Различные сборы и налоги, действующие в отношении импорта
7) эмбарго-абсолютный запрет на проведение торговых операций со страной или группой государств.
Преследуя обычно политические цели, введение эмбарго предполагает ограничение экспорта/импорта всей номенклатуры или отдельной группы товаров.
Антидемпинговые и компенсационные процедуры и пошлины,
Различные финансовые меры,
10) требования к упаковке, маркировке,
11) технические стандарты и требования,
Санитарное, фитосанитарное, ветеринарное, экологическое регулирование,
Сертификации продукции,
Единой системы классификации нетарифных мер, которая принята международным сообществом, пока не выработано.
Варианты классификации нетарифных мер предлагают:
1) ГАТТ/ВТО,
2) Международная торговая палата,
3) Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),
4) Международный банк реконструкции и развития,
5) Тарифная комиссия США,
6) экономисты - исследователи в области мировой экономики.
В деятельности по формированию классификационных схем нетарифных мер использовались разные принципы, предопределяющие и различные критерии их построения.
Две группы нетарифных мер по обобщенной классификации:
1) меры, непосредственно направленные на регулирование внешней торговли (эмбарго, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта);
2) меры, непосредственно не направленные на регулирование внешней торговли, но имеющие конечным результатом косвенное воздействие на нее (проведения технической политики, реализации норм в области здравоохранения, решения задачи охраны окружающей среды и т.п.)
Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТв начале 70-х годов двадцатого века, насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет их в
5 основных категорий:
1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. (субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.);
2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например, усложненная процедура таможенного оформления, методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к оформлению товаросопроводительных документов;
3) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;
4) количественные и сходные с ними административные меры, в частности, импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;
5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.
ЮНКТАД(Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - орган Генеральной Ассамблеи ООН)классифицирует нетарифные ограниченияна 7 категорий:
1) паратарифные меры (увеличивают стоимость импортируемого товара на дополнительную величину по сравнению с таможенной пошлиной):
– таможенные доплаты (таможенные сборы, добавочные пошлины)
– дополнительные сборы, не имеющие внутреннего аналога (налог на перевод иностранной валюты, сбор за импортную лицензию, статистический налог, регистрационный сбор на импортное транспортное средство, налог в фонд содействия развития экспорта и др.);
– внутренние налоги и сборы, которыми облагается импорт (налог с продаж или НДС, акциз);
– декретированная таможенная оценка – административное установление таможенной стоимости;
2) меры контроля над ценами (применяются с целью поддержания или стабилизации внутренних цен):
– административное фиксирование цен – установление верхних и нижних пределов цен;
– добровольные ограничения экспортных цен;
– скользящие сборы – выравнивание цен в соответствии со справочной (пороговой) ценой;
– антидемпинговые меры (если установлен факт демпинга);
– компенсационные меры (если импортируемые товары субсидируются);
3) финансовые меры (относятся к расчетам по экспорту или импорту товаров):
– паспортизация сделок уполномоченными банками или государственным органом;
– требование возврата экспортной выручки;
– требование обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
– импортные депозиты – депонирование стоимости импортной сделки до её осуществления;
– множественные валютные курсы – установление различных курсов для различных товаров или видов сделок;
– установление очереди на импортные платежи;
4) автоматическое лицензирование – свободно выдаваемое разрешение на импорт или экспорт в рамках мониторинга (наблюдения);
5) меры количественного контроля:
– неавтоматическое лицензирование – разрешительный порядок экспорта или импорта;
– квоты – количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу / вывозу товара;
– запрет на ввоз или вывоз;
– добровольное ограничение экспорта;
6) монополистические меры – предоставление исключительных прав одному или группе хозяйствующих субъектов:
– государственная монополия на экспорт или импорт отдельных товаров;
– принудительное обслуживание национальными предприятиями (транспортные, страховые компании);
7) технические меры (основаны на контроле качества, безопасности или характеристик товара):
– техническое регулирование (сертификация, стандартизация, санитарно-эпидемиологические, фитосанитарные, ветеринарные меры, требования к упаковке, маркировке и информации о продукте);
– предотгрузочная инспекция – принудительный контроль качества, количества и цены товаров до их отгрузки из страны-экспортёра, осуществляемый фирмой-инспектором по поручению страны-импортёра;
– усложненные таможенные формальности.
Сравнительный анализ имеющих место в настоящее время классификаций нетарифных мер показывает, что в основу их систематизации заложены сходные базовые критерии. При этом не вызывает разногласий выделение основных признаков, на основе которых проведено ранжирование. Однако наблюдается неоднозначный подход к группированию видов нетарифных мер на уровне подкатегорий и категорий, что обусловлено, с одной стороны, стремлением разработчиков классификационных схем к максимальному обобщению всего объема мер, а значит к сведению последних в минимальное число основных категорий, с другой стороны – сложностью такого обобщения в силу значительной разнородности, различной природы отдельных видов мер. Кроме того, при неизменном выборе базовых систематизационных критериев с течением времени прослеживается постоянная трансформация классификационных схем, что вызвано появлением новых мер нетарифного регулирования международной торговли и накоплением нового знания в данной сфере.
В целомдля мировой экономикинетарифные меры - это мероприятия с отрицательной суммой выгод.
Последствия нетарифного регулирования:
1) потери:
а) производственные, вызванные отклонением производства от оптимального объема в сторону увеличения под воздействием нетарифных мер;
б) потребительские, вызванные чрезмерным снижением потребления со стороны потребителей в результате введения нетарифных мер.
2)искажение характера распределения ресурсов в экономике, удерживая их в неэффективных отраслях или направляя их в эти отрасли в императивном порядке.
3)перераспределительный характер и деформация структуры доходов и расходов различных социальных групп: в отдельных случаях повышение выгод для одной категории общества (чаще – производителей) за счет сокращения благосостояния другой категории (потребителей) при сниженном в результате установления нетарифных мер уровне общей суммы доходов.
4) отвлечение ресурсов из хозяйственной сферы.
Вместе с тем на национальном уровне применением нетарифных мер обеспечивается оптимальное для национальной экономики страны соотношение выгод и потерь от внешней торговли, что, в конечном итоге, позитивно отражается на состоянии национального хозяйства и благосостоянии общества данной страны.
Нетарифные меры активно используются странами с различным уровнем экономического развития. Они применяются для обеспечения нормального функционирования национальной экономики, например, для решения задач защиты традиционных отраслей народного хозяйства на период их адаптации к условиям жесткой конкуренции, защиты новых отраслей на период их формирования, защиты от нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров, обеспечения интересов потребителей и т.д., с одной стороны, и в то же время для создания оптимальных условий для эффективной торговли – с другой стороны. По оценкам экспертов, в последние десятилетия нетарифными мерами охвачено более 1/3мировой торговли.
«Популярность» применения нетарифных мер обусловлена:
1) высокая защитная, регулирующая и торгово-политическая эффективность;
2) более высокий протекционистский потенциал, чем таможенно-тарифное регулирование.