Международное разделение труда и межнациональные корпорации.
Воспользоваться преимуществами международного разделения труда можно не только с помощью международной торговли. Вместо того, чтобы экспортировать продукт, фирма может построить или купить за границей фабрику (это называется прямыми зарубежными инвестициями или экспортом капитала), произвести на ней продукт, а затем продавать его не только в той стране, где находится фабрика, но и всюду, где это выгодно.
В чем смысл прямых инвестиций? Во-первых, фирмы развитых западных стран часто строят фабрики в развивающихся странах, где труд стоит дешевле. Почти вся одежда с маркой известных фирм, которую вы можете сейчас купить в больших универмагах на Западе, сделана в Пакистане, Малайзии, Гонконге, Лесото и других "экзотических" странах.
Во-вторых, причиной прямых зарубежных инвестиций может быть и проникновение на рынок той страны, где строится новая фабрика. Японские автомобили и телевизоры, которые покупают американцы или жители западноевропейских стран, давно уже делаются не в Японии, а в самих этих странах. Это позволяет не только экономить на транспортных издержках (представьте, сколько стоит перевозка автомашин из Японии в Западную Европу!), но и обходить протекционистские ограничения на импорт товаров, которые в ряде стран достаточно сильны. Автомобили, произведенные в Англии на японских заводах, не облагаются никакими пошлинами. Кроме того, на этих заводах работают английские рабочие, так что японские инвестиции помогают решить проблему занятости в Англии. Это лишает сторонников протекционизма их основного козыря: иностранные товары увеличивают безработицу в стране. Наконец, управляющие японскими заводами в Англии, среди которых есть и англичане, лучше знают вкусы английских потребителей, чем их коллеги в Японии. Поэтому они могут разработать новую модель автомобиля специально для английского рынка, придумать наиболее действенную рекламу и т.д.
В результате прямых зарубежных инвестиций образуются межнациональные корпорации, предприятия которых разбросаны по всему свету (табл.21.1) Первоначальноэто были в основном американские и английские корпорации, размещавшие в развивающихся странах свои производства, в первую очередь сборочные, где изделия собираются из готовых деталей, сделанных в других странах. Затем поток капитала всев большей степени направлялся в развитые страны . В настоящее время иностранныхпрямых инвестиций (особенно японских и западноевропейских) больше всего как разв США — стране с самым большим внутренним рынком в мире. (На 21.1 показано, какие страны вкладывают больше всего капитала в США.) Развитые страны часто
предпочитают вкладывать капитал в другие развитые страны не только потому, чтотам существует платежеспособный спрос на их продукцию, но и потому, что это гарантирует их инвестиции от политических потрясений, которые часто случаются вразвивающихся и бывших социалистических странах. Кроме того, в развитых странахвыше квалификация рабочих.
Так, сборочные предприятия американской компании "Форд мотор" размещены в настоящее время в ЮАР, на Филиппинах, Тайване, в Германии, Голландии, Бельгии, Канаде, Великобритании, Ирландии, Испании, Португалии, Мексике, Уругвае, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Новой Зеландии.
Межнациональные корпорации имеют возможность организовать международное разделение труда в своих рамках, используя преимущества разных стран. Например, американская фирма, изготовляющая компьютеры, делает кремниевые микросхемы в США, а затем отправляет их в Южную Корею или Сингапур, где низкооплачиваемые работницы припаивают к ним тонкие золотые проволочки. Далее полуфабрикаты возвращаются в США для дальнейшей обработки. Экономия на оплате труда оказывается столь значительной, что с лихвой окупает транспортные издержки.
Однако иностранные инвестиции создают в странах, в которые они направляются, некоторые проблемы. Ряд построенных или купленных иностранцами фабрик производит продукцию не для внутреннего рынка, а только для заграницы, вроде уже упомянутых предприятий, где припаиваются золотые проволочки. Более того, сырье и полуфабрикаты они подчас тоже ввозят из-за границы, а не покупают у местных предприятий, что поддержало бы экономику страны. Часто межнациональные корпорации интересуются в основном разработкой полезных ископаемых развивающихся стран и не вкладывают капитал в обрабатывающую промышленность. Те же иностранные предприятия, которые работают на местный рынок, конкурируют с отечественными производителями, что для последних весьма неприятно.
И все же правительства многих стран часто приветствуют иностранные инвестиции, освобождают их на несколько лет от налогов, от импортных пошлин на ввозимые имисырье и полуфабрикаты. Специально для размещения иностранных предприятий создаются "свободные экономические зоны", в которых предприятия освобождаются от внешне-торговых ограничений, о которых мы упоминали в гл. 20. Дело в том, что у фирм этихстран далеко не всегда бывают средства на строительство, расширение и модернизациюфабрик и заводов, которые есть у мощных межнациональных корпораций. Как уже говорилось, иностранные инвестиции отчасти помогают решить проблему занятости, котораяв развивающихся странах с их высоким приростом населения является очень острой.
Кроме того, обслуживание иностранных предприятий, поставка для них некоторых изделий, развитие сферы услуг — все это дает возможность существовать многим местнымфирмам и их работникам
Таким образом, как это часто бывает в экономике, у иностранных инвестиций есть и положительные и отрицательные стороны. Какие из них в данном случае важнее, должно решать правительство каждой страны. Здесь приходится принимать во внимание и политические соображения, примерно такие же, как и при определении политики в области внешней торговли. Часто сплоченная и влиятельная группа местных производителей, организовав соответствующую пропагандистскую кампанию, может добиться от правительства ограничения иностранных инвестиций
2.2. Глобализация мировой экономики. Причины ограничений в свободной международной торговле. Деятельность международного сообщества по расширению и регулированию свободной торговли.
Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е годы, хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались учеными, уже начиная с 1960-1970-х годов.
Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.
Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Иными словами, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности — политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в мировой экономике XXI в., придавая мощный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений.
Во-первых, глобализация вызвана объективными факторами мирового развития, углублением международного разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и средств связи, сокращающим так называемое экономическое расстояние между странами. Позволяя получать необходимую информацию из любой точки планеты в реальном режиме времени и быстро принимать решения, современные системы телекоммуникаций беспрецедентно облегчают организацию международного инвестирования капиталов, кооперирования производства и маркетинга. В условиях информационного интегрирования мира намного ускоряется передача технологий и заимствование иностранного опыта хозяйствования. Складываются предпосылки для глобализации таких процессов, которые до сих пор оставались локальными по самой своей природе, например, получение высшего образования вдали от лучших учебных центров мира.
Второй источник глобализации — либерализация торговли и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной. В результате были существенно снижены тарифы, устранены многие иные барьеры в торговле товарами и услугами. Другие либерализационные меры привели к усилению движения капитала и остальных факторов производства.
Третьим источником иитернационализационного процесса и одним из основных источников глобализации стал феномен транснационализации, в рамках которой определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода страны зависит от решений международных центров за пределами данного государства. В качестве ведущих сил здесь выступают транснациональные компании (ТНК), которые сами являются одновременно и результатом, и главными действующими лицами интернационализации.
Глобализация сказывается на экономике всех стран. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиции, технологии и их распространение из одних стран в другие. Все это в конечном итоге отражается на эффективности производства, производительности труда и конкурентоспособности. Именно глобализация вызвала обострение международной конкуренции.
Процесс глобализации экономики ускорился в последние десятилетия, когда различные рынки, в частности, капитала, технологии и товаров, а в известной степени и труда, становились все более взаимосвязанными и интегрированными в многослойную сеть ТНК. Хотя определенное количество ТНК оперирует в традиционном торговом секторе, в целом международные фирмы выступают за промышленную реструктуризацию многих развивающихся стран путем создания новых отраслей, в частности, автомобильной, нефтехимической, машиностроительной, электронной и др., и модернизации традиционных, включая текстильную и пищевую.
Современные транснациональные корпорации (их еще принято называть глобальными корпорациями), в отличие от прежних ТНК производственного типа, действуют преимущественно на информационных и финансовых рынках. Происходит планетарное объединение этих рынков, формируется единое мировое финансово-информационное пространство. Соответственно возрастает роль ТНК и тесно с ними связанных наднациональных экономических структур и организаций (таких, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и др.).
В настоящее время 80% новейших технологий создаются ТНК, доходы которых в ряде случаев превышают валовой национальный доход отдельных, довольно крупных стран. Достаточно сказать, что в списке 100 крупнейших экономик мира 51 позицию занимают ТНК. Причем сфера деятельности значительной части из них связана с разработкой гипертехнологий (или метатехнологий), к которым можно отнести сетевые компьютеры, новейшие компьютерные программы, организационные технологии, технологии формирования общественного мнения и массового сознания и др. Именно разработчики и владельцы подобных технологий контролируют сегодня финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.
Примерно 1/5 дохода промышленно развитых стран и 1/3 развивающихся стран напрямую зависят от экспорта. По оценкам, в мире 40-45% занятых в обрабатывающей промышленности и примерно 10-12% в сфере услуг прямо или косвенно связаны с внешней торговлей, которая остается основным средством перераспределения мирового дохода.
Некоторые аспекты влияния глобализации на национальную экономику заслуживают особого упоминания.
Прежде всего отметим чрезвычайно высокие темпы роста прямых иностранных инвестиций, намного превосходящие темпы роста мировой торговли. Эти капиталовложения играют ключевую роль в трансферте технологий, промышленной реструктуризации, образовании глобальных предприятий, что оказывает непосредственное воздействие на национальную экономику.
Второй аспект касается влияния на технологические инновации. Новые технологии, как уже отмечалось, являются одной из движущих сил глобализации, но она, в свою очередь усиливая конкуренцию, стимулирует их дальнейшее развитие и распространение среди стран.
Наконец, в результате глобализации происходит рост торговли услугами, включая финансовые, юридические, управленческие, информационные и все виды «невидимых» услуг, которые превращаются в основной фактор международных торговых отношений. Если в 1970 г. с экспортом услуг было связано менее 1/3 прямых иностранных инвестиций, то в настоящее время эта доля возросла до 50%, причем интеллектуальный капитал стал наиболее важным товаром на мировом рынке.
Результатом углубления интернационализационного процесса являются взаимозависимости и взаимодействия национальных экономик. Это можно воспринимать и интерпретировать как интеграцию государств в структуру, близкую к единой интернациональной экономической системе. Хотя основная часть глобального продукта потребляется в странах-производителях, национальное развитие все более увязывается с глобальными структурами и становится более многосторонним и разноплановым, чем это было в прошлом.
Процесс глобализации протекает в условиях сильно поляризованной мировой системы в плане экономической мощи и возможностей. Такое положение является потенциальным источником рисков, проблем и конфликтов. Несколько ведущих стран контролируют значительную часть производства и потребления, даже не прибегая к политическому или экономическому давлению. Их внутренние приоритеты и ценностные ориентиры накладывают отпечаток на все крупнейшие сферы интернационализации. Подавляющая часть (85-90%) всех ТНК базируется в развитых странах, но такие корпорации в последние годы стали создаваться и в развивающихся государствах. К концу 1990-х гг. насчитывалось около 4,2 тыс. латиноамериканских и восточноазиатских ТНК и несколько сотен ТНК в европейских странах переходной экономики. Среди пятидесяти самых крупных ТНК развивающихся стран восемь принадлежат Южной Корее, столько же — Китаю, семь — Мексике, шесть — Бразилии, по четыре — Тайваню, Гонконгу и Сингапуру, три — Малайзии и по одной Таиланду, Филиппинам и Чили. Молодые транснациональные корпорации этих стран, такие, как южнокорейские «Дэу» и «Самсунг», китайская «Чайнакемиклс», тайваньская «Та-тунг», мексиканская «Кемекс», бразильская «Петролеобразильеро» и другие, энергично борются за место на мировом рынке.
Национальным государствам приходится все больше считаться с ТНК как с могущественными партнерами, а порой и соперниками в борьбе за влияние на национальную экономику. Правилом стали соглашения между ТНК и национальными правительствами об условиях такого сотрудничества.
Более широкие перспективы открылись и перед неправительственными организациями, вышедшими, как и в случае с глобальными фирмами, на многонациональный или мировой уровень. Новую глобальную роль стали играть даже такие международные организации, как ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО. Таким образом, многонациональные предприятия и другие организации, как частные, так и государственные, превратились в основных действующих лиц глобальной экономики.
В качестве четвертого источника глобализации можно отметить достижение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли. Начало этому было положено объявленной в 1978 г. реформой в Китае, за которой последовали политические и экономические преобразования в государствах Центральной и Восточной Европы и распад СССР. Этот процесс привел к идеологической конвергенции — на смену недавних противоречий между рыночной экономикой Запада и социалистической экономикой Востока пришло практически полное единство взглядов на рыночную систему хозяйства. Основным результатом такой конвергенции стало решение бывших социалистических стран о переходе к рыночной экономике. Однако попытки такого перехода, особенно в бывшем СССР и странах Центральной и Восточной Европы, удались лишь частично.
Правительства этих стран и поддерживающие их силы в международных организациях и странах Запада с развитой рыночной экономикой сконцентрировали свое внимание на трех условиях перехода к рынку: стабилизации макроэкономики, либерализации цен и приватизации государственных предприятий. При этом, к сожалению, недооценивали важность формирования рыночных институтов, необходимость создания условий для развития конкуренции, игнорировалась особая роль правительства в современной смешанной экономике.
Пятый источник кроется в особенностях культурного развития. Речь идет о тенденции формирования глобализованных однородных средств массовой информации, искусства, попкультуры, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения.
Стоит сказать еще об одной важнейшей особенности глобализации мировой экономики — это бурное развитие финансовых рынков в последние годы XX в. Новая роль финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных) за последние годы резко изменила архитектуру мировой экономики. Еще несколько десятков лет назад основной целью финансовых рынков было обеспечение функционирования реального сектора экономики. В последние годы мировой финансовый рынок стал проявлять самодостаточность. В результате сегодня мы видим рост объема этого рынка в разы, что стало результатом широкого спектра спекулятивных операций, вызванных либерализацией экономических отношений. Одним словом, процесс получения денег из денег значительно упростился благодаря исключению из него собственно самого производства какого-либо товара или услуг. Производство заменили спекулятивные операции с различными производными финансовыми инструментами, такими, как фьючерсы и опционы, а также игра на разнице курсов мировых валют.
Это самый сложный и наиболее продвинутый в плане интернационализации процесс, являющийся результатом углубления финансовых связей стран, либерализации цен и инвестиционных потоков, создания глобальных транснациональных финансовых групп. По темпам прироста объем займов на международном рынке капитала в предшествующие 10-15 лет превысил на 60% объем внешней торговли и на 130% валовой мировой продукт. Увеличивается количество международных организаций-инвесторов. В глобализации финансов часто усматривают причину роста спекуляций и отвлечения со спекулятивными целями капитала от производства и создания новых рабочих мест.
Процесс финансовой глобализации сконцентрирован прежде всего в трех основных центрах мировой экономики: США, Западной Европе и Японии. Финансовая же спекуляция выходит далеко за границы этой триады. Глобальный оборот на рынке валют ежесуточно достигает 0,9-1,1 трлн. долларов. Приток спекулятивного капитала может не только превысить нужды той или иной страны, но и дестабилизировать ее положение. Быстрая глобализация финансов по-прежнему остается важнейшей причиной уязвимости мировой экономики. Интеграция финансовых рынков повышает риск системных сбоев.
Влияние тарифов, квот и других ограничений торговли заключается в том, что они делают импортные товары и услуги более дорогими и, следовательно, менее доступными, чем они могли бы быть. Уровень жизни многих людей снижается из-за меньшего количества товаров и услуг. Какие аргументы могут быть выдвинуты в поддержку использования ограничений внешней торговли?
Защита отраслей, связанных с национальной обороной
Некоторые отрасли промышленности являются жизненно важными для национальной безопасности. Если в них господствуют иностранные конкуренты, то эти отрасли оказываются в сложном положении в период войны. В 1950 годы, например, в США ввели квоты на импорт нефти, надеясь, что это вдохновит на поиск месторождений в стране, чтобы во время войны добывать свою собственную нефть. В результате выросли цены на нефть и увеличился спрос на дешевую импортную нефть, которая была в запасе.
Защита новых отраслей
Многие страны в начале индустриализации использовали протекционистские барьеры для защиты своих новых отраслей промышленности. Существует мнение, что раз уж у промышленности появилась возможность развиваться, она должна быть способна конкурировать с аналогичными иностранными фирмами и, следовательно, на них должны налагаться некоторые ограничения.
Диверсификация экономики
Этот аргумент аналогичен предыдущему. Экономика многих стран, особенно развивающихся, зависит, как правило, от одного товара или товарной группы. В этом случае экономическое положение чревато финансовыми неурядицами, поскольку цены на "главный" товар могут резко упасть. Для предотвращения подобной катастрофы считается, что правительство должно всячески поддерживать (с помощью субсидий и тарифов) другие отрасли экономики для ее диверсификации.
Защита от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы
Данный довод представляется часто самым весомым среди всех аргументов в пользу ограничений международной торговли в Европейском Союзе. Некоторые страны имеют возможность продавать свои товары в странах ЕС по более низким ценам, потому что их рабочие получают более низкую заработную плату. Например, эстонские и финские швеи за одну и ту же работу получают разную зарплату. В результате, финские рабочие должны либо согласиться на более низкий уровень заработной платы, либо потерять работу. Таким образом, в задачи финского правительства и профсоюзов входит защита рабочих посредством ограничений на товары, произведенные с использованием "дешевой иностранной рабочей силы".
Экономисты критикуют этот аргумент. Это вы видели и в дискуссии о производительности и зарплате. Ограничения в международной торговле могут, конечно, защитить некоторые отрасли промышленности. Но ведь все заинтересованы в максимальной цене на товар. Если развивается какая-то одна отрасль промышленности, то это влечет за собой сокращение рабочих мест в неразвивающихся отраслях промышленности.
По мере развития мировой торговли все более актуальным становился вопрос участия государства в этом процессе. На сегодня сформировались и реализуются две концепции государственного отношения к мировой торговле:
протекционизм;
фритредерство.
Идея протекционизма во внешней торговле сформулирована меркантилистами еще в XV-XVII вв. Суть ее в следующем: в интересах собственного национального производства государство активно регулирует внешнюю торговлю, всячески поощряя экспорт и ограничивая импорт.
В период промышленной революции широко распространилась концепция свободной торговли - фритредерство. Согласно ей государство проводит политику либерализации внешней торговли, открывая внутренний рынок для иностранных товаров, капитана и рабочей силы.
В реальной жизни государство в своей внешнеторговой политике вынуждено создать элементы и протекционизма, и фритредерства. Так или иначе, но сегодня государство должно не только провозглашать концепцию своей политики во внешней торговле, но и реально осуществлять меры по ее реализации, используя различные инструменты. Как правило, их делят на две группы.
Первая группа - таможенные пошлины (тарифы). Это традиционные и наиболее активно применяемые средства государственною регулирования внешней торговли: импортные (фискальные и протекционистские), экспортные и транзитные пошлины. Механизм их применения достаточно прост: единица измерения ввозимых товаров или единица декларируемой импортером стоимости товара облагается налогом в виде пошлины, что приводит к удорожанию ввозимых товаров на внутреннем рынке.
Вторая группа инструментов государственного регулирования - нетарифные ограничении (или так называемые нетарифные барьеры). К ним относят: административный запрет на импорт; количественные ограничения (так называемое квотирование); введение стандартов здравоохранения, безопасности, экологичности, установления уровня минимальной цены; введение правил по расфасовке и маркировке; и т. д.
Таким образом, государство, используя разнообразный инструментарий регулирования объема товарных потоков из страны и в страну, добивается определенных результатов в обшей экономической политике.
Регулирование международной торговли на современном этапе
Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.
Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)
ВТО (Всемирная торговая организация)
ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)
ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)
ГАТТ
В соответствии с основополагающими положениями ГАТТ торговля между странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран — членов ГАТТ устанавливается режим наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли. По самым приблизительным подсчетам на долю «исключений» приходится не менее 60% мировой торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности.
ГАТТ признает в качестве единственно приемлемого средства регулирования МТ таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к раунду) снижаются. В настоящее время их средний уровень составляет 3-5%. Но и здесь есть исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). К ним отнесены случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения платежного баланса, осуществления программ регионального развития и помощи.
ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних действий и принятия решений в пользу переговоров и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.
ГАТТ — предшественница ВТО — принимала свои решения на переговорах-раундах всех членов этого Соглашения. Всего их прошло восемь. Наиболее значимые решения, которыми ВТО руководствуется в регулировании МТ до настоящего времени, были приняты на последнем (восьмом) Уругвайском раунде (1986-1994 гг.). Этот раунд еще более расширил круг вопросов, регулируемых ВТО. В него была включена торговля услугами, а также программа сокращения величины таможенных пошлин, активизации усилий по регулированию МТ продукцией отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства) и усиления контроля за теми направлениями национальной экономической политики, которые оказывают влияние на внешнюю торговлю страны.
Было принято решение об эскалации таможенных пошлин по мере повышения степени обработки товаров при снижении пошлин на сырье и ликвидации их на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевтические товары — всего на 40% мирового импорта. Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и сельскохозяйственными товарами. Но последним единственным средством регулирования признаны таможенные пошлины.
В области антидемпинговых мер были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.
К числу вопросов экономического регулирования, воздействующих на внешнюю торговлю косвенно, Уругвайский раунд отнес требования о минимальном экспорте товаров, произведенных на СП, обязательном использовании местных компонентов и ряд других.
ВТО
Уругвайский раунд принял решение о создании ВТО, ставшей правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные положения. Но решения раунда дополнили их задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования так называемых увязок. Смысл увязок состоит в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров.
ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это позволяет ей проводить собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.
ГАТС
Определенной спецификой отличается регулирование международной торговли услугами. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который имел бы общие черты. Но ему присущи общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.
В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.
Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.
ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.
Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.
Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).
Региональный уровень международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.
Национальный уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.