Экономическое развитие России в 90-е годы XX в.

Россия в 90-х: – мировая форсированная приватизация; – проблемная денежно-кредитная политика; – разовое «открытие» эк-ки внешнему миру; – жёсткий налоговый прессинг на пр-во; – стремительная либерализация.

Самый глубокий и самый длительный кризис в мировой экономической истории. Характерным явлением перестроечного периода было юридическое оформление возможности организации индивидуально-трудовой деятельности. Быстрое развитие индивидуального и кооперативного пр-ва товаров и услуг в 1987-1988 продемонстрировало, что рынок может относительно быстро наполняться товарами за счет негос-ных форм собственности. На базе новых форм возникали предприятия и пр-ва, создавая негос-ный сектор эк-ки. В общественном питании, в сфере услуг, мелком пр-ве с самого начала не предусматривалось ограничений на цены реализации, не были установлены нормативы налогообложения. Естественно, в условиях острого дефицита кооператоры завышали цены на свою продукцию и услуги. Попытка регулирования сверхвысоких доходов кооперативов оказалась запоздалой. Квалифицированные и инициативные работники стали покидать гос-ные предприятия и переходить на предприятия новых форм хоз-ния. Партийно-государственное руководство опасалось неподконтрольного ему негосударственного сектора, видя в нем конкурента. Под видом борьбы с нетрудовыми доходами, был нанесен серьезный удар по частному предпринимательству. Она началась с наступления на личное подсобное хоз-во. Местные власти ограничивали пр-во продукции в личном хоз-ве сверх потребностей семьи, запрещали вывозить продукцию в другие области, устанавливали нормы посадки овощей. Аналогичная ситуация складывалась с развитием арендных отношений. Весьма перспективным направлением было развитие арендных отношений в с/х. Однако эта форма пр-ва требовала реальной помощи со стороны гос-ва. Сложившиеся в 1987–1990 благоприятные возможности для поэтапного разгосударствления, восстановления рыночных отношений были упущены. Вместо ожидаемой финансовой стабилизации возрос дефицит гос. бюджета, усилилась инфляция. Несмотря на некоторый рост пр-ва после принятия Закона о кооперации и законодательства об арендных отношениях, среднегодовой прирост национального дохода стал снижаться. В то же время значительно увеличивались денежные доходы населения. Либерализация цен. Снижение пр-ва во всех отраслях, нарушение хозяйственных связей в начале 90-х годов приобрели обвальный характер. Полный крах потерпела инвестиционная политика. Резко сократилось жилищное строительство. Отсутствие конкурентной среды не позволяло действовать механизму спроса и предложения. Продолжала ухудшаться социальная ситуация, уровень жизни населения падал, росла безработица. Была частично проведена конфискационная денежная полуреформа, повышены розничные цены. В результате были существенно обесценены вклады населения в СбербанкРазрушение плановой системы хоз-ва в начале 90-х годов потребовало изменений в системе ценообразования. Первоначально ставка делалась на постепенную частичную либерализацию цен под контролем гос-ва. Однако освобождение цен проводилось недостаточно продуманно, что привело к разбалансированию товарного рынка, тотальному дефициту, инфляции. Таким образом, политику частичной либерализации цен реализовать не удавалось. В росте цен и развитии инфляции сыграли свою роль многие факторы: высокий уровень монополизации, резкое увеличение з/платы, повышение цен на сырье, бегство от денег. Одним из болезненных явлений 1991–1993 был распад рублевой зоны. Приватизация собственности. Приватизация происходила в два этапа. На первом – этап ваучерной приватизации (1992–1994) – закреплялись основные права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников, создавались акционерные общества, формировался рынок ценных бумаг. Все граждане России, в том числе и дети, имели право на получение одного чека номинальной стоимость в 10 тыс. руб. Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, вкладывать в акции приватизированных предприятий. Предполагалось, что в будущем можно будет получать проценты от прибыли этих предприятий. Рынок ваучеров рассматривался правительством как начальный этап функ- ционирования рынка ценных бумаг. В результате первого этапа приватизации было создано более 25 тыс. акционерных обществ, которые составили основу корпоративного сектора. Количество приватизированных предприятий превысило число неприватизированных, негосударственный сектор производил более половины ВВП. Второй этап (с 1995) – денежная приватизация. Развернулась борьба за реальную собственность. Убыточные предприятия предполагалось продавать таким образом, чтобы покупатели могли и хотели делать крупные вложения в них. Правительство рассчитывало, что среди потенциальных инвесторов примерно 34% будет приходиться на иностранные компании, 25% – на российские банковские инвестиционные структуры, 25% – на население, около 10% – на инвестиционные компании (бывшие чековые фонды). Предполагалось, что продажа акций будет происходить по определенному графику, а поступления от продаж пополнят государственный бюджет. Однако в силу неверия в стабильность правительственной политики этот процесс не получил широкого распространения. Попытки продать российские госпредприятия продолжались до 1996, когда развернулась широкомасштабная акция по реализации Закона о банкротстве. С 1997 начались прямые продажи госсобственности с инвестиционных торгов и аукционов. Однако по-прежнему остается не решенным земельный вопрос. Реформа в сельском хозяйстве движется гораздо медленнее, чем в других секторах. Россия в настоящее время находится на очередном этапе формирования программы осуществления дальнейших экономических реформ. Главная цель – подъем пр-ва, который возможен лишь на основе сочетания дальнейшего развития рыночных форм хозяйствования с государственными федеральными и региональными программами развития ключевых отраслей экономики.





Наши рекомендации