Новый курс» Ф. Рузвельта и его роль в стабилизации экономики США.
Апогей банковского кризиса (2-3 марта 1933 г. ) – за 2 дня из банков изъято 500 млн. долларов. Закрылись банки Нью-Йорка и Иллинойса – центров финансовой жизни страны.
Победа демократической партии во главе с Ф.Д. Рузвельтом 4 марта 1933 г.
Необходимость государственного регулирования → 6 марта Президент закрыл все банки страны («банковские каникулы»)
Дифференцированный подход:
Три группы банков:
1. Могут функционировать сами. 2. При поддержке правительства. 3. Должны быть ликвидированы.
Министр финансов мог требовать любую информацию о деятельности банков.
При сокращении числа банков на 15% объем их активов вырос на 37%.
Коммерческим банкам запрещалось работать с ценными бумагами.
Создана Федеральная корпорация страхования депозитов (первоначально размеры не превышали 2 500 долларов по каждому счету, страховые сборы выплачивались банками)
К началу 1934 г. 80% всех банков США застраховали свои депозиты.
Совет управляющих ФРС (назначается Президентом):
· получает полномочия на определенные суммы резервов, которые должны оставаться в банках-членах ФРС
· регулирует покупку и продажу банками ФРС облигаций государственного займа
В январе 1934 г. - девальвация доллара (35 долларов за унцию против прежней официальной цены 20,67 долларов за унцию) – снижение золотого содержания на 41%.
Начата чеканка серебряной монеты, т.е. в стране вводился биметаллизм.
При посредничестве Администрации восстановления промышленности предприниматели каждой отрасли хозяйства заключали между собой «кодексы честной конкуренции». Они договаривались на равных условиях об основах предпринимательской деятельности (о единых ценах, фиксированном объеме производства, заработной плате, рынках сбыта и т. д.). Вскоре подобная система охватила около 95 % предприятий США. Предприниматель не мог получать конкурентные преимущества за счет ухудшения положения работников (снижать зарплату, увеличивать нормы выработки, удлинять рабочий день). Закон также предусматривал разрешение конфликтов между трудом и капиталом, в соответствии с ним осуществлялась практика введения коллективных договоров. Деятельность Администрации восстановления промышленности способствовала также сокращению рабочего дня и запрещению детского труда. По мнению президента Рузвельта, эти меры должны были способствовать повышению занятости взрослого населения.
Разрешены профсоюзы. Появляется регламентация основных условий труда
4 июня 1935 г. кодексы были отменены (мелкие предприниматели протестовали против усиления монополий и пр.). Но рост производства произошел ( на 10%).
Еще одна программа Конгресса – региональное планирование (строительство ГЭС в долине реки Теннеси, территория 7 южных штатов)
Создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Для преодоления кризиса перепроизводства была выбрана система поощрения в виде премий и компенсаций фермерам, сокращающим производство в своих хозяйствах. Это способствовало бы поддержанию цен на сельскохозяйственные товары и тем самым увеличению доходов фермеров. В результате резко сократились посевные площади и поголовье скота, что не замедлило отразиться на ценообразовании. Доходы фермеров к 1936 г. выросли по сравнению с 1933 г. вполовину. Однако от такой системы премирования и компенсаций выиграли прежде всего крупные хозяйства, которые могли без существенного ущерба сокращать производство, а мелкие фермеры продолжали испытывать серьезные трудности. Учитывая этот фактор, правительство в соответствии с тем же законом предприняло чрезвычайные меры по снижению фермерской задолженности (на начало 1933 г. она составляла 12 млрд. долл.). В частности, правительством была произведена эмиссия казначейских билетов и государственных акций на сумму 3 млрд, долл., что позволило в 1933—1935 гг. предоставить фермерам дешевые кредиты на сумму более 2 млрд. долл. и тем самым ослабить обвальный процесс аукционных продаж обанкротившихся фермерских хозяйств. Одновременно правительство проводит политику демпинга за границей.
Июнь 1933 г. – создана Федеральная администрация общественных работ:
железные дороги, автострады, верфи и пр.→
свыше 4 млн. человек, израсходовано 933 млн. $ (программа отменена в 1936 г.)
Специальные лесные лагеря для молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, на 6 месяцев, на полном обеспечении, с выплатой 30 долл. ежемесячно, домой обязаны посылать 25 долларов.
Они строили дороги и плотины, предпринимались меры по сохранению лесов и парков.
Через лагеря для безработной молодежи прошли 2 млн. человек.
Создано Управление развития общественных работ (существовало 8 лет)
Закон о социальной безопасности -1935 г. :
Страхование по возрасту (федеральный фонд, средства - из налога на фонд зарплаты на уровне 1-3%, у предпринимателей), и отчисления американцев)
Страхование по безработице, осуществл. на федерально-штатной основе. Средства – налоговые отчисления предпринимателей
Третья часть закона предусматривала помощь из средств федерального бюджета для «детей, матерей, (и) физически или умственно неполноценных граждан»
1936 Законы о государственном жилищном строительстве (с учетом сегрегации!)
Увеличено число федеральных судей (по 1 новому на каждого действующего судью старше 70 лет)
Роль США в восстановлении экономик стран Западной Европы после Второй мировой войны. План Маршалла.
Соединенные Штаты Америки закончили вторую мировую войну, являясь бесспорным лидером капиталистического мира. За годы войны национальный доход США удвоился, более чем в вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и международный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала. Военные действия и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны в несколько раз превосходили ресурсы других капиталистических государств.
К концу Второй Мировой войны бОльшая часть Европы была разрушена. Крупнейшие города континента лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых районах, особенно сильно он проявился суровой зимой 1946—1947 годов на северо-западе Европы.
В целях минимизации отрицательных последствий США, связанных с потерей традиционных экономических партнеров, ослабленных военной разрухой, за основу действий был принят план Маршалла план поддержки экономики европейских стран - участниц второй мировой войны.
План Маршалла — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (Австрия, Бельгия, Великобритания, Западная Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Свободная территория Триест, Турция, Франция, Швеция, Швейцария). План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Целью США было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация индустрии европейских стран и развитие Европы в целом.
Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. Из-за недостатка платежных средств западноевропейские страны оказались перед перспективой сокращения импорта продовольственных товаров и ключевых сырьевых ресурсов. Без помощи США ввоз в государства Западной Европы уже в 1947 г. сократился бы наполовину, а долларовый импорт - на 4/5, что означало бы для этих государств экономический паралич.
Финансовая помощь Западной Германии по Плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с Западной Германии контрибуции (репарации) за причинённый Германией материальный ущерб странам победительницам во Второй мировой войне.
Важным аспектом реализации «плана Маршалла» стал вопрос об источниках финансирования отдельных элементов программы. Его решение увязывалось с характером поставок, видом поставок.
Поставки:
Iвид - Предметы важнейшей жизненной необходимости - те, что требовались для предотвращения голода. Каждую весну выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Поскольку помощь такого рода не окупалась, она шла в виде дотаций, а не займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, должна была использоваться правительством европейских стран для уменьшения дефицита госбюджета, а, следовательно, и темпов инфляции; для наращивания производства.
II вид - Промышленное оборудование.
III вид - Сырье, с. -х. машины, промышленные товары, запасные части и т.д.
В апреле 1948 года в Париже министрами 16 европейских государств и представителями союзников от Германии была подписана конвенция. В соответствии с «Планом Маршалла» его европейские участники должны были:
1. Предпринять меры по облегчению обмена товарами и услугами между собой, ускорить развитие внутриевропейской торговли;
2. Через межстрановую кооперацию обеспечить активизацию наиболее эффективных производственных мощностей для достижения наискорейшего роста выпуска продукции;
3. Предпринять финансовые и другие меры по укреплению своих валют, восстановлению доверия к ним;
4. Придать европейской кооперации организационное обеспечение (Как известно, формой такого обеспечения стала ОЕЭС - Организация Европейского Экономического сотрудничества, объединившая 16 государств).
План Маршалла был свёрнут во второй половине 1960-х гг.: правительства стран-реципиентов стали избавляться от долларов. К 1971 году все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. Результатом стала девальвация американской валюты и, в итоге, отказ США от золотого стандарта доллара.
Осуществление плана Маршалла способствовало проникновению и закреплению американских монополий на рынках стран-участниц, привело к усилению милитаризации их экономики и росту военных расходов. Военная сторона плана Маршалла постепенно приобретала все более доминирующий характер, в особенности после создания в 1949 североатлантического блока.
План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели:
1. Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктуризованы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
2. Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.
3. Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
4. Был восстановлен и укреплён европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.