Структура внешней торговли Российской империи на протяжении XVIII-XIX вв.
Поощрялся экспорт отечественных и ограничивался импорт иностранных товаров. Пошлины на заграничные товары взимались лишь золотом и серебром. Они были столь велики, что составляли порою до 3/4 от стоимости изделий, производство которых было налажено в России (парусина, железо, воск и др.), а также на некоторые предметы роскоши. В то же время на товары, в которых Россия нуждалась, налагались пошлины 25%. Пошлины на импорт также дифференцировались, например, с невыделанных кож взимались пошлины 75%, а с выделанных — всего 6%. Петербург стал не только крупным промышленным и культурным центром государства, но и средоточием основных внешнеторговых связей.к 1726 г. — почти 2/3 вывозимых изделий. Здесь за год проходило до тысячи судов. В целом было достигнуто активное сальдо во внешней торговле. Так, экспорт русских товаров в европейские страны вдвое превышал импорт. Вывозились лен, пенька, кожа, холсты, сало, железо, парусное полотно и пр., ввозились шерстяные ткани, дорогие вина, предметы роскоши, шелк-сырец, шелковая пряжа.
В области внешней торговли государственная политика в XIX в. характеризовалась попеременной сменой протекционизма и фритредерства. Смена курса происходила раз в пять— десять лет. В целом в середине века исходили преимущественно из принципов фритредерства, а в начале и конце века — протекционизма. Преобладание политики протекционизма объяснялось не столько желанием защитить, оказать покровительство отечественному производителю, сколько соображениями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство желало увеличить доходность казны. Соответственно официальному курсу менялись, таким образом, ввозные пошлины — от 15 до 200% и более. Ведущим партнером по масштабам торговли с Россией традиционно была Англия. В первой половине XIX в. в структуре российского экспорта и импорта на ее долю приходилось 37 и 30% соответственно. Торговые отношения России с Англией не прерывались даже на время Крымской войны (1853 — 1856). На втором месте по объему торговли с Россией стояла Германия, на третьем — Франция, четвертое место занимал Китай. В первой половине XIX в. страна активно ввозила красители, сахар, вино. Важнейшей статьей ввоза были хлопок-сырец и чай (из Китая). Из Китая же везли жемчуг, шелк и хлопчатобумажные ткани; с середины века, однако, ткани ввозить перестали. В целом с Востока в Россию шли сырье и разнообразные предметы потребления, в том числе и предметы роскоши. С Запада также везли предметы потребления и машины и оборудование — на протяжении всего XIX в, эта статья ввоза все время возрастала. Российский экспорт был ориентирован почти исключительно на западные страны и составлял 90% общей суммы экспорта. Доля российского экспорта на Восток была значительно скромнее — около 10%; везли сырье и промышленные изделия, стоимость которых давала 60 % общей стоимости экспорта. На Запад шли корабельный лес, канаты, парусные полотна, лен, сало, кожи, пенька, щетина, меха, продукция животноводства, хлеб.Объемы хлебного экспорта увеличивались с каждым десятилетием: если в начале века хлеб составлял 5% от стоимости всего экспорта, то в середине века — уже 35%, а в конце века — 80%. В начале века Россия вывозила 1% от собранного урожая, в середине века — 5%, в конце — 20%. С 80-х годов XIX в. немцы стали защищать себя от русского хлеба, повышая ввозные пошлины: с 1880 по 1890 гг. они увеличились в пять раз. В ответ на это Россия ввела почти запретительные пошлины на ввозимые из Германии промышленные товары. В целом в структуре российского экспорта доля сельскохозяйственной продукции и промышленного сырья составляла 95% стоимости всего российского экспорта, а готовые изделия — около 5%. Степень участия России в мировой торговле на протяжении всего XIX в. оставалась практически неизменной: страна обеспечивала 4% мирового товарооборота.
Экономические реформы С.Ю.Витте
Финансовая реформа
Реформа С.Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.
1. Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.
2. Вторым шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С.Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы С.Ю. Витте.
3. Третий шаг заключался в том, что С.Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы - кредиты, заемные средства -- не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.
Политика С.Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы.
4. Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С.Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой - требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.
В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александру III доклад "О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япония, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодорожной линии было крупным успехом С.Ю. Витте.
Строительство КВЖД:
- расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке,
- обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, свободу установления железнодорожных тарифов и др.
Развитие отечественной промышленности и необходимое для этого развернутое строительство железных дорог С.Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов.