Интеграция в странах с переходной экономикой.
1-ая попытка - СЭВ Совет экономической взаимопомощи (1949 г.) – первое послевоенное интеграционное объединение. Создавался как интеграционное объединение социалистической Европы. СЭВ распался в 1991. Причины: страны, вступившие в него не находились на недостаточном уровне индустриального развития. После развала СЭВ: 1) ЦЕАСТ (1992 г.) – центральная европейская ассоциация свободной торговли – По состоянию на май 2007 года членами ЦЕАСТ являются: Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Молдавия, Сербия, Косово и Черногория. 2) Балтийская зона свободной торговли (1993 г.) – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, в 2004г распад. СНГ - Содружество независимых государств. Причины– страны не получили экономической независимости. Факторы интеграции СНГ: единая инфраструктура (производственная, транспортная, энергетическая, эмиграционная…), создание основных фондов по единым технико-экономическим условиям и государственным стандартам, общая система подготовки специалистов и научных кадров во всех сферах экономики, единая проблема перед странами (переход к рыночной экономике и необходимость социально-рыночных преобразований), историко-культурологические факторы (общее прошлое, культура). Декабрь 1991 г. – Беловежское соглашение о создании СНГ (Россия, Белоруссия, Украина + затем Азербайджан, Армения, Киргизия, Казахстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, 1993г + Грузия, 2008-9 - Грузия). Сентябрь 1993 г. – Договор о создании экономического союза. К началу XXI в. СНГ не удалось решить многие важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономических отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение общего экономического производства. Функции СНГ сегодня: поддержание мирохозяйственных связей, сохранившихся со времён СССР, урегулирование политических и военных конфликтов. Причины неудач интеграционного строительства СНГ: несмотря на единую цель в странах СНГ сформировались разные направленность и темпы экономических реформ, неурегулированные военно-политические конфликты стран, разные внешнеэкономические и внешнеполитические ориентиры государств, разный уровень экономического развития, наднациональные органы созданы, но отсутствует единая экономическая стратегия, неоднозначная роль России в регионе. Высший орган - Совет глав государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью предприятий (2 раза в год). Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств – членов в экономике, социальных и иных областях интересов (4 раза в год). В правительстве СНГ сформировалось несколько организаций: 1). ОДКБ Организация договора коллективной безопасности. Действует с 15 мая 1992 года сроком на 5 лет с возможностью последующего продления. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Задача ОДКБ: координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом, оборотом наркотических, психотропных веществ. 2) ЕврАзЭС европейско-азиатское экономическое сообщество – таможенный союз с перспективой создания общего рынка (Белоруссия, Казахстан, Россия, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, с 1992г. Молдавия, Украина наблюдатели). Приоритетное направление деятельности ЕврАзЭС – наращивание товарооборота между странами-участницами, интеграция в финансовой сфере, унификация налоговых и таможенных законов. 3) В рамках ЕврАзЭС – Таможенный союз – Россия, Белоруссия, Казахстан.2010г. Создан единый таможенный тариф (пошлины взимаются 1 раз при въезде или выезде). 4). ШОС Шанхайская организация сотрудничества – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. 5). Союзное государство России и Белоруссии - политический проект союза РФ и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством. Высший гос совет союзного государства решает важнейшие вопросы развития Союзного государства: рассматривает вопросы, затрагивающие права и свободы граждан союзного гос-ва, образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, обеспечивает их взаимодействие, определяет местонахождение и условия пребывания, утверждает бюджет Союзного государства, принимает решения по вопросам обеспечения безопасности государств — участников и др. 6). ГУАМ - региональная организация, созданная в 1997 году республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ. Высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости вошедших в него государств от России. В качестве политических причин называлось стремление противостоять намерениям России пересмотреть фланговые ограничения обычных вооружённых сил в Европе. В целом, российские СМИ имеют тенденцию оценивать ГУАМ в качестве антироссийского блока. Из опыта социалистической интеграции был сделан важный вывод – в рыночной экономике хоз.связи необходимы и внутри каждого гос-ва и в межгосударственном пространстве опосредуются одним и тем же механизмом рынка, хотя и корректируемым государством. Мировой опыт: Практика ЕС, НАФТА свидетельствует о том, что реальное интегрирование той или иной группы стран становится возможным лишь тогда, когда эти страны достигают необходимого уровня интеграционной зрелости. Уровень интеграционной зрелости состоит: в экономике: (а) достаточный уровень развития обрабатывающей промышленности; (б) способность производить широкий ассортимент готовых изделий, что обеспечивает широкую диверсификацию экспортно-импортных операций страны, ее глубокое вовлечение в международном разделение труда и международное производственное кооперирование; (в) хорошо развитая финансовая инфраструктура; в политике – прочно устоявшаяся демократия с четким разделением властей и верховенством закона, что делает предсказуемым поведение страны на международной арене и обеспечивает ей необходимую степень доверия со стороны партнеров по блоку. Реальное экономическое интегрирование невозможно ни между аграрно-сырьевыми национальными хозяйствами, ни даже между теми, которые освоили первые ступени индустриализации. Интегрирование государств с диктаторскими или авторитарными режимами проблематично, если не исключено полностью.