра­ботке и проведении кредитно-денежной политики, поскольку поддержание определенного уровня валютного курса может по­требовать использования официальных валютных резервов, что неизбежно отразится на предложении денег в экономику.

Национальная денежная единица страны – это валюта (currency) в узком смысле слова. Например, валюта России – это рубль, валюта США – доллар, валюта Бразилии – крузейро. Но в широком смысле к категории валюты относятся различные средства обращения, выраженные в соответствующих денежных единицах. Это – наличные деньги в форме монет, банкнот, казначейских билетов, платежные документы (чеки, векселя) денежные средства на счетах и вкладах в банках. Еще более широким является понятие валютных ценностей, которое включает также фондовые ценные бумаги (акции, облигации) в той или иной валюте и драгоценные металлы.

Иностранная валюта – иностранные банкноты (денежные знаки других государств), монеты, векселя, чеки.

Резервная валюта (reserve currency) – иностранная валюта, в которой центральные банки стран размещают свои резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям, по движению ссудного капитала, по инвестициям. В Бреттон-Вудской валютной системе статус резервной был закреплен за долларом США и (фактически) за английским фунтом стерлингов. В настоящее время официальный статус резервной валюты не закреплен ни за одной из денежных единиц, но на практике эту роль играют доллар, английский фунт, евро, йена, и в последнее время – китайский юань.

Статус резервной валюты дает возможность стране-эмитенту покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой и способствовать экспансии своих национальных компаний на международном рынке. В то же время статус резервной валюты вынуждает страну-эмитента поддерживать стабильность своей валюты, не прибегать без крайней необходимости к девальвациям и ревальвациям, строго контролировать состояние платежного баланса.

Региональная валюта – совместная валюта группы стран. Ныне такой валютой является евро. 12 стран ЕС (без Дании, Швеции, Великобритании) объединяются в Экономический валютный союз. Используются также арабский доллар, андское песо.

Евровалюта– валюта, переведенная на счета в иностранные банки и используемая для расчетов со всеми странами, кроме страны-эмитента. Такая валюта уходит из-под контроля национального правительства и является более дешевой, чем иностранная валюта или национальная валюта. Шире всего в качестве евровалюты используется доллар США, а также евро, фунт, йена. При этом название евровалюта не означает, что они обращаются на рынке Европы, это могут быть рынки любых стран.

С.П. МОСКВИЧЕВ

ОСНОВЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Учебное пособие по курсу

«Мировая экономика»

Обнинск 2007

Предлагаемое учебное пособие составлено в соответствии с государственным стандартом и представляет собой базовый курс дисциплины «Мировая экономика». В нем рассматриваются такие ключевые проблемы, как история и тенденции развития международной торговли, эволюция теорий торговли, инструменты и методы внешнеторговой политики, валютный рынок, валютные курсы, платежный баланс, макроэкономическая политика государства в условиях открытой экономики.

© С.П. Москвичев, 2007 г.

 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Курс теории международной экономики, наряду с микроэкономикой и макроэкономикой, является одной из составляющих общей экономической теории. И хотя отдельные разделы теории международной экономики иногда включаются в курсы микро- или макроэкономики, в целом мировая экономика представляет собой отдельный предмет исследования, поскольку развитие международных связей сопряжено с действием целого ряда специфических факторов. Международная экономика – это часть экономической теории, применяемая для изучения экономики современного взаимосвязанного мира. Она основывается на теории рыночной экономики и развивает ее в отношении закономерностей взаимодействия хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности в области международного обмена товарами, движения факторов производства и формирования международной экономической политики государств.

Изучение теории международной экономики в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку углубляющаяся интернационализация товарных и финансовых рынков, усиливающаяся взаимозависимость национальных экономик оказывают все большее воздействие на развитие каждой отдельной страны.

Внешнеторговые связи предполагают, что часть продукции, произведенной в данной стране, вывозится за границу (экспортируется), в то время как часть товаров и услуг, произведенных за рубежом, импортируется, т.е. потребляется или используется в данной стране. В финансовой сфере взаимозависимость национальных эконо­мик выражается в том, что граждане той или иной страны наряду с национальными активами могут владеть и иностранными, держать денежные вклады в зарубежных банках, поку­пать ценные бумаги, выпущенные иностранными компаниями или правительствами, приобретать недвижимость за пределами своей страны. В результате международные рынки товаров и услуг, а также фи­нансовые рынки, оказывают непосредствен­ное воздействие на такие макроэконо­мические показатели, как национальный доход, уровень занятости, темпы инфляции и другие. В свою очередь, характер и направление международных пото­ков капитала зависят от того, какую кредитно-денежную политику проводит Центральный банк той или иной страны.

Все это свидетельствует о том, что при разработке экономи­ческой политики правительство каждой страны должно уделять значительное внимание механизму взаимосвязи макроэкономических показате­лей в открытой экономике, оценивать последствия проводимой политики не только для своей страны, но и для других государств с тем, чтобы избежать возможных нега­тивных последствий. В частности, экономические спады, финансовые и валютные кризисы, первоначально возникнув в отдельных странах или регионах, приобретают глобальный характер. Учет этого обстоятельства является необходимым условием проведения эффективной макроэкономической политики. Более того, становится очевидным, что ни одна из стран не может успешно решать экономические проблемы, не координируя свою национальную политику с политикой, проводимой другими странами.

Структура учебного пособия обеспечивает последовательное рассмотрение основных закономерностей функционирования международной экономики. Оно состоит из пяти тем. Первая тема «Структура и тенденции развития международной торговли» посвящена определению основных категорий теории международной экономики, функциональных взаимосвязей показателей, истории развития мировой торговли. Во второй теме «Теории международной торговли» рассматривается эволюция взглядов на причины внешней торговли, излагаются классические и альтернативные теории международной торговли, оценивается выигрыш от торговли для участвующих в ней стран. Третья тема «Внешнеторговая политика» посвящена анализу целей, инструментов и методов, применяемых государствами при регулировании внешнеэкономической деятельности. Изучаются наиболее распространенные тарифные и нетарифные методы регулирования, оцениваются последствия их применения. В четвертой теме «Международные валютные отношения» рассматриваются проблемы валютных рынков стран, закономерности формирования и изменения валютных курсов, изучается роль государства в регулировании валютных курсов. Пятая тема пособия «Платежный баланс» посвящена проблемам регулирования одного из важнейших макроэкономических показателей – платежного баланса.

ТЕМА 1. Структура и тенденции развития международной торговли

1.1. Базовые определения

Международная торговля – это сфера устойчивых международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Согласно историческим исследованиям, эта традиционная форма международных экономических отношений древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д. История развития мировой торговли связана с длительной эволюцией следующих форм рынка.

Внутренний рынок – это форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается производителем внутри страны.

Национальный рынок – это внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей.

Международный рынок – это часть национальных рынков торгующих стран, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.

Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других

Наши рекомендации