НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в системе

СЛАЙД 1

Лекция 16

НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в системе

Экономики таможенного дела

СЛАЙД 2

В лекции будут рассмотрены следующие учебные вопросы:

1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования.

2. Нетарифное регулирование в системе запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.

3. Виды и порядок введения и применения мер нетарифногорегулирования на единой таможенной территории.

Переходим к рассмотрению первого учебного вопроса.

СЛАЙД 3

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

«Понятие и классификация мер нетарифного регулирования»

Одним из важнейших инструментов регулирования внешней торговли, как свидетельствует международная практика, являются меры нетарифногорегулирования.

Данные средства внешнеторговой политики играют все более возрастающую роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков.

Использованием нетарифных мер во внешней торговле страны успешно решают широкий комплекс задач внешней и внутренней экономической политики.

Нетарифные меры

1. В зарубежной:

в литературе -нетарифные барьеры, ограничения, искажения или препятствия.

в практике– это комплекс мер, за исключением таможенного тарифа, действующих в отношении импорта и экспорта товаров.

В Российской Федерации

научной и специальной литературе- нетарифныеограничения, нетарифные барьеры, нетарифные меры.

В РФ«нетарифное регулирование»(п. 17 ст. 2 ФЗ РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»)это– метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

В Таможенном союзе«меры нетарифного регулирования»

(Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»).

– этокомплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера.

Меры нетарифного регулированиянаправленны на реализацию политики:

1) финансовой,

2) технической,

3) административной,

4) кредитной,

5) торговой,

6) экологической,

7) по обеспечению защиты здоровья людей и животных,

8) охраны растительного мира.

Различные сборы и налоги, действующие в отношении импорта,

7) эмбарго-абсолютный запрет на проведение торговых операций со страной или группой государств.

Преследуя обычно политические цели, введение эмбарго предполагает ограничение экспорта/импорта всей номенклатуры или отдельной группы товаров.

Антидемпинговые и компенсационные процедуры и пошлины,

Различные финансовые меры,

10) требования к упаковке, маркировке,

11) технические стандарты и требования,

Санитарное, фитосанитарное, ветеринарное, экологическое регулирование,

Сертификации продукции,

Единой системы классификации нетарифных мер, которая принята международным сообществом, пока не выработано.

Варианты классификации нетарифных мер предлагают:

1) ГАТТ/ВТО,

2) Международная торговая палата,

3) Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),

4) Международный банк реконструкции и развития,

5) Тарифная комиссия США,

6) экономисты - исследователи в области мировой экономики.

В деятельности по формированию классификационных схем нетарифных мер использовались разные принципы, предопределяющие и различные критерии их построения.

Две группы нетарифных мер по обобщенной классификации:

1) меры, непосредственно направленные на регулирование внешней торговли (эмбарго, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта);

2) меры, непосредственно не направленные на регулирование внешней торговли, но имеющие конечным результатом косвенное воздействие на нее (проведения технической политики, реализации норм в области здравоохранения, решения задачи охраны окружающей среды и т.п.)

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТв начале 70-х годов двадцатого века, насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет их в

5 основных категорий:

1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. (субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.);

2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например, усложненная процедура таможенного оформления, методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к оформлению товаросопроводительных документов;

3) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

4) количественные и сходные с ними административные меры, в частности, импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;

5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

ЮНКТАД(Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - орган Генеральной Ассамблеи ООН)классифицирует нетарифные ограниченияна 7 категорий:

1) паратарифные меры (увеличивают стоимость импортируемого товара на дополнительную величину по сравнению с таможенной пошлиной):

– таможенные доплаты (таможенные сборы, добавочные пошлины)

– дополнительные сборы, не имеющие внутреннего аналога (налог на перевод иностранной валюты, сбор за импортную лицензию, статистический налог, регистрационный сбор на импортное транспортное средство, налог в фонд содействия развития экспорта и др.);

– внутренние налоги и сборы, которыми облагается импорт (налог с продаж или НДС, акциз);

– декретированная таможенная оценка – административное установление таможенной стоимости;

2) меры контроля над ценами (применяются с целью поддержания или стабилизации внутренних цен):

– административное фиксирование цен – установление верхних и нижних пределов цен;

– добровольные ограничения экспортных цен;

– скользящие сборы – выравнивание цен в соответствии со справочной (пороговой) ценой;

– антидемпинговые меры (если установлен факт демпинга);

– компенсационные меры (если импортируемые товары субсидируются);

3) финансовые меры (относятся к расчетам по экспорту или импорту товаров):

– паспортизация сделок уполномоченными банками или государственным органом;

– требование возврата экспортной выручки;

– требование обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

– импортные депозиты – депонирование стоимости импортной сделки до её осуществления;

– множественные валютные курсы – установление различных курсов для различных товаров или видов сделок;

– установление очереди на импортные платежи;

4) автоматическое лицензирование – свободно выдаваемое разрешение на импорт или экспорт в рамках мониторинга (наблюдения);

5) меры количественного контроля:

– неавтоматическое лицензирование – разрешительный порядок экспорта или импорта;

– квоты – количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу / вывозу товара;

– запрет на ввоз или вывоз;

– добровольное ограничение экспорта;

6) монополистические меры – предоставление исключительных прав одному или группе хозяйствующих субъектов:

– государственная монополия на экспорт или импорт отдельных товаров;

– принудительное обслуживание национальными предприятиями (транспортные, страховые компании);

7) технические меры (основаны на контроле качества, безопасности или характеристик товара):

– техническое регулирование (сертификация, стандартизация, санитарно-эпидемиологические, фитосанитарные, ветеринарные меры, требования к упаковке, маркировке и информации о продукте);

– предотгрузочная инспекция – принудительный контроль качества, количества и цены товаров до их отгрузки из страны-экспортёра, осуществляемый фирмой-инспектором по поручению страны-импортёра;

– усложненные таможенные формальности.

Сравнительный анализ имеющих место в настоящее время классификаций нетарифных мер показывает, что в основу их систематизации заложены сходные базовые критерии. При этом не вызывает разногласий выделение основных признаков, на основе которых проведено ранжирование. Однако наблюдается неоднозначный подход к группированию видов нетарифных мер на уровне подкатегорий и категорий, что обусловлено, с одной стороны, стремлением разработчиков классификационных схем к максимальному обобщению всего объема мер, а значит к сведению последних в минимальное число основных категорий, с другой стороны – сложностью такого обобщения в силу значительной разнородности, различной природы отдельных видов мер. Кроме того, при неизменном выборе базовых систематизационных критериев с течением времени прослеживается постоянная трансформация классификационных схем, что вызвано появлением новых мер нетарифного регулирования международной торговли и накоплением нового знания в данной сфере.

В целомдля мировой экономикинетарифные меры - это мероприятия с отрицательной суммой выгод.

Последствия нетарифного регулирования:

1) потери:

а) производственные, вызванные отклонением производства от оптимального объема в сторону увеличения под воздействием нетарифных мер;

б) потребительские, вызванные чрезмерным снижением потребления со стороны потребителей в результате введения нетарифных мер.

2)искажение характера распределения ресурсов в экономике, удерживая их в неэффективных отраслях или направляя их в эти отрасли в императивном порядке.

3)перераспределительный характер и деформация структуры доходов и расходов различных социальных групп: в отдельных случаях повышение выгод для одной категории общества (чаще – производителей) за счет сокращения благосостояния другой категории (потребителей) при сниженном в результате установления нетарифных мер уровне общей суммы доходов.

4) отвлечение ресурсов из хозяйственной сферы.

Вместе с тем на национальном уровне применением нетарифных мер обеспечивается оптимальное для национальной экономики страны соотношение выгод и потерь от внешней торговли, что, в конечном итоге, позитивно отражается на состоянии национального хозяйства и благосостоянии общества данной страны.

Нетарифные меры активно используются странами с различным уровнем экономического развития. Они применяются для обеспечения нормального функционирования национальной экономики, например, для решения задач защиты традиционных отраслей народного хозяйства на период их адаптации к условиям жесткой конкуренции, защиты новых отраслей на период их формирования, защиты от нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров, обеспечения интересов потребителей и т.д., с одной стороны, и в то же время для создания оптимальных условий для эффективной торговли ­– с другой стороны. По оценкам экспертов, в последние десятилетия нетарифными мерами охвачено более 1/3мировой торговли.

«Популярность» применения нетарифных мер обусловлена:

1) высокая защитная, регулирующая и торгово-политическая эффективность;

2) более высокий протекционистский потенциал, чем таможенно-тарифное регулирование.

Слайд 7

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Слайд 8

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Лицензирование

Таможенное декларирование товаров в рамках экспортных и импортных квот осуществляется при наличии лицензии на экспорт и (или) импорт таких товаров, выданной уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами– комплекс административных мер, устанавливающий порядок предоставления лицензий и (или) разрешений.

Лицензия и (или) разрешение– специальные документы на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров.

Случаи установления лицензирования в сфере внешней торговли:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение международных обязательств.

Основанием для экспорта и (или) импорта товаров в данных случаяхявляется лицензия, выдаваемая уполномоченным государственным органом исполнительной власти.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

Путем лицензирования реализуется:

1) количественные ограничения экспорта и импорта товаров,

2) исключительное право на внешнюю торговлю отдельными товарами,

3) меры регулирования, затрагивающих внешнюю торговлю товарами.

Применение специальных защитных мер при импорте товаров (не относятся к единым мерам нетарифного регулирования согласно законодательству Таможенного союза) также сопровождается лицензированием в случаях, когда такие меры вводятся в виде импортных квот[2].

При осуществленииэкспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, применяется лицензирование экспортно-импортных операций.

Лицензирование может применяться даже в таможенно-тарифном регулировании.

Согласно законодательству Таможенного союза, при осуществлении регулирования ввоза на единую таможенную территорию сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, допускается предоставление льгот (преференций) в виде установления тарифных квот на их ввоз[3].

К товарам, ввозимым на единую таможенную территорию свыше установленного количества (квоты), применяются ввозные таможенные пошлины в соответствии с Единым таможенным тарифом. То есть в данном случае тарифные квоты выступают мерами таможенно-тарифного регулирования, однако реализуются они путем лицензирования импорта.

Путем лицензирования реализуются меры нетарифного регулирования (3 группы):

1. Единые меры нетарифного регулирования,

2. меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов государств-членов Таможенного союза,

3. особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами.

СЛАЙД 1

Лекция 16

НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в системе

Экономики таможенного дела

СЛАЙД 2

В лекции будут рассмотрены следующие учебные вопросы:

1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования.

2. Нетарифное регулирование в системе запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.

3. Виды и порядок введения и применения мер нетарифногорегулирования на единой таможенной территории.

Переходим к рассмотрению первого учебного вопроса.

СЛАЙД 3

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

«Понятие и классификация мер нетарифного регулирования»

Одним из важнейших инструментов регулирования внешней торговли, как свидетельствует международная практика, являются меры нетарифногорегулирования.

Данные средства внешнеторговой политики играют все более возрастающую роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков.

Использованием нетарифных мер во внешней торговле страны успешно решают широкий комплекс задач внешней и внутренней экономической политики.

Нетарифные меры

1. В зарубежной:

в литературе -нетарифные барьеры, ограничения, искажения или препятствия.

в практике– это комплекс мер, за исключением таможенного тарифа, действующих в отношении импорта и экспорта товаров.

В Российской Федерации

научной и специальной литературе- нетарифныеограничения, нетарифные барьеры, нетарифные меры.

В РФ«нетарифное регулирование»(п. 17 ст. 2 ФЗ РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»)это– метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Наши рекомендации