Причины 1ой Мировой войны (28 июля 1914 — 11 ноября 1918).
Общие:
Неравномерность развития империалистических государств на определенном этапе их развития.
Несоответствия развития колониальных систем.
Существование торговых барьеров.
Гонка вооружения.
Англия: сохранение своей колониальной системы (территориальная целостность)
Франция: аналогично
Германия: попытка захвата Юго-Западной Африки, борьба за передел мира(обусловлена поиском рынков сбыта и источников сырья)
США, Япония, Италия: сохранение зон влияния в своих колониях и у США также борьба за передел мира
Россия должна была Франции 5 млрд, поэтому ей пришлось вступить в войну
Последствия.
Мобилизовано более 75 млн человек
В войне приняло участие 38 государств ( 70% населения Земли)
Убыль населения , след-но, убыль ВВП (происходила до середины 70х годов)
Версальские соглашения (все государства кроме России и Японии) :
- вопрос о репарациях Германии вместо урегулирования послевоенного устройства мира (132 млрд марок)
- победителем в итоге была объявлена Франция, так как на ее территории велась война
- Германии запретили иметь промышленность
- Эльзас, Лотарингии Германия лишилась, также территории к западу от Рейна демилитаризованы Францией.
-снятие железных дорог в Германии
Начало инфляции в Германии
Сдвиг промышленности в сторону ВПК.
В Англии вводится карточное распределение.
Решение финансовых вопросов за счет Германии.
Огосударствление экономики (нелиберальная)
- европейские государства активно вмешиваются в эк.жизнь
- проведение политики стабилизации (антифашистские мероприятия, поддержка нац. валюты, восстановление промышленности и торговли)
- конверсия ВПК на нормальную экономику àсокращение непроизводственных расходов государства
В Англии:
Девальвация фунта и восстановление его довоенного золотого паритета
Законом о профсоюзах ограничивается возможность рабочих движений (они перешли под гос.констроль)
Производство дорогостоящих товаров немассового потребления
Сохранение лидерства Англии в банковской системе
План Дауэса.
От 16 августа 1924 года установил новый порядок репарационных выплат Германии после Первой мировой войны, в соответствии с которым их размер был приведён в соответствие с экономическими возможностями страны. Чтобы запустить механизм немецкой экономики, по «плану Дауэса» Германии одновременно предоставлялся международный заём.
30 ноября 1923 года Комиссия по репарациям приняла решение о создании международного комитета экспертов под председательством Чарльза Дауэса. Эксперты приступили к работе 14 января и представили свой проект 9 апреля. Договор был подписан 16 августа 1924 года в Лондоне (Лондонская конференция 1924 года) и вступил в силу 1 сентября 1924 года. Его реализация стала возможной лишь после преодоления в Германии инфляции и привела Веймарскую республику в её период расцвета — «золотые двадцатые».
Реализованный прежде всего под давлением США и благодаря политике Густава Штреземана «план Дауэса» обеспечил восстановление экономики Германии. Благодаря этому плану Веймарская республика стала способна выплачивать репарации. Державы-победительницы смогли вернуть полученные от США военные кредиты. «План Дауэса» стал одним из первых успехов во внешней политике послевоенной Германии, придавший новый импульс отношениям США и Европы.
Планом Дауэса устанавливалось, что в 1924 году Германия выплачивает репарации на сумму в 1 млрд золотых марок. К 1928 году размер выплат должен достичь 2,5 млрд. Благодаря защищённым траншам риски, связанные с закупкой валюты, ложились на получателя, что способствовало сохранению стабильности рейхсмарки. Организация выплат была поручена Паркеру Джилберту.
Важной составляющей «плана Дауэса» был начальный заём в размере 800 млн золотых марок. До 1929 года преимущественно из США в Германию поступило кредитов на сумму в 21 млрд марок. Поэтому за первый год реализации «плана Дауэса» Германии пришлось самостоятельно выплатить лишь 200 млн золотых марок. Планом также отменялась политика обеспечения «продуктивных залогов», благодаря чему завершилась оккупация Рурского региона.
Репарации выплачивались из непосредственно перечисляемых таможенных и налоговых поступлений, а также за счёт процентов и погашения облигаций промышленности в размере 16 млрд золотых марок. Для обеспечения выплат Рейхсбанк и Имперские железные дороги были поставлены под международный контроль.
29 августа 1924 года рейхстаг ратифицировал «план Дауэса».
Причины замены его на план Юнга (не уверена, но скорей всего это)
Возникновение у банков кризиса ликвидности (из-за невозможности покрытия пассивов)
Неблагоприятная экономическая ситуация, необходимость снижения репарационных выплат.
57. “Великая депрессия”. Экономические причины и последствия.
В 1918 г. Европа постепенно начала восстанавливаться после разрухи 1 Мировой войны. США быстро развивались, выйдя из войны почти без потерь. Росли производство, экспорт, доходы, казалось, что развитию не будет предела. Оптимизм нашёл своё выражение в росте курса акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Рост стоимости с течением времени не прекращался, люди поверили, что покупка акций - гарантированный и лёгкий способ заработать деньги, стали массово покупать акции на марже (цена-10% от рыночной стоимости акций) в расчёте на их рост. Группа дочерних предприятий могла выйти на рынок, заручившись капиталом материнской фирмы. Потенциал недолговечности таких структур казался неважным, пока всё шло хорошо, неизменный спрос на акции поднимал их всё выше.
На протяжении 1929 г. спираль закручивалась всё быстрее, пока цены не достигли заоблачных высот. В сентябре 1929 г. курс начал падать. 24 окт. 1929 г.- “Чёрный четверг”; падение приняло катастрофические масштабы в “Чёрный понедельник ” и “Чёрный вторник”. 29 октября - день биржевого краха Уолл- Стрит. Т.е. инвесторы “cбросили ” 12 млн. акций, резкая продажа акций опрокинула цены, затем последовали новые продажи. Покупатели на марже теряли акции, т.к. вовремя не смогли уплатить за них, группы компаний, не поддерживаемые капиталом, становились банкротами. Курс продолжал падать ещё 3 года.
Существует несколько точек зрения на причины В.Д. Перечислим основные из них:
Мнение кейнсианства: Нехватка денежной долларовой массы в условиях, когда национальная валюта была привязана к золотому запасу, численность населения, кол-ва воспроизводства товаров росли, что в конечном итоге привело к дефляции ( падение цен, убыточность многих предприятий, банкротство).
Согласно Марксистской экономической теории В.Д. имела 2 стороны: 1. Характерный для капиталистической системы кризис перепроизводства, неизбежный в условиях сосредоточения в одних руках всех производственных ресурсов. 2.События 1929-1933-“первый звонок”, свидетельствующий о кризисе капитализма и либеральной демократии (следствие которых - империалистические войны).
Биржевые махинации. Особенно негативное влияние – маржевые займы (приобретение акций компаниями всего за 10% их стоимости), по условиям которых брокеры могли потребовать немедленной уплаты долга.
В годы 1-ой Мировой войны, к началу которой США были крупнейшим должником, а к окончанию стали крупнейшим кредитором, в национальную экономику поступило большое кол-во финансовых средств, которые она не смогла “переварить”. В послевоенные годы экономика развивалась благодаря инерции резкого скачка военной экономики, однако рано или поздно должен был наступить спад и перестройка системы в новых условиях.
Биржевой пузырь: инвестиции сверх реальных потребностей, за которыми последовал биржевой крах 1929, послуживший толчком к В.Д.
До 1-ой Мировой и в её период Американская экономика была “накачана” военными заказами производства, которые после начала войны прекратились, что привело к рецессии ВПК страны и смежных секторах экономики.
Закон Смута-Хоули, вводивший высокие таможенные пошлины на импортные товары , что в конечном итоге привело к политике протекционизма: повышение цен на дешёвый импорт, в результате снижение покупательной способности населения. Эти события вынудили другие страны применить контрмеры, навредившие американским экспортёрам.
Экономические последствия В.Д:
Уровень промышленного производства был отброшен на 30 лет назад (вдвое упал выпуск производства, запасы промышленности потеряли 80% стоимости), продукция с/х не могла найти сбыта на рынках из-за снижения платёжеспособности населения, из-за разорения предприятий и разницы цен на промышленные и сырьевые товары (“ножницы цен”).
Падение курса акций, снижение доходов на душу населения, снижение ВВП, массовые банкротства банков, предприятий.
Значительное сокращение занятости населения
Усиление борьбы между странами за внешние рынки, уничтожение остатков свободной торговли, таможенные пошлины, война волют и др. демонстрирует национализм в экономической политике.
Произошло разорение рабочего класса, крестьян
Влияние В.Д. на экономику европейских держав:
Практически сразу за катастрофой на фондовой бирже в Нью-Йорке кризис охватил экономику Германии, где развитие и техническое переоснащение зависели от зарубежных инвестиций. В результате: падение производства, кризис во внешней торговле. Попытки предотвратить кризис с помощью увеличения выплат по социальному страхованию, налогам и т.д. (правительство Генриха Брюнинга) не увенчались успехом.
В Великобритании кризис поразил старые отрасли промышленности: добычу угля, выплавку стали, судостроение, а также финансы. 1931 г. - вынужденная отмена привязки британской валюты к золотому запасу вызвала обесценивание фунта и цепную реакцию курсов валют малых стран, входивших в “стерлинговый блок» - Ирландия, Дания, Швеция.
Во Франции кризис начался в 1930 г и продлился до 1936г. Особенно в тяжёлом положении оказались металлургия, машиностроение, текстильная промышленность. В результате появился “дирижизм”- система мер по государственному регулированию экономики.
В Италии начало кризиса- 1932 г.- падение производства составило 300% от уровня 1929 г. В результате сократился объём внешней торговли (в 3р.). Борьба с кризисом: правительство Муссолини - принудительное объединение частных компаний в 22 промышленные корпорации.
Тесные экономические отношения США и Японии привели к тому, что японская экономика испытала серьёзные потрясения, особенно в угольной, металлургической, хлопчатобумажной промышленностях. В то же время общая незавершённость процесса индустриализации уменьшила остроту экономической ситуации, выход из В.Д.- принятие курса на развёртывание военно-инфляционной конъектуры с отказом от золотого стандарта иены.
Новый курс” Рузвельта.
“Н.К.” президента Рузвельта был направлен на ведение антикризисной политики, которая признавала активное государственное вмешательство в экономическую сферу. Рузвельт настаивал на необходимости повернуться лицом к “забытому человеку”, что сделало его программу привлекательной для большинства американцев, позволило сплотить нацию в борьбе с кризисом. В действительности же задачей политики было, прежде всего, выведение экономики из тяжелейшего кризиса, восстановление рыночного механизма. Поэтому ни о какой целенаправленной социализации страны не могло идти и речи. Стоит также отметить, что “Н.К” не был заранее продуманной политической программой, а носил эмпирический характер.
Основные положения “Н.К.”:
Банковский сектор.
Задачи первых мероприятий - оздоровить банковскую, финансовую системы, вернуть доверие граждан к банкам.
Принятые меры: “Чрезвычайный закон о банках” - возобновление функций банков, получение банками правительственных кредитов в 1 млн. долл. из федеральной системы, открытие 15 тыс. новых банков + было произведено лицензирование банковской деятельности. Сначала происходила очистка, санация банков, затем в марте 1933 г. в стране была приостановлена работа всех банков, что позволило прекратить обмен банкнот на золото с одновременным запретом его вывоза за пределы США. Не отказываясь в принципе от метода обеспечения банкнот золотом, правительство произвело закупки денежного металла на внешних рынках, что привело к его снижению внутри страны и позволило и позволило в 1934 г. провести девальвацию валюты страны на 41 %.
Аграрный сектор
Проблемы:
-Большие финансовые задолженности фермеров перед банками
-В годы В.Д. падает спрос на с/х продукцию вместе с рыночными ценами ( цена некоторых продуктов была ниже себестоимости производства)
Принятые меры:
Основа- закон о регулировании с/х, принятый в 1933 г. государство ( Администрация регулирования с/х ) начинает финансировать фермерство, компенсировать убытки (произведена эмиссия казначейских билетов и государственных акций на сумму 3 млрд. долл., что позволило предоставить фермерам дешёвые кредиты и тем самым ослабить обвальный процесс аукционных продаж обанкротившихся фермерских хозяйств), происходит сокращение объёма фермерского производства, чтобы цена вернулась на исходный уровень, и как следствие этого - увеличение доходов фермеров. Данная программа коснулась с/х и мелких компаний
Национальная промышленность.
Проблемы:
-Безработица
-Катастрофическое падение спроса на промышленную продукцию.
-Недостаток решительных мер, обеспечивающих благоприятные условия для оживления инвестиционного процесса.
Принятые меры:
-Закон о временной чрезвычайной административной помощи - направлял средства на организацию общественных работ, которые не имели экономического результата. Была создана Администрация общественных работ, которая развернула широкомасштабную деятельность по созданию новых рабочих мест в сфере муниципального хозяйства, дорожном строительстве и т.д. Кроме того, правительство приступило к осуществлению крупных общенациональных проектов, способствовавших экономическому прогрессу.
-Акт о восстановлении национальной промышленности-1933 г. Вводил систему государственного регулирования промышленного сектора. Был сформирован властный орган- Администрация национального восстановления ( состав: чиновники, профсоюзные деятели, профессиональные экономисты, а также представители крупнейших промышленно-финансовых групп). Также были разработаны и приняты “кодексы честной конкуренции”, по которым для предприятий одной отрасли строго регламентировались объёмы производства, пределы з/п , продолжительность рабочей недели, определялись рынки товаров сбыта, цены на продукцию и пр.
-Создание организации национальных работ.17 июня 1933г. - закон о восстановлении промышленности мира - право на заключение коллективных договоров.
-Для обеспечения дополнительного спроса на промышленную продукцию Администрация выделила несколько сотен промышленных компаний, которые обеспечивали рабочие места. Правительство помогало им, спуская государственные заказы, предоставляло субсидии.
Социальная направленность стала преобладать на 2-ом этапе реформ.
1935 г. - «Национальный закон» о трудовых отношениях или закон Вагнера. Признавалась законность организации рабочих в профсоюзы. Закон также запрещал администрации вмешиваться во внутренние дела профсоюзных организаций, преследовать и дискриминировать профсоюзных деятелей и рядовых членов профсоюзов. Результат закона - «Рабочий Альянс Америки» - объединение всех рабочих организаций.
1936г. - закон о социальном обеспечении, который вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице, болезни и инвалидности.
1938 г.- закон о справедливых условиях труда (продолжительность рабочей недели 44 ч.), определял мин и макс предел з/п., запрещал использование детского труда.
Т.о, проводя политику “Н.К.”, правительство усилило экспортные возможности страны, улучшило позиции национальных производителей, сократило сферу деятельности спекулятивного капитала, создало предпосылки для улучшения инвестиционного процесса. Оживление промышленного производства решило многие кризисные проблемы, главная из которых - сокращение колоссальной вынужденной безработицы. В целом, активная политика государственного вмешательства позволила стране медленными темпами преодолеть кризисное состояние экономики. К 1937 г. по ряду основных экономических показателей США практически вышли на отметку 1929.